Информация об авторах
Фамилия, имя, отчество
|
Макарова Елена Ивановна
|
Должность, учёная степень
|
Учитель истории
|
Образовательное учреждение
|
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
|
Награды, звания автора
|
|
Е-mail
|
|
Контактный телефон
|
|
Детский этнографический музей как одно из направлений духовно-нравственного воспитания детей и подростков в сфере дополнительного образования.
В связи с переходом на новые ФГОС второго поколения перед школой-интернатом встала задача взаимодействия внеучебной и учебной деятельности. Музейная педагогика одна из составляющих этой большой работы. Реализация инновационного проекта основанного на использовании потенциала музейной педагогики создает дополнительные возможности для социализации детей и воспитанников школы-интерната.
С детства человек должен ощущать себя частицей мира, частицей огромного человеческого сообщества, частицей своей семьи, своего народа, своей Родины. В наши дни наблюдается возрождение традиционных культур, ориентирование на этнопедагогику. И это правильное направление, потому что без знания своей истории, культуры, традиций своего народа , мы не сможем воспитать настоящего гражданина, человека целеустремленного и высоконравственного. Ребенок, который изучает свою историю и историю других народов, который находится в постоянном погружении в определенную историческую среду, учится не только понимать особенности и неповторимость культуры каждого народа, но он в дальнейшем не будет способен совершать поступки, приводящие к разрушению культуры и народа в целом. Формируя современную личность в ребёнке необходимо стремиться, чтобы в нем был нравственный стержень, основанный на общечеловеческих ценностях. Поэтому, при создании музея главной целью было приобщение школьников к истории родного края, развитие в них интереса к изучению культуры разных народов. Музей в школе должен стать одним из средств расширения кругозора, специальных знаний учащихся, формирования у детей и подростков научных интересов, навыков общественно-полезной деятельности. В основе деятельности музея лежит принцип « школьный музей - руками детей».
Анализ работы различных детских музеев краеведческой направленности в Забайкальском крае и в стране в целом и сопоставление со спецификой нашей школы показал, что необходимо создать нечто иное, отличное от других. Это иное не просто должно было заинтересовать взрослых и ребят, но и «зажечь» на длительное время. То есть ситуация, когда в музее существуют коллекции утюгов, самоваров и других старинных вещей бесперспективна и недолговечна для наших детей. В нашей школе обучаются дети со всего Забайкальского края, поэтому показалась привлекательной идея о создании не простого краеведческого музея, а именно музея этнографической направленности. Это дает возможность для огромной, неугасающей и интересной работы.
Детский этнографический музей «Народы Забайкалья» открылся 12 октября 2012г. Благодаря музею мы изучаем культуру коренных народов Забайкалья - эвенков, бурят, казаков , семейских. 2012 г. в Забайкальском крае был объявлен годом семейских, мы решили сделать раздел «Семейские» первым разделом для изучения быта и культуры этого народа. Кроме того, несколько детей, обучающихся в нашей школе, являются носителями и потомками именно этой этнической группы. Нельзя не учитывать и географическое положение. Город Петровск-Забайкальский находится на «стыке» границ семейских нашего района, Красночикойского и Республики Бурятии. Следовательно, проблем с экспонатами и с изучением живой культуры не должно было быть. Первое испытание энтузиасты по созданию музея прошли 11 мая 2012г. на школьной научно-практической конференции « Мой первый шаг в науку», где группа педагогов и детей должна была защитить проект «Культура семейских Забайкалья». Сложностей было очень много - это и большое количество участников проекта, и несколько разновидностей исследований в одном проекте
( жилище, одежда, песенная культура, лингвистическая особенность семейского говора). Но, несмотря на все трудности, защита проекта прошла довольно успешно. Наш проектзанял первое место. Это дало мощный внутренний толчок и для взрослых и для детей. Пришло осознание определенной духовной силы и удовлетворённости, что мы можем все вместе сделать очень много доброго, светлого, созидающего.По итогам конференциибыло принято решение поощрить детей и взрослыхпоездкой в Красный Чикой на I Межрегиональный фестиваль семейской культуры «Семейская круговая». Участники проекта получили возможность увидеть своими глазами «живую культуру»: послушать удивительное многоголосное пение семейских, поработать на ткацком станке, рассмотреть предметы быта, одежду , послушать говор изучаемой культуры, и наконец получить бесценный опыт общения с представителями этой неповторимой культуры.
Все «вольности», не принятые в государственных музеях, мы можем смело допускать, поскольку у нас несколько иные задачи и иная аудитория, а также ключевое определение «детский» тоже предполагает более свободную атмосферу музея. Работа в музее имеет, конечно, свои особенности:
- Рамки разделов музея подвижны (например, раздел «Семейские» и раздел «Казаки» на определённом этапе сливаются в одну экспозицию «Предметы быта семейских и казаков». Обосновывается это тем, что предметы ( посуда, некоторая мебель, утюги, ступы, прялки и др.) у обеих этнических групп были в основном похожими, хотя существуют и определённые отличия.
- Музей имеет одну небольшую комнату, где размещены основные экспонаты. Но для воспроизведения макетов (например: жилища) и моделей (например: одежды семейских или казаков) места там будет недостаточно. Поэтому здесь подключаются кабинеты технологии, трудового обучения, кабинет истории. Кстати сказать, что кабинет технологии для девочек и раньше не пустовал, но теперь он напоминает штаб по производству необычных вещей и реализации самых фантастичных проектов. Дети постоянно «осаждают» учителя Макарову Наталью Николаевну с вопросами, что сейчас будем делать, для чего, как это называется и т.д., то есть ребята заинтересовались в изучение культуры этих народов. Этнографическая работа стала их потребностью, а это очень замечательно, учитывая социальную среду, в которой они родились и воспитывались до нашей школы.
- Учащиеся школы-интерната взаимодействуют с городским краеведческим музеем, школьными музеями образовательных учреждений; принимают участие в городских выставках, конференциях; установлены связи с МДОУ № 7. Для этого дошкольного учреждения учащиеся школы связали муляжи овощей, фруктов и других предметов, запланировано посещение детских групп с игровой программой «Игры семейских и казаков Забайкалья». Таким образом, музей выполняет функцию социализации личности воспитанника, способствует его интеграции в общество.
- Экспонаты, представленные в музее дополняются моделями недостающих предметов быта, которые выполняются совместно взрослыми и детьми. Организованы творческие мастерские, где учащиеся выполняют работы по ткачеству, вязанию, вышивке изделий, изготовлению предметов быта и макетов жилищ.
На данный момент в музее открыто всего два раздела: «Семейские» и «Казаки». Их фонд постоянно пополняется, ведется работа по изучению особенностей данной культуры.
Наряду с имеющимися успехами, конечно же, существует и целый ряд проблем. Первой является проблема отношения к подлиннику, то есть к экспонатам. Ведь в нашем музее все вещи можно потрогать руками, хорошенько рассмотреть и «прочувствовать». В апреле 2012 г. проходили празднования Масленицы. Среди многочисленных забав были и такие как, возможность каждому желающему потолочь зерно (пшеницу) в ступе до мельчайшего состояния, и глажение белья рубелем. И взрослые, и дети с удовольствием приняли участие в этом. Но возникает вопрос - как долго мы сможем сохранить первоисточники (ступу-пест, рубель и др.) для потомков? Выход пока найден частично - стараемся раздобыть второй экземпляр, чтобы один был рабочий, а другой как экспонат.
Наша задача - не дать угаснуть той колоссальной работе, которую проделывает весь коллектив -от технического персонала до директора. Нужно постараться, чтобы и дети и взрослые не охладели, «не привыкли» к существованию музея, а стремились его развивать и усовершенствовать.
Первые итоги показали, что работа в данном направлении дает очень много положительных результатов. Учитывая особенный детский контингент, мы считаем, что музей дал хорошую основу для творчества и воспитания духовно-нравственных качеств личности воспитанников, патриотизма не только у детей, но и у взрослых. Мы все вместе учимся новому, осваиваем неизвестное, приходит новое осмысление исторического наследия и что самое важное, возвращаем его в культурный оборот. Наши дети приобретают опыт общения с различными учреждениями (музеями, архивами, школами, садами, центрами культуры и др.). Большую помощь и поддержку становлению музея оказывают наши ветераны - педагоги школы: Чуева Людмила Ивановна и Димова Людмила Николаевна, а также выпускники школы (из интернета узнали о музее и уже передали в него первые экспонаты). Кроме этого, постоянные консультации дают Беломестнова Н.И., хранитель краеведческого музея г. Петровска-Забайкальского, Решта Н.П.- ведущий методист отдела традиционной культуры ГУК «Учебно-методического центра культура и народного творчества» Забайкальского края.
Участие воспитанников в музейной деятельности: в поиске и обработке материалов, создании экспозиций музея, проведении экскурсий, воспитательных мероприятий на базе музея, встречах с людьми чрезвычайно благоприятны для включения механизма развития творческих сил, созидания, реализации нравственного потенциала детей и подростков. |