Пятница
27.12.2024
02:17
Категории раздела
Пректы [23]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

ПРОЕКТ «ПОНИМАНИЕ СУЩНОСТИ ПИОНЕРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЧЕРЕЗ СИМВОЛИКУ»

Содержание

Введение………………………………………………3 – 6 стр

  1. Истоки пионерии. Годы становления и развития организации…………………………………..7 – 9 cтр
  2. Общая характеристика пионерских символов и ритуалов…………………………………… 10 – 14 cтр

Заключение…………………………………………… 15 стр

Паспорт проекта

Название проекта

Понимание сущности пионерской организации через символику

Тип проекта

Информационно-исследовательский

По содержанию

Внутрипредметный

Продолжительность проекта

Краткосрочный

Цель

Исследование роли смысловой направленности символов и ритуалов организации через доказательство преемственности скаутского и пионерского движения.

Задачи

Подобрать и изучить литературу по данной теме;

Проанализировать и дать объективную оценку историко-содержательному аспекту пионерского движения в рамках использования опыта скаутизма;

Исследовать содержание основных пионерских символов и ритуалов (галстука, значка, салюта, флага);

Подготовить презентацию и ознакомить учащихся с тезисами доклада.

 

Этапы реализации

Подготовительный;

Основной;

Заключительный

 

Продукт деятельности

Оформление выставки – «Пионерия в жизни советского школьника» и уголка работ учащихся изобразительного и декоративно-прикладного направлений – «Пионеры глазами современных подростков»

Пионер – это значит тот, который

начинает строить новое,

который прокладывает новые пути.

Н.К. Крупская

Введение

Исследовательский проект «Понимание сущности пионерской организации через символику» посвящен 95-летию пионерского движения. Познавательный интерес к данному вопросу был обусловлен выставкой «Мое советское детство», прошедшей в декабре 2016 года в рамках недели истории и обществознания. Представленный наглядный, документальный материал явился стимулом для более детального изучения организации пионеров.

Актуальность проекта заключается в признании уникальности данной организации и связанных с ней элементов. Символы и ритуалы (галстук, значок, знамя, салют, клятва) напрямую определяли смысловое содержание и деятельность пионеров. Опыт пионерии является полезным, активно используется педагогами, организаторами детского движения (пример функционирования с октября 1990 года «Союза пионерских организаций – Федерации детских союзов»).

 

Цель

Исследование роли смысловой направленности символов и ритуалов организации через доказательство преемственности скаутского и пионерского движения.

Задачи

  1. Подобрать и изучить литературу по данной теме.
  2. Проанализировать и дать объективную оценку историко-содержательному аспекту пионерского движения в рамках использования опыта скаутизма.
  3. Исследовать содержание основных пионерских символов и ритуалов (галстука, значка, знамени, салюта и других).
  4. Подготовить презентацию и ознакомить учащихся с тезисами доклада.

 

Гипотеза работы.

Исследование и рассмотрение вопроса о взаимосвязи символики и других важнейших элементов функционирования пионерской организации свидетельствует о том, что символы и атрибуты определяют формы, структуру и методы работы.

Методы исследования.

- Изучение информационных источников, элементов наглядности: работа с ресурсами сети Интернет; научно-популярной литературой, поиск вещественных источников;

- Дедукция (общая характеристика пионерской организации – частное рассмотрение основных символов/ритуалов: галстука, значка, салюта, флага и других);

- Систематизация полученной информации;

- Обобщение материала.

Новизна проекта заключается в переосмыслении содержательных основ пионерии, основанном на деидеологизации и отсутствии политизированности. Важным в процессе приобщения школьников к характеристике опыта организации является выбор отдельных рациональных компонентов, которые необходимо применять в современной образовательной практике.

Образовательный продукт данного информационно-исследовательского проекта: оформление выставки – «Пионерия в жизни советского школьника» и уголка работ учащихся изобразительного и декоративно-прикладного направлений – «Пионеры глазами современных подростков».

Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы при проведении уроков истории, тематических классных часов (19 мая – к 95-летию пионерской организации) и в воспитательных мероприятиях (игры, «тимуровская работа» и другие).

  1. Истоки пионерии. Годы становления и развития

Рассматривая предысторию пионерского движения, следует отметить, что истоки пионерского движения лежат в скаутинге. В 1917 году в России существовала относительно разветвленная сеть детских скаутских организаций; всего скаутов было около 50 тысяч. В условиях наступившей Гражданской войны скауты помогали разыскивать беспризорных детей, организовывали отряды детской милиции и оказывали социальную помощь. При этом на территориях, контролировавшихся Советской властью, скаутское движение распалось на несколько направлений. Н.К. Крупская предложила создать детскую организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию».

