ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., 9-го класса без изменений и добавлений. Данная программа предполагает окончание курса основного общего образования по обществознанию.
Слабовидящие обучающиеся 10 класса, заканчивающие курс основной школы, отличаются друг от друга уровнем учебной деятельности и способностями, о чём свидетельствуют результаты качества знаний по обществознанию за 9 класс. Специфическое соотношение освоения знаний и развития мыслительной деятельности у учеников приводит к специфике методов формирования знаний у учащихся. 50% обучающихся имеют средний уровень обученности по предмету. Остальные обучающиеся с низким уровнем обученности, низкой учебной мотивацией в виду их индивидуальных особенностей и способностей, требующие индивидуального подхода. Учащиеся в окружающем мире ориентируются слабо, затрудняется при устных ответах, редко приводят свои примеры, чтение текста медленное. Не владеют набором специфических терминов по обществознанию. Поэтому, для одной части учеников проводить работу по овладению знаниями на основе активной мыслительной деятельности, для другой – вводить знания в «готовом виде», т.е. опираться на понимание значения усваиваемого знания для умственного развития учеников. Более удачны для решения социальных задач являются задания по алгоритму. Один ученик с остаточным зрением, поэтому он испытывает затруднения при работе с текстом, учебником, дополнительным печатным материалом. Необходима дифференциация средств обучения: использование «говорящих» книг, флэш-носителей. Также дифференциация процессов восприятия и усвоения предложенной информации – аудиальный и кинестетический для одного ученика и визуальный для остальных подростков.
Таким образом, программа учебного предмета обществознания реализуется посредством активных и интерактивных приёмов, методов и форм ведения урока, с использованием дифференцированного и личностно-ориентированного подхода, развивающего и проблемного обучения. В процессе изучения курса используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, плакаты, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного
поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт
познавательной и практической деятельности. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 10 классе - это этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учётом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Программа рассчитана на 34 учебных часа.
Рабочая программа является модифицированной. Она составлена для учащихся специальной коррекционной общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих детей. Специфика нарушений зрительных функций определяет особую логику построения учебного процесса, находит своё отражение в содержании программы.
Цели курса:
— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
ТЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:
- на использование элементов причинно-следственного анализа;
- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1.Обществознание. 9класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Н.И.Городецкой.— М.: Просвещение, 2011.
2.Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе.-М.: Дрофа, 2008
3.Домашек Е.В. Школьный справочник по обществознанию.-Ростов.: Феникс, 2010
4. Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод.пособие для учителя с дидактическими материалами.-М.: Дрофа, 2008