ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая программа составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории, федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она носит интегрированный характер и обеспечивает изучение курсов отечественной истории в 11 классе – курса истории России XX – начала XXI веков, всеобщей истории.
Программа рассчитана на 102 часа при трёхчасовой учебной нагрузке.
Основными целями данного курса являются:
- осуществление многофакторного подхода к истории, позволяющего показать учащимся всю сложность и многомерность истории нашего Отечества и зарубежных стран в ХХ – начале XXI вв., продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период;
- развитие патриотических чувств школьников, воспитание у них гражданских качеств;
- уделить внимание личностно-психологическим аспектам истории, которое проявляется, прежде всего, в раскрытии персоналий;
- акцентировать внимание на сравнении процессов, происходивших в истории нашего Отечества в ХХ в., с аналогичными явлениями в зарубежных странах;
- ориентация на проблемное изложение курса.
Программа данного курса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень). Она позволяет посредством проблемного подхода систематизировать и обобщить исторический материал означенного периода, уяснить причинно-следственные связи исторических событий.
Цель курса: знание истории Отечества, формирование у школьников гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.
Курс представляет возможность выполнить следующие задачи:
- создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование умения их анализировать, развитие навыков источниковедческого и историографического исследования;
- развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий истории раскрытию причинно-следственных связей, обогащению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории России ;при анализе и оценки современного состояния общества;
- формирование у учащихся системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества;
- воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов России.
Программа является составной частью учебника В.И.Буганова , П.Н.Зырянова.История России конец XVI-XIX вв.М., Просвещение, 2008г.
Данная программа составлена для детей 11 класса с нарушениями зрения. Уровень обученности учащихся средний, способности к аналитическому мышлению высокие. В целом класс успешно завершил курс основной школы по обществознанию. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса средней (полной) школы и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что особое внимание при планировании уроков следует уделять развитию навыков коммуникации, построению монологического высказывания. Учащиеся недостаточно хорошо выбирают и реализовывают специальные задания, которые требуют умений ставить и достигать цели, составлять план, связывающий отдельные действия в систему. В условиях перехода старшей школы на профильное обучение актуальной становится задача научить школьников владеть научными терминами. . Усвоение научных понятий в школе уже само по себе создаёт ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления.
Научная речь является не только средством овладения определенной информацией, но и средством ее реализации в конкретных видах учебной деятельности, поэтому при выполнении контрольных работ, подготовке докладов, рефератов, участия в семинарах, конференциях, дискуссиях, составлении плана, тезисов, конспектов необходимо большое внимание уделять развитию ее у старшеклассников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССА
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
периодизацию всемирной и отечественной истории со второй половины XIX в. до начала XXI в.;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1. В.И.Буганова , П.Н.Зырянова.История России конец XVI-XIX вв.М., Просвещение, 2008г.
2. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Методические рекомендации учителю истории.М.,Владос 2001г.
3. Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. Методика преподавания истории в школе. М.,Владос, 2001г.
4. А.Т.Степанищев. Методический справочник учителя истории. М., Владос, 2000г.
5. Раздаточный материал (+карточки с индивидуальными заданиями)
6. Учебные фильмы на флешкартах, дисках.