ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по обществознанию разработана для учащихся 8 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова.
Рабочая программа является модифицированной, пролонгированной. Она составлена для учащихся специальной коррекционной общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих детей. Специфика нарушений зрительных функций определяет особую логику построения учебного процесса, находит свое отражение в содержании программы. Ввиду этого внесены изменения: основой для программы 8 класса является авторская программа по обществознанию для 7 класса Л.Н.Боголюбова.
Данная программа составлена для слабовидящих учащихся 8-го класса. Уровень и качество обученности учащихся данного класса достаточно низкий. Способность к абстрактному мышлению затруднена, чтение текста воспроизводится медленно, часто без понимания прочитанного. Усвоение научных понятий, классификации фактов, умения видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развёрнутые описания, делать выводы на достаточно невысоком уровне; имеют трудности в обучении в связи с недостаточной познавательной деятельностью, низкого уровня внимания, ослабленной памяти, недостаточной пространственной ориентировки. Учащиеся имеют низкий уровень развития монологической речи и ограниченный словарный запас. Но учащиеся могут выделить главную мысль в тексте, найти ответы на вопросы учебного текста, для них важно осознание, осмысление жизненного значения знаний, есть стремление научиться новому. Поэтому при планировании уроков необходимо развивать умение сформулировать и выразить мысль своими словами, умение логически обрабатывать материал. Привлечение на уроках современного материала, использование дидактической игры позволит сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности —усвоение фактов, дат, имен и др.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки РФ вариантов реализации новой структуры дисциплин социально- гуманитарного цикла . Этот курс интегрирует современные социологические, экономические , политические , правовые, этические , социально- психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний. Отражающих основные объекты изучения: правовое регулирование общественных отношений, человек в сфере экономических отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Важный элемент содержания учебного предмета - опыт познавательной и практической деятельности, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации.
Изучение обществознания в 8 классе - это второй этап, который ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует с учетом возрастных рубежей изменению социального статуса, социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
Система оценивания: наряду с традиционным устным и письменным опросом, тестированием, проверкой качества выполнения практических заданий, могут быть использованы методы социологического исследования: анкетирование, самооценка и т.д.
Формы контроля:
-тестирование
-задания на выявление операционных жизненных ситуаций
-моделирование жизненных ситуаций
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа в год (1 час в неделю).
Цели программы:
1. Развитие личности в ранний период юности, ее духовно- нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин.
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ.
3. Освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально- экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования.
4. Овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства.
5. Формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно- бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен-
Знать и понимать:
-социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми
-сущность общества, как формы совместной деятельности людей
-характерные черты и признаки основных сфер жизни общества
-содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения
Уметь:
-описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека, как социально-деятельное существо; основные социальные роли
-сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия
-объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни)
-приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
-оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
-решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
-осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения
-самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.)
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей
-общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах
-нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей
-реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
В ходе изучения данного курса учащиеся должны приобрести опыт познавательной и практической деятельности:
- получение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретации;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;
- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;
- выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;
- конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;
- совместная деятельность в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте;
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей.
Курс позволяет использовать следующие формы, виды и приёмы проверки знаний и умений учащихся: индивидуальные, фронтальные, групповые; устные, письменные, практические; составление таблиц, схем, рисунков, планов, письменные, тесты, беседы, рассказы у доски, ответ по цепочке, ответ по картине, викторины и др.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. Боголюбов Л.Н.Общая методика преподавания обществознания в школе. –М.: Дрофа, 2008
2. Домашек Е.В.Школьный справочник по обществознанию- Ростов н/Д.:Феникс, 2010
3.Лазебникова А.Ю. Современное школьное обществознание: метод.пособие для учителя с дидактическими материалами._М: Дрофа, 2008.