В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов среди детей и создания детского коммунистического движения. И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» ). Символы её представляли собой несколько видоизменённую скаутскую символику: красный галстук (вместо зелёного; он использовался уже «юковцами»), белая (вместо зелёной) блуза, скаутский девиз «Будь готов!» и скаутский же ответ на него «Всегда готов!». От скаутизма в пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики (например, три лепестка лилии скаутского значка в пионерском значке заменили три языка пламени костра, три конца ставшего красным пионерского галстука стали означать три поколения: пионеров, комсомольцев и коммунистов). Сохранился также скаутский призыв «Будь готов!» с изменением его идейной направленности.

История развития пионерии ведет отсчет с 19 мая 1922 года, когда 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. Первоначально организация имела наименование "Юные пионеры имени Спартака".
21 января 1924 года - Решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина. С марта 1926 года закрепилось следующее название «Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина». Первые пионерские отряды, объединявшие детей рабочих и крестьян, работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений; участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности.
В конце 1930-х годов завершилась перестройка пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа; создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.
В годы Великой Отечественной войны по всей стране развернулось массовое тимуровское движение, возникновение которого связано с именем писателя Аркадия Гайдара и его повестью "Тимур и его команда". Юные пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. После"перестройки" Всесоюзная пионерская организация отказалась от политической окраски, взяв новый девиз: "За Родину, добро и справедливость", впоследствии предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана.

27—28 сентября 1991 года после запрета КПСС прошёл XXII чрезвычайный съезд ВЛКСМ, официально прекративший существование пионерской организации. В настоящее время существует «Союз пионерских организаций – Федерация детских союзов» - негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.

В своем классическом виде Всесоюзная пионерская организация объединяла в СССР республиканские, краевые, областные, окружные, городские, районные пионерские организации. Положение о всесоюзной пионерской организации гласило, что основой организации является дружина, которая создается в школах, детских домах и школах-интернатах. В дружинах, насчитывающих более 20 пионеров, создаются пионерские отряды. В детских домах и пионерских лагерях могли создаваться разновозрастные отряды. Отряд, насчитывавший 15 и более пионеров, делится на звенья. Фактически же, как указывалось, пионерские отряды (делившиеся в свою очередь на звенья во главе с звеньевыми) объединяли учеников одного класса, а дружины — учеников одной школы.

  1. Общая характеристика пионерских символов и ритуалов.

Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частица знамени пионерской организации. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трех поколений: коммунистов, комсомольцев, и пионеров. Галстук завязывался специальным узлом. Председатель дружины имел красный галстук с желтой каймой. В довоенные годы одним из атрибутов пионерской формы был специальный зажим, которым скреплялись концы пионерского галстука. Атрибут этот был желательным, но не обязательным.

Значок пионеров был описан в Положении о детских коммунистических группах имени Спартака (старое название пионеров) от 28 августа 1923 года: на красном развевающемся флаге изображены серп и молот, горящий костер, девиз "Будь готов!". 14 декабря 1925 года появился второй вариант значка (на нём добавился мавзолей Ленина). В 1927 году на значке появилось изображение Ленина. В 1934 году значок вновь был изменён - девиз изменился на "Всегда готов!". В сентябре 1942 года значок принял форму пятиконечной звезды, в центре костёр и девиз "Всегда готов!". В 1944 году вместо костра в центре звезды появились серп и молот, а над звездой стали изображаться три языка пламени. В 1962 году был принят последний образец значка: в центре пятиконечной звезды - профиль Ленина, под ним девиз "Всегда готов!", над звездой три языка пламени. Существовали отрядные значки пионерии - красные с изображением пионерского значка.
Горн созывал пионеров сигналами: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. Горнист отряда - это было ответственное пионерское поручение, он должен был уметь выполнять строевые приемы с горном и подавать сигналы: «Слушайте все», «Сбор», «На знамя», «Походный марш», «На линейку», «Тревога» и некоторые другие. На пионерской линейке место горниста было на правом фланге строя рядом с барабанщиком, в колонне отряда - за флаговым. Барабан сопровождал строй во время походов, шествий, парадов. Барабанщик отряда (его, как и горниста, избирал сбор или совет отряда) должен был уметь выполнять строевые приемы, исполнять «Марш», «Дробь».

Пионерское знамя представляло собой красное полотнище, на котором были изображены пионерский значок и девиз «К борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!». К главному знамени Всесоюзной пионерской организации были приколоты два Ордена Ленина. Знамёна были даже у пионерских отрядов (на бытовом уровне это школьный класс) - красные с пионерским значком, номером отряда и почётным именем отряда.

Особым ритуалом пионеров был салют - приветствие пионеров.

Скачать материал

Категория: Пректы | Добавил: Татьяна (21.05.2017)
Просмотров: 2413 | Рейтинг: 0.0/0