Среда
01.01.2025
01:55
Категории раздела
Прудникова Ю.Н [5]
Макарова Н.Н [6]
Фёдорова И.В [2]
Чистофорова Е.А [6]
Казанцева Т.В [4]
Ерофеева С.М [1]
Проданюк И.С [2]
Просаедова Е.В [6]
Макарова Е.И [25]
Логинова Г.В [4]
Шабанова О.И [2]
Толстихина И.М [1]
Ильина В.А [8]
Киселёва С.И [5]
Хомякова Л. А [2]
Корнюшко Е.Д [4]
Орлова Т.Е [3]
Ботвенко Е.А [3]
Бургачёва Е.В [1]
Дутова В.Г [3]
Ерофеева А.В [1]
Зуева Л.Б [1]
Коновалова Е.Г [2]
Лебедева Н.В [5]
Мигунова Т.Ю [1]
Писаренко Е.С [4]
Тестоедова Л.А [1]
Самотина Т.В [6]
Малкова Т.А. [1]
Кухтина Татьяна Николаевна [1]
Буракова Надежда Иннокентьевна [1]
Чукина Надежда Михайловна [1]
Андреева Юлия Александровна [1]
Резникова Светлана Николаевна [1]
Ильина Лариса Юрьевна. [1]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Курс «История Отечества»

Пояснительная записка.

Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся, изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности. 

История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество. 

Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.

Основными задачами курса являются:
 

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
  • помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
  • развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;
  • овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
    Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.

    Данная программа составлена для учащихся 9 Б класса.   Все учащиеся в классе слабовидящие. Уровень и качество обученности учащихся данного класса достаточно  низкий. Способность к абстрактному мышлению затруднена, чтение текста воспроизводится медленно, часто без понимания прочитанного. Усвоение  научных понятий, классификации фактов, умения  видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развёрнутые описания, делать выводы на достаточно невысоком уровне. 50% учащихся класса