Материалы и оборудование: бланки для записи слова, бланки с заданием на устойчивость внимания, изображение собаки в трёх вариантах , иллюстрации, интерактивная доска, картонные медальки по количеству учащихся, презентация «Умница».
Ход занятия
Вводная часть
- Ребята, давайте создадим друг другу хорошее настроение. «Улыбнитесь!», «Скажите добрые слова друг другу!»
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений»(улучшит внимание, правописание, ясное восприятие и речь).
«Надеть шапку», то есть «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает слышать резонирующий звук своего голоса, когда дети говорят или поют.
- Тема нашего сегодняшнего занятия : «Внимание, внимание!» . А как вы думаете, для чего нужно внимание человеку? А для каких профессий внимание – главное и очень важное качество? (ответы детей с аргументами). А что делать, если ты не очень внимательный? (развивать это качество). И сегодня мы с вами познакомимся, будем выполнять задания, которые способствуют развитию внимания.
Основная часть
Задание 1. «Помоги бабушке»
- Ребята, посмотрите: бабушке нужны 4 одинаковые пуговицы, но она никак не может их найти. Давайте ей поможем.
(На экране рисунок с пуговицами, после ответов детей демонстрируется правильный ответ – изображение искомых пуговиц).
Разминка «Нос, пол, потолок»
Играющие размещаются по кругу, учитель называет одно из трёх слов:
«пол» - дети показывают указательным пальцем на пол;
«потолок» - игроки поднимают руку вверх, указывая на потолок.
Интенсивность игры регулируется темпом произнесения учителем слов – заданий. Ведущий старается запутать игроков. Например, произносит слово «нос», а показывает на потолок. Игрок, допустивший расхождение между словами и действиями, выбывает из игры.
Выигрывает тот, кто останется последним.
Задание 3. «Выполни по образцу»
- А следующее задание каждый выполняет самостоятельно. Нужно по порядку, строчка за строчкой, выделять буквы и цифры по образцу:
- цифру «5» - обвести в кружок, «8» - в треугольник с основанием внизу, «Б» - поместить в квадрат, «Е» - в треугольник с основанием вверху.
(После подробного разъяснения задания с демонстрацией на доске детям раздаются аналогичные бланки. По команде учащиеся одновременно начинают выполнять задание.)
Физминутка «Вверху-внизу»
Учитель называет различные предметы, находящиеся на земле. Ученики говорят «Внизу» и приседают. Если учитель называет предметы, которые находятся в воздухе, тогда учащиеся говорят «Вверху и подпрыгивают». Например:
Отмечаются дети, быстро и безошибочно выполнявшие команды.
Задание 4. «Составь слово»
- Нужно внимательно, не водя рукой по линиям, а лишь отслеживая их глазами, проследить путь каждого шарика и нарисовать его там, откуда он выкатился. Победитель первым прочитает слово.
(На доске демонстрируется задание, детям раздаются бланки для записи слова. После того, как задание выполнено учащимися, демонстрируется верный ответ,сравнивается с ответом детей).
Заключительная часть (рефлексия занятия)
- Ребята, чем мы сегодня занимались, какое качество развивали? Что у вас получалось легко, а в чём испытывали затруднения?
- Давайте каждый из вас сам оценит, насколько у него развито внимание:
У меня три собачки «Я внимательный», «Я не очень внимательный», «Я совсем невнимательный». Повесьте свою медальку на ту собачку, у которой такое же внимание, как у вас. Вам понравилось сегодняшнее занятие? Давайте попрощаемся…
Список литературы
Завьялова Т.П., Стародубцева И.В. Сборник игровых занятий по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у младших школьников. – М.: АРКТИ, - 2008. – 56 с.(Начальная школа)
Локалова Н.П. Уроки психологического развития в начальной школе. – газета «Начальная школа», - 2000г.
«Смекалочка» № 8(98), - ЗАО «Издательство «Газетный мир», - 2014г.
Языканова Е.В. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 3 класс - 8-е изд., перераб. И доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 125с.(Серия «Учебно-методический комплект»)