Суббота
09.11.2024
06:37
Категории раздела
Профилактика правонарушений [2]
Профилактика буллинга [1]
Профилактика террористических угроз [2]
Профилактика суицида [1]
Профилактика детского травматизма [2]
Профилактика негативного информационного воздействия [4]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

методические материалы по профилактике правонарушений

Методические рекомендации по профилактике правонарушений и безнадзорности обучающихся образовательных учреждений 

Номенклатура         дел      по        профилактике         безнадзорности        и          правонарушений несовершеннолетних  

Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.  

В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:  

  1. Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений. 
  2. Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положение о школьном совете профилактики, о школьном инспекторе по делам несовершеннолетних, должностные инструкции специалистов, приказы, положения). 
  3. Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении). 
  4. Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления). 
  5. Статистическая информация по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (общее количество учащихся в школе, охват детей дополнительным образованием, информация органов внутренних дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних, в том числе учащихся школы, информация органов управления образованием, учреждений здравоохранения, социальной защиты о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, банки данных: 

- несовершеннолетних, состоящих на учете в ОВД 

-не обучающихся и систематически пропускающих учебные занятия по неуважительным причинам 

-учащихся, находящихся на внутришкольном педагогическом учете 

-многодетных семей 

-семей, имеющих одного родителя 

-детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

-опекаемых детей и детей из патронатных семей 

-семей с низким материальным уровнем 

-детей-инвалидов 

  1. Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий). 
  2. Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля). 
  3. Протоколы совещаний по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, управляющего совета). 
  4. Выполнение предписаний надзорных органов (предписания и протесты прокуратуры, акты, справки выше стоящих органов управления образованием, рекомендации, планы мероприятий, приказы по устранению недостатков и исключению фактов нарушений законодательства). 

10)Психолого-медико-педагогическое сопровождение учащихся, находящихся в социально опасном положении (протоколы заседаний ПМПК, консилиумов, диагностические материалы, дела на детей, нуждающихся в поддержке, их индивидуальные образовательные маршруты, рекомендации специалистов и др.). 

11)Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч). 

12)Работа школьного совета профилактики (положение о совете, его состав, протоколы заседаний, решения, отчеты, информации). 

13)Система учета не обучающихся детей, систематически пропускающих учебные занятия (список детей по каждому классу, информация по четвертям о пропусках уроков, отчеты классных руководителей, материалы по индивидуальной работе с каждым таким учеником, отчеты школы, дневник (журнал) учета посещения уроков детьми и др.). 

У каждого классного руководителя должны быть сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих. 

В планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для родителей. 

Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы. 

4. Функции образовательных учреждений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  

Основным законодательным актом, регламентирующим деятельность органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, является закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № ФЗ-120 (с дополнениями и изменениями). 

В соответствии со ст. 14 данного закона в компетенции учреждений общего образования входят: 

1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется: 

  • постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении; 
  • проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей; 
  • разработка         индивидуальных      маршрутов     (планов,         программ)      коррекции

несовершеннолетних, их дальнейшего развития; 

  • привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи; 
  • разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении; 
  • осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика. 

2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:  

  • разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;  
  • направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный орган управления образованием на 1 число каждого месяца учебного года; 
  • совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока; 

-обеспечение       максимального      охвата      детей      образовательными       программами

дополнительного образования; 

  • разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящейся в социально опасном положении; 
  • организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся; 
  • проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»). 

3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей. Это:  

  • организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;  - организация работы общественного инспектора или социального педагога по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);  
  • организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;  
  • организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с органами внутренних дел, инспекцией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты

и др.;  

  • создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;  
  • привлечение органов родительского соуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;  
  • принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;  
  • организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;  
  • создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;  
  • обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время), организация бесплатного питания 

4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних предусматривает:  

  • развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении; 
  • разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания; 
  • организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах; 
  • обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время. 

