Содержание
Введение………………………………………………3 – 6 стр
- Истоки пионерии. Годы становления и развития организации…………………………………..7 – 9 cтр
- Общая характеристика пионерских символов и ритуалов…………………………………… 10 – 14 cтр
Заключение……………………………………………… 15 стр
Паспорт проекта
Название проекта
|
Понимание сущности пионерской организации через символику
|
Тип проекта
|
Информационно-исследовательский
|
По содержанию
|
Внутрипредметный
|
Продолжительность проекта
|
Краткосрочный
|
Цель
|
Исследование роли смысловой направленности символов и ритуалов организации через доказательство преемственности скаутского и пионерского движения.
|
Задачи
|
Подобрать и изучить литературу по данной теме;
Проанализировать и дать объективную оценку историко-содержательному аспекту пионерского движения в рамках использования опыта скаутизма;
Исследовать содержание основных пионерских символов и ритуалов (галстука, значка, салюта, флага);
Подготовить презентацию и ознакомить учащихся с тезисами доклада.
|
Этапы реализации
|
Подготовительный;
Основной;
Заключительный
|
Продукт деятельности
|
Оформление выставки – «Пионерия в жизни советского школьника» и уголка работ учащихся изобразительного и декоративно-прикладного направлений – «Пионеры глазами современных подростков»
|
Пионер – это значит тот, который
начинает строить новое,
который прокладывает новые пути.
Н.К. Крупская
Введение
Исследовательский проект «Понимание сущности пионерской организации через символику» посвящен 95-летию пионерского движения. Познавательный интерес к данному вопросу был обусловлен выставкой «Мое советское детство», прошедшей в декабре 2016 года в рамках недели истории и обществознания. Представленный наглядный, документальный материал явился стимулом для более детального изучения организации пионеров.
Актуальность проекта заключается в признании уникальности данной организации и связанных с ней элементов. Символы и ритуалы (галстук, значок, знамя, салют, клятва) напрямую определяли смысловое содержание и деятельность пионеров. Опыт пионерии является полезным, активно используется педагогами, организаторами детского движения (пример функционирования с октября 1990 года «Союза пионерских организаций – Федерации детских союзов»).
Цель
Исследование роли смысловой направленности символов и ритуалов организации через доказательство преемственности скаутского и пионерского движения.
Задачи
- Подобрать и изучить литературу по данной теме.
- Проанализировать и дать объективную оценку историко-содержательному аспекту пионерского движения в рамках использования опыта скаутизма.
- Исследовать содержание основных пионерских символов и ритуалов (галстука, значка, знамени, салюта и других).
- Подготовить презентацию и ознакомить учащихся с тезисами доклада.
Гипотеза работы.
Исследование и рассмотрение вопроса о взаимосвязи символики и других важнейших элементов функционирования пионерской организации свидетельствует о том, что символы и атрибуты определяют формы, структуру и методы работы.
Методы исследования.
- Изучение информационных источников, элементов наглядности: работа с ресурсами сети Интернет; научно-популярной литературой, поиск вещественных источников;
- Дедукция (общая характеристика пионерской организации – частное рассмотрение основных символов/ритуалов: галстука, значка, салюта, флага и других);
- Систематизация полученной информации;
- Обобщение материала.
Новизна проекта заключается в переосмыслении содержательных основ пионерии, основанном на деидеологизации и отсутствии политизированности. Важным в процессе приобщения школьников к характеристике опыта организации является выбор отдельных рациональных компонентов, которые необходимо применять в современной образовательной практике.
Образовательный продукт данного информационно-исследовательского проекта: оформление выставки – «Пионерия в жизни советского школьника» и уголка работ учащихся изобразительного и декоративно-прикладного направлений – «Пионеры глазами современных подростков».
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов (19 мая – к 95-летию пионерской организации) и в воспитательных мероприятиях (игры, «тимуровская работа» и другие).
- Истоки пионерии. Годы становления и развития
Рассматривая предысторию пионерского движения, следует отметить, что истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Н.К. Крупская предложила создать детскую организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».
В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов среди детей и создания детского коммунистического движения. И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» ). Символы её представляли собой несколько видоизменённую скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его идейной направленности.
История развития пионерии ведет отсчет с 19 мая 1922 года, когда 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Первоначально организация имела наименование "Юные пионеры имени Спартака".
21 января 1924 года - Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина. С марта 1926 года закрепилось следующее название «Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина». Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.
В конце 1930-х годов завершилась перестройка пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.
В годы Великой Отечественной войны по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда". Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. После"перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость", впоследствии предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.
27—28 сентября 1991 года после запрета КПСС прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, официально прекративший существование пионерской организации. В настоящее время существует «Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов» - негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины — учеников одной школы.
- Общая характеристика пионерских символов и ритуалов.
Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой. В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным.
Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!". 14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.
Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».
Пионерское знамя представляло собой красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.
Особым ритуалом пионеров был салют - приветствие пионеров.
|