Понедельник
23.12.2024
02:37
Категории раздела
Прудникова Ю.Н [5]
Макарова Н.Н [6]
Фёдорова И.В [2]
Чистофорова Е.А [6]
Казанцева Т.В [4]
Ерофеева С.М [1]
Проданюк И.С [2]
Просаедова Е.В [6]
Макарова Е.И [25]
Логинова Г.В [4]
Шабанова О.И [2]
Толстихина И.М [1]
Ильина В.А [8]
Киселёва С.И [5]
Хомякова Л. А [2]
Корнюшко Е.Д [4]
Орлова Т.Е [3]
Ботвенко Е.А [3]
Бургачёва Е.В [1]
Дутова В.Г [3]
Ерофеева А.В [1]
Зуева Л.Б [1]
Коновалова Е.Г [2]
Лебедева Н.В [5]
Мигунова Т.Ю [1]
Писаренко Е.С [4]
Тестоедова Л.А [1]
Самотина Т.В [6]
Малкова Т.А. [1]
Кухтина Татьяна Николаевна [1]
Буракова Надежда Иннокентьевна [1]
Чукина Надежда Михайловна [1]
Андреева Юлия Александровна [1]
Резникова Светлана Николаевна [1]
Ильина Лариса Юрьевна. [1]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Рабочая программа по обществознанию

РАБОЧАЯ программа

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)  общего образования

ПО  ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ (базовый уровень) в 11-12кл

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы  Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.

         Данная программа составлена  для учащихся специальной коррекционной общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих учащихся  11-12 классов. Уровень обученности учащихся средний, способности к аналитическому мышлению высокие. В целом класс успешно завершил курс основной школы по обществознанию. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса средней (полной) школы  и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании  уроков следует уделять развитию навыков коммуникации, построению монологического высказывания. Учащиеся недостаточно  хорошо   выбирают  и реализовывают  специальные задания, которые требуют  умений ставить и достигать цели, составлять план, связывающий отдельные действия в систему. В  условиях перехода старшей школы на профильное обучение актуальной становится задача научить школьников владеть научными терминами.  Усвоение научных понятий в школе уже само по себе создаёт ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления.  Научная речь является не только средством овладения определенной информацией, но и средством ее реализации в конкретных видах учебной деятельности, поэтому  при  выполнении контрольных работ, подготовке докладов, рефератов, участия в семинарах, конференциях, дискуссиях, составлении  плана, тезисов, конспектов  необходимо большое внимание уделять  развитию  ее  у старшеклассников.

Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения,  правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета- опыт познавательной и практической деятельности. Решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.

Изучение обществознания в 11-12 классе - это этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся  с учетом возрастных рубежей
образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю)в 11 классе и 34 учебных часа (1 час в неделю)в 12 классе .

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

·   развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

·   воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

·   освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

·   овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

·   формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных  отношений;  гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного)  общего образования являются:

-    определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

-    объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

-    решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

-    применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-    умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

-    поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

-    выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

-    работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

-    самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

-    участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

-    формулирование полученных результатов;

-    создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

-    пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-    владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками  осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности. 

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

  

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

 

Знать/понимать

·               биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;

·                тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;

·               необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;

·               особенности социально-гуманитарного познания. 

Уметь: 

·   характеризоватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 

·   анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

·   объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

 

·   раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

·   осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

·   оцениватьдействия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

·   формулироватьна основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;

·    подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

·           применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам. 

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: 

·    успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

·   совершенствования собственной познавательной деятельности;

·   критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

·   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

·   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

·   предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;

·   оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      

·   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

·   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

 

1.Боголюбов Л.Н.Обществознание. Часть 1. Человек и общество. Учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений., М. «Просвещение», 2008

2. Боголюбов Л.Н.Общая методика преподавания обществознания в школе. –М.: Дрофа, 2008

3. Домашек Е.В.Школьный справочник по обществознанию- Ростов н/Д.:Феникс, 2010

4.Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод.пособие для учителя с дидактическими материалами._М: Дрофа, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ.