5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних через:  

  • организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных

занятий и т.д.); 

  • включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;  - использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности. 
  • организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций областного и федерального уровня, направленных на формирование гражданско-правового сознания учащихся; 
  • привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;  - использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 
  • проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения, уровню правовой культуры; 
  • создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданскоправовой культуры и поведения учащихся. 

5. Межведомственное взаимодействие с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  

В соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы управления образованием являются составной частью системы профилактики и призваны организовывать взаимодействие с остальными участниками этой работы.  

6. Организация контроля за осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних 

Одной из важных функций в деятельности образовательных учреждений является контроль. 

Контроль – это одна из функций управления, позволяющая иметь информацию о состоянии образовательной системы и корректировать процесс ее функционирования. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь, делает управление чувствительным к изменениям. 

В ходе реализации функции контроля управленец производит сбор информации, которую должен проанализировать, чтобы систему перевести из одного состояния в другое – более качественное. 

Контроль имеет несколько задач, среди которых

§ выявление необходимости принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение не соответствует желаемому; 

§ формирование информационной базы для оценки работы педколлектива и побуждения его к продуктивной работе; 

§ выявление наиболее ценного опыта педагогической и управленческой деятельности. 

Контроль способствует сохранению единого образовательного пространства, разграничению компетенций между субъектами управления, правовому регулированию деятельности тех или иных объектов контроля. 

В основе осуществления функции контроля лежат несколько позиций: 

  • вариативность контроля 
  • интеграция инспекторского контроля и методической помощи 
  • качественность контроля 
  • демократизация (само- и взаимоконтроль) и т.д. 

Виды контроля подробно описываются в педагогической литературе. 

Субъекты контроля определяются на основании нормативных документов, с учетом складывающейся ситуации и целей управления. 

Объектами контроля профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних могут быть: деятельность заместителей директора, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учителей-предметников, социальных педагогов, педагогов-психологов, совета профилактики, воспитательные системы классов и др. 

Продуктом контрольно-инспекционной деятельности выступает аналитическая справка. 

Аналитическая справка - итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности управленца. Она содержит систематизированные, обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы). 

Рекомендации по составлению аналитической справки  

Основные требования к справке  

  1. Четкость построения 
  2. Логическая последовательность изложения материала 
  3. Аргументированность 
  4. Точность оценок, исключающая возможность их субъективного толкования

Структура справки  

  1. часть – вводная (опорные вопросы: что? кем? когда? зачем?) 
  2. часть – аналитическая (что и по каким причинам?) 
  3. часть – заключительная (что рекомендуется?)

Содержание справки  

  1. Вводная часть: предмет изучения, сроки изучения, тема проверки, цель и программа

проверки,              кто              проверяет,              объем              проделанной               работы 

  1. Аналитическая       часть
  • общая     характеристика         изучаемого    вопроса          в          ходе    проверки 
  • достоинства      и          недостатки    его      решения 
  • факторы или условия, а также причины появления положительных или отрицательных сторон анализируемого объекта или явления. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение результатов. Таким образом, в этой части справки необходимо ответить на каждый вопрос плана-задания, дать оценку достоинств в решении каждого из вопросов.
  1. Заключительная часть

-обобщить результаты анализа, сделать выводы 

-определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения 

-указать сроки и формы подведения итогов 

  1. Подпись составителя справки, дата составления справки.

Справка может содержать приложение:  

-результаты анкетирования 

-результаты контрольных срезов 

-содержание контрольных работ, тестов  -учебно-методический комплекс по предмету  -указатель литературы и др.

· Более правильному написанию справки поможет план-задание, который должен содержать: цели проверки, предмет проверки, характеристику предмета проверки 

· Справка заслушивается, обсуждается, по ней готовится приказ 

· Справка должна быть представлена в двухнедельный срок после проведения проверки 

 

 

 

 

 

Категория: Профилактика правонарушений | Добавил: Татьяна (02.05.2023)
Просмотров: 295 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: