проект «Забытые виды рукоделия»
Тезисы к ярмарке.
Макарова Наталья Николаевна
учитель технологии ГС(К)ОУ для обучающихся,
воспитанников с ОВЗ «Петровск-Забайкальская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Название проекта: «Забытые виды рукоделия»
Тип проекта: исследовательский, творческий
Целевая аудитория: учащиеся школы-интерната.
Цель проекта:
Формирование у обучающихся основ и бережного отношения к культурному наследию, к истории и традициям народов, уважения к людям труда через познание народных ремесел народов Забайкалья.
Задачи:
Познакомить обучающихся с историей, культурными традициями, направлениями забытых видов ремесел народов, населяющих Забайкалье;
Формировать любовь, уважение, толерантное отношение к родному краю, культуре и быту, народов, населяющих Забайкалье;
Научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
Обучить технологиям различных забытых видов рукоделия.
Развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Сроки реализации проекта: долгосрочный.
Знание народных традиций, зачастую тесно связанных с декоративно – прикладным искусством, играет особую роль в развитии у детей и подростков эмоционально – эстетического отношения к национальной культуре, к пониманию национальных культур других народов. Забайкалье - это многонациональный край. Мы разные, но, живя на одной земле, уважая друг друга, забайкальцы всех национальностей не должны терять своей языковой культуры и самобытности. Народная мудрость гласит: «Без корня и полынь не растет». Чтобы сохранить для будущих поколений все ценное и достойное, необходимо сохранить историю своей малой Родины.
В рамках школьной научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку» был представлен групповой проект учащихся 8-го класса «Культура семейских Забайкалья» под руководством учителя истории Макаровой Е.И. и учителя технологии Макаровой Н.Н. Учащиеся познакомили всех присутствующих с костюмами, жилищем семейских. Именно этот проект послужил началом становления школьного детского этнографического музея «Народы Забайкалья».
Исследования о народах, населяющих наше Забайкалье, не могло обойтись без изучения обрядов, ритуалов и иных традиций, соблюдение которых способствовало развитию народно-декоративного творчества, в частности рукоделия. Каждый из нас, так или иначе, да сталкивался с каким-либо из видов рукоделия.
Рукоделие – это творчества, это полет фантазии, это мастерство исполнителя. В каждую выполненную вещь вкладывается энергия исполнителя, частичка души и сердца. Различные виды рукоделия являются одним из самых старейших в прикладной трудовой деятельности человека. Поэтому долгие годы, вещи, выполненные мастерами и мастерицами своего дела, приносят радость и положительные эмоции.
Уже на протяжении нескольких лет в школе-интернате работает кружок «Рукоделие», который относится к виду внеклассной групповой работе, где изучается декоративно – прикладное искусство. При изучении углубляются общенаучные знания, и расширяется технологический кругозор у учащихся. При занятии рукоделием происходит психологическая разгрузка, что важно в нашей современной жизни, а также развивается моторика рук, которая в свою очередь благоприятно влияет на развитие памяти и мышления слепых и слабовидящих детей. Кружок объединяет всех, кто не равнодушен к рукоделию и созданию неповторимых изделий, сувениров, кто хочет познакомиться с новыми для себя видами рукоделия и найти в себе новые способности, которыми одарила их природа.
В результате работы над проектами «Культура и быт народов Забайкалья» учащиеся познакомились и овладели забытыми видами рукоделия, такими как:
Ткачество на бердо. Бердо – это инструмент для ткачества. Чаще всего при помощи бердо ткут пояса, шнурочки для подвязывания.
Плетение на рамке – старинная техника изготовления салфетки. Путем соединения маленьких салфеток можно сделать скатерть, покрывала, накидки на кресла, коврики. Они создают не только уют, но и послужат хорошим подарком.
Вязание одной иглой – давнее средневековое ремесло появилось в 7 веке до н.э.. В Забайкалье этот вид рукоделия сохранился до сих пор. Таким способом семейские женщины вяжут носки, рукавички, коврики.
Вязание крючком – древний вид декоративно - прикладного искусства. Этот вид рукоделия сохранился и в наши дни.
Изготовление обереговых кукол. Одними из таких являются куклы-мартинички, которые имели большое значение в жизни народа. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого, маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия. И конечно, кроме праздничного значения, эти куколки играли еще и обережную роль.
Работа по освоению забытых видов рукоделия дает возможность каждому кружковцу реально открывать для себя волшебный мир декоративно- прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности. Данный вид работы привлекает учащихся еще и тем, что можно увидеть результат труда, услышать как его оценивают сверстники, взрослые, что позволяет оценить свою значимость. А это особенно важно для личностного становления слабовидящего ребенка.
Данный вид Д
ДА сколько радости получают школьники, когда своими руками вышьют или соткут салфетку, украсят узором какое-либо изделие. удивляются и восхищаются, рассматривая образцы учителя и изделия, выполненные мастерицами! У учащихся появляется интерес к истории и культуре народов Забайкалья. Это подтверждают книги, иллюстрации, схемы, которые они отыскивают и приносят на занятия. Знания, умения навыки, полученные на занятиях, помогут слабовидящим учащимся адаптироваться в окружающем мире и будут особенно полезны в дальнейшей жизни. |
Категория: Макарова Н.Н | Добавил: tanya (24.02.2015) |
Просмотров: 1308
| Рейтинг: 0.0/0 |
|