Проблема буллинга – травли в детских коллективах – актуальна во всем мире. Существует она и в современной российской школе. Важно не замалчивать проблему. Не делать вида, будто все гладко, в то время когда хотя бы один ученик продолжает подвергаться травле. Чаще всего дети не понимают, что делать в подобных случаях, и тем более не знают, как их не допустить. Поэтому важнейшая обязанность школы – обеспечить безопасное пространство для всех учеников.
Травлю сложно не заметить
Травля возникает при наличии нескольких составляющих. И одно из них – сообщество взрослых, нечувствительных к данной проблеме, не понимающих не только причин травли, но и ее последствий для коллектива.
Буллинг – не единичный случай проявления агрессии. При буллинге на протяжении длительного времени группа лиц травит одного конкретного человека. Поэтому малозаметной ситуация может быть только в самом начале.
Буллинг тяжело переживается детьми-жертвами, травмирует на долгие годы. А иногда травля приводит к трагичным последствиям, попыткам суицида. Для детей, подвергающихся травле, каждый школьный день становится испытанием.
Жертвой буллинга может стать любой ребенок, потому что ценности каждого класса отличаются. Вместе с тем есть закономерности: травле скорее подвергнется неуверенный в себе ребенок с низкой самооценкой, у которого нет в классе настоящих друзей.
Психолог поможет наладить ситуацию. Но без активной поддержки всех – родителей, педагогов и детей – прекратить буллинг невозможно.
Причины буллинга
Буллинг нельзя оправдать только неправильным семейным воспитанием. Тем не менее дети-агрессоры часто вырастают в семьях, где их самих оскорбляли и унижали. Впоследствии они переносят эту модель поведения в школу.
Если в семье живут по принципу «вот я вам всем покажу!», а педагоги в школе не создали теплых, дружеских взаимоотношений, подросток убеждается, что он прав, что насилие – это часть общения и для выживания в социуме необходимо унижать других.
Неэффективное поведение
Зачастую взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают агрессию одних детей по отношению к другим. При этом они могут объяснять свое бездействие особенностями ребенка-жертвы, который «сам виноват, ведет себя, как неадекватный».
Порой учителя закрывают глаза на происходящее, считая, что «дети сами разберутся». Не хотят признавать проблему, потому что кроме отрицательных эмоций, связанных с ее разбирательством, могут приобрести репутацию педагогов, у которых это происходит.
Решение проблемы действительно может затянуться надолго. При этом перевод ребенка-жертвы или агрессора в другую школу – только временный выход. Если не создаются условия для формирования новых здоровых взаимоотношений, ситуация повторяется.
Считается, что буллинг – это проблема самой организации, той системы, которая породила возможность травли. Ребенок самостоятельно делает выбор в пользу добра или зла, но система может создать условия для проявления худшего, что в нем есть.
Эта тема была и остается сложной для всех. Многие учителя болезненно воспринимают критику в свой адрес. Поэтому, сталкиваясь с агрессией ребенка, показывают неэффективное поведение.
Как родители могут распознать проблему?
Если детско-родительские контакты на хорошем уровне, ребенок может сказать дома: «Не могу разобраться, скажите, что делать». Но абсолютное доверие царит не в каждой семье.
Если ребенок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим признакам.
Нужно обращать внимание на синяки на теле, которые появляются изо дня в день. Ребенок может попытаться скрыть их с помощью одежды даже от ваших глаз, потому что одно только упоминание о том, что он не смог постоять за себя, его травмирует.
Ребенок становится высокотревожным, начинается бессонница, пропадает аппетит. Подросток не хочет идти в школу, выдумывает правдоподобные истории типа: «сегодня свободный день», «учитель заболел», «всех забрали на соревнование, а мне нельзя, у меня освобождение на неделю» и так далее.
Регулярная травля приводит к депрессии, нарушениям в поведении, тогда родители сразу же должны обратиться к специалисту.
Как быть учителю
Что же необходимо предпринять учителю при первых признаках травли?
Спокойно, твердо и уверенно заявить, что агрессия в отношении конкретного ребенка недопустима. Защитить ребенка-жертву, при всех встать на его сторону.
Не пускать ситуацию на самотек. Постарайтесь вместе с коллегами и школьным психологом найти выход.
Научить подростков правильному поведению в социуме, уважению границ других людей.
их людей. |