Понедельник
30.12.2024
19:47
Вход на сайт
Поиск
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с организации материально-технической базы, включающей архитектурную среду и специальное оборудование.

Важным условием организации пространства является безопасность и постоянство предметно-пространственной среды, что предполагает свободные проходы к партам, входным дверям, отсутствие выступающих углов и другое.

На лестничных маршах первая и последняя ступени должны отличаться от остальных контрастным  желтым цветом. Поручни устроены на 1 и 2 этажах.

Таблички и надписи с обозначением номеров аудиторий, названий учебных кабинетов,

В столовой у ребенка есть свое постоянное место.

Кабинеты оснащены мультимедийной аппаратурой (интерактивная доска, компьютер c колонками, средства для хранения и переноса информации (USB накопители), принтер, сканер, аудиокнигами; дидактическим и наглядным материалом по темам (иллюстрации, презентации, учебные фильмы); видеотекой учебных и используемых в образовательном процессе различных видеофильмов; специальной литературой по различным разделам дефектологии.

В классах, где обучаются учащиеся начальных классов - одноместные ученические места.

   Дети с косоглазием без амблиопии  сидят в среднем ряду на любой парте, дети с косоглазием и амблиопией — в среднем ряду на первых партах (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске). Однако необходимо учитывать вид косоглазия. При сходящемся косоглазии ученику нужно сидеть настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения; при расходящемся косоглазии — напротив, как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Дети, страдающие светобо­язнью (при альбинизме и др.), должны сидеть как можно дальше от ос­вещенных окон; можно затенить их место ширмочкой. При катаракте дети успешнее работают вдали от света. Дети, страдающие глаукомой (при отсутствии светобоязни), наоборот, должны сидеть максимально близко к освещенным окнам.

В ОО для детей с нарушением зрения необходимо соблюдение светового режима (обеспечение беспрепятственного прохождения в школьные помещения естественного света; одновременное использование естественного и искусственного освещения; возможность использования дополнительного индивидуального источника света).  Требования к уровню освещенности школьных помещений (классов, кабинетов, спортивного зала, рекреаций, комнат отдыха и других) при реализации АООП НОО в отдельных образовательных организациях соответствуют нормам освещения, предусмотренным для слепых обучающихся с остаточным зрением утвержденным действующим СанПиНом.

На окнах устанавлены регулируемые солнцезащитные устройства (жалюзи, тканевые шторы и т. п.) для устранения слепящего действия прямых солнечных лучей.

Школьная мебель окрашена в цвета натурального дерева.

         Учебно-наглядные пособия должны подбираются таким образом, чтобы удовлетворять одновременно лечебно-офтальмологическим и педагогическим требованиям, так как необходимо учитывать зрительные возможности детей: увеличение шрифта, изменение цветовой гаммы, соотнесение работы в разных плоскостях, сокращение объема и времени выполнения письменных работ.

Для учеников с низкой остротой зрения используются тетради и прописи с широкой строкой и дополнительной разлиновкой.

Для данной категории детей используются учебные пособия с более крупными буквами, материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.

Предпочтительнее использовать черные изображения на белом или желтом фоне и наоборот.

Для успешного освоения учебного материала предъявляются требования к учебным принадлежностям: учебники, которые созданы на основе учебников для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, но отвечающие особым образовательным потребностям слепых (рельефно-точечным шрифтом, содержащие иллюстративно-графический материал),  (учебная литература по системе Брайля изготавливается в г.Москва «МипоРепро»; учебная литература для слабовидящих печатается в г. Москва ООО «Логосвос», а также издательством «Просвещение»), специальные тетради для письма по Брайлю, грифель, прибор.

К техническими средствам обучения слабовидящего учащегося, ориентированных на его особые образовательные потребности, относятся различные виды оптической коррекции (электронные лупы, дистанционные лупы, карманные увеличители и др.); прибор «Ориентир»; приборы и оборудование для обучения  пространственному ориентированию и социально-бытовой ориентировки  (компасы, часы,  дозиметр и др.); технические средства реабилитационного назначения.

Временной режим образования слабовидящих школьников (учебный год, учебная неделя, день) устанавливается в соответствии законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Образовании в РФ», СанПиН, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами образовательной организации.

                Обучение слабовидящих учащихся осуществляется только в первую смену. Продолжительность общеобразовательного урока в подготовительном классе и в первом полугодии 1 класса составляет 35 мин., в последующие годы обучения – 40 мин. (СанПиН № 242 от 2010г.). Продолжительность специально организованного урока/занятия с обучающимися слабовидящими школьниками различна и зависит от возраста и психофизического состояния детей.

В соответствии с СанПиНом в середине урока проводится физкультурная минутка.

Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентируется зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10-15 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут. Режим зрительной нагрузки должен обеспечивать стойкое сохранение зрительной работоспособности и  профилактику зрительного утомления.

Режим зрительной нагрузки предполагает:

·                чередование работы глаз с их отдыхом;

·                профилактика утомления мышечного аппарата спины и шеи;

·                целесообразное ограничение непрерывной зрит. работы;

·                создание комфортных для зрения внешних условий (рассматривания, наблюдения объектов внешнего мира, чтения, трудовых операций под контролем зрения);

·                подбор объектов восприятия, которые бы обеспечивали: построение адекватных зрительных образов; удержание объекта в поле видения в заданный временной отрезок, что предусматривает учет размера, цветности, сложности формы, количества объектов, характер зашумленности фона и т.д.

·                достаточная освещенность рабочего места;

·                соблюдение допустимой длительности занятий, особенно на занятиях, на которых деятельность детей требует продолжительного зрительного сосредоточения.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения  также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения реко­мендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1— 2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15— 30 минут).

Непрерывный период зрительной нагрузки при письме, чтении и работе с мелкими предметами не должен превышать 5 минут,  зрительная гимнастика не менее 2 раз за занятие, устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, подачу учебного материала осуществлять небольшими, логическими законченными дозами.

В связи с тем что темп работы детей с нарушениями зрения замедлен, им следует давать больше времени для выполнения заданий (особенно письменных). Некоторые зрительные нарушения осложняют выработку навыка красивого письма, поэтому следует снизить требования к почерку ребенка.

Рекомендуется смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления (зрительная гимнастика), включение в учебно-воспитательный процесс динамических пауз, которые являются своеобразным отдыхом для глаз.

Педагог должен говорить медленнее, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание.

Учитывая необходимость постоянного выполнения офтальмо-гигиенических требований, учителю рекомендуется (по Л.П.Григорьян):

- знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка;

-знать рекомендации, данные детям по лечению (в том числе по ношению очков) и следить за их исполнением;

-при возникновении подозрения на ухудшение зрения у ученика направлять его к школьному офтальмологу;

-следить за правильной позой детей при обучении чтению и письму;

-знать детей, имеющих ограничения по занятиям физкультурой и трудовому обучению, и следить за их соблюдением;

-заботиться о профилактике зрительного утомления на уроках;

-проводить на уроках физкультпаузы по методике, согласованной с врачом-офтальмологом и учителем физкультуры.

Во время урока педагогу необходимо следить за позой учащихся. Неправильная осанка создает неблагоприятные условия для функционирования многих органов и систем. Учителю необходимо четко соблюдать показания и противопоказания к занятиям спортом. При близорукости высокой степени и особенно с осложнением на глазном дне, глаукоме, подвывихе хрусталика и др. противопоказаны все виды спорта, связанные с резким перемещением тела и возможностью его сотрясения, поднятием тяжестей, большим физическим напряжением. При решении вопроса о возможности занятий слабовидящих школьников в отдельных спортивных секциях необходима консультация врача-офтальмолога.

Учебно-методическое и информационное обеспечение реализации АООП включает наличие информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений, школьного сервера, школьного сайта, внутренней и внешней сети и направлено на создание доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией основной образовательной программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.

Создание специальных кабинетов для отдыха /релаксации и коррекционно-развивающих занятий.

В школе созданы специальные кабинеты:

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий психолога;

- кабинет, оснащенный оборудованием и дидактическим материалом для занятий логопеда;

- светлая и темная сенсорная комнаты.