 

 

№ урока

Раздел

(кол-во часов)

Тема урока

Кол-во часов

Требования  к уровню подготовки

Вид контроля

Дата проведения

Примечание

 

 

 

 

 

 

план

факт

 

1

Раздел 1

Что такое деятельность. (8 ч.)

 

Общество и общественные отношения.

1

Раскрывать смысл понятий:общество, социальный институт, общественные отношения, сфера общественной жизни, культура.; приводить примеры.

Устный опрос.

02.09.

 

 

2

 

 

 

Человек. Индивид.

Личность.

 

1

Видеть грань между данными понятиями, уметь сравнивать с  и сопоставлять их, составлять схему, отражающее личное представление о многообразии связей человека с окружающим миром.

Устный опрос , работа с документом.

09.09.

 

 

3

 

Сущность

человеческой деятельности.

1

Уметь оперировать при ответе терминами и понятиями: деятельность, поведение, действия, поступки, потребности , интересы, объект, субъект, цель, средства.. Характеризовать отличительные признаки человеческой деятельности. Рассказывать как соотносятся между собой цель и средства ее достижения.

Устный опрос

16.09

 

 

4

 

Многообразие деятельности.

1

Раскрывать смысл понятий: труд, творчество, игра, учение, интуиция, воображение; приводить примеры деятельности людей в различных сферах.

Устный опрос.

23.09.

 

 

5

 

Деятельность и

 общение.

1

Знать что такое общение, его функции, объяснять термины: коммуникация, диалог, информация. Объяснять их взаимосвязь.

Устный опрос.

30.09

 

 

6

 

Социальные нормы и отклоняющееся поведение.

1

Иметь представление о социальных нормах, соцконтроле, об отклоняющемся поведении. Приводить примеры соответственно терминов.

Решение познавательных задач.

07.10

 

 

7

 

Право в системе социальных норм.

 

 

 

 

 

 

1

Характеризовать публичное право, частное право, правовой обычай. Разъяснять структуру системы права и соотносить ее элементы.

Опрос.

14.10.

 

 

8

 

Повторение по разделу «Что такое деятельность»

1

Знать , что такое деятельность, многообразие проявлений творческой активности; каким образом социальные нормы регулируют поведение людей.

Устный опрос.

21.10

 

 

 

 

 

 

 

9

Раздел 2.

Познание как деятельность.

(7ч.)

 

 

 

 

 

Познавательная деятельность человека.

 

 

 

 

1

 

 

 

 

Знать какую роль играют знания в жизни людей, как взаимосвязаны познающий человек и изучаемый предмет в процессе познания. Раскрывать смысл понятий-познавательная деятельность, чувственное познание, рациональное познание.

Устный опрос+ письменные задания.

28.10.

 

 

10

 

Истина и ее критерии.

1

Объяснять слова –истина, критерий истины, объективная истина, относительная истина, заблуждение, агностики.

Устный опрос. Творческие работы.

11.11

 

 

11

 

Научное познание.

1

Иметь представление об особенностях научного познания, составляющих теоретического знания, о роли гипотезы в научном познании.

Опрос. Письменное задание. Творческое задание.

18.11

 

 

12

 

Ненаучное познание.

1

Объяснять понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл , паранаука, художественный образ., ритуал, эсхатология.

Письменный опрос. Творческое задание.

25.11

 

 

13

 

Социальное познание.

1

Раскрывать смысл понятий:социальное познание, конкретно-исторический подход, социальный факт, интерпретация

социального факта, общественные науки ,гуманитарные науки. Объяснять  в чем проявляется многообразие путей познания мира человеком.

Опрос. Работа по документам.

02.12

 

 

14

 

Самопознание.

1

 Иметь представление  о самопознании, самооценке, образе «Я», притязании, самоисповеди, «Я-концепции». Выделять этапы самопознания и факторы , влияющие на самооценку личности.

Устный опрос. Творческое задание.

09.12

 

 

15

 

Повторение по разделу

«Познание как деятельность»

1

Знать, что такое знания, пути их добывания., способы постижения мира, объекты познания. . Уметь оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.

Работа по карточкам.

16.12

 

 

 

 

 

16

Раздел 3.

Духовный мир человека и деятельность.

(4ч.)

 

 

 

 

 

 

 

Деятельность в

сфере духовной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

Объяснять понятия-духовая культура, духовные ценности, духовные потребности, духовное потребление; видеть разницу в создании духовных ценностей и производстве вещей; характеризовать духовные потребности человека.

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос. Работа по документам.

23.12

 

 

17

 

Нравственные ориентиры деятельности.

1

Уметь объяснять понятия: мораль, идеал, ценности, добро, добродетель, порок, зло, долг, совесть, моральный выбор, моральная оценка., «золотое правило нравственности».

Устный опрос. Творческое  задание.

23.12

 

 

18

 

Мировоззрение, убеждение, вера.

1

Раскрывать смысл терминов-миропонимание, миросозерцание, теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, типы мировоззрений, вера, менталитет.

Устный опрос.

13.01

 

 

19

 

Повторение по разделу

« Духовный мир человека и деятельность»

 

1

Знать основные положения раздела, применять их при решении практических задач.

Самостоятельная работа

20.01

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Раздел 4.

Материально-производ-ственная

деятельностьчеловека. (5 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудовая деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Знать понятия- средства труда, предмет труда, технология, разделение труда, профессионализм, квалификация, дисциплина, инициатива.

Объяснять, в чем заключаются особенности материального производства, основные средства труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

27.01

 

 

21

 

Изобретательская деятельность.

1

 Иметь представление об изобретательстве и изобретениях, об ассоциативном мышлении, алгоритме. Знать какие черты творческой деятельности проявляются в изобретательстве.

Устный опрос, работа по карточкам.

03.02

 

 

22-23

 

Экономическая деятельность.

 

 

 

 

2

Знать какова роль экономической деятельности в решении проблем жизнеобеспечения людей, структуру этой деятельности; каким образом производители и потребители участвуют в решении экономических проблем.

Устный опрос, работа с документами.

10.02

 

 

24

 

Повторение по

 разделу

«Материально-производственная деятельность

 человека»

1

Знать основные положения раздела и применять из в решении познавательных  и практических задач.

Работа по карточкам.

17.02

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

25

Раздел 5.

Социально-полити-ческая деятельность и развитие общества.

(7 ч.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свобода в деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иметь представление о свободе, свободе выбора, ответственности, свободном обществе, деиндивиду-ализации, самореализации. Размышлять к чему может привести неограниченная свобода выбора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Устный опрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24.02

 

 

26

 

 Исторический процесс и его участники.

 

1

Раскрывать смысл понятий исторический процесс, его субъекты, , исторические личности, историческое событие, историческая альтернатива.

 

Устный опрос.

02.03

 

 

27-28

 

Политическая деятельность.

2

Размышлять и доказывать свою точку зрения-может ли общество существовать без власти?, разбираться в понятиях-политическая партия, политическая деятельность, политические организации, политическая власть.

Опрос, задание по индивидуальным карточкам.

09.03

 

 

29

 

Политическая идеология.

1

Отвечать на вопрос-нужна ли людям идеология?Объяснять что значат понятия-идеология. ценности, виды идеологии.

Устный опрос. Работа по документу.

16.03

 

 

30

 

Общественный прогресс

1

Раскрывать смысл понятий: прогресс, регресс,критерии прогресса, прогрессивные силы, реакционные силы.

Творческая работа.

23.03

 

 

31

 

Повторение по разделу

«Социально-политическая деятельность и развитие общества»

1

Уметь раскрывать смысл основных понятий раздела и оперировать ими при развернутых ответах.

Письменная работа.

06.04

 

 

 

32-34

 

Повторение курса

«Деятельность в жизни человека и общества»

3

Знать основные понятия курса, уметь аргументировано доказывать свою точку зрения; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм; приводит примеры социальных объектов, выявлять взаимосвязи изученных социальных объектов; решать практические и познавательные задачи.

Устный опрос.

Работа по карточкам.

20.04

27.04

06.05

 

 

 

 

Категория: Макарова Е.И | Добавил: tanya (21.09.2014)
Просмотров: 338 | Рейтинг: 0.0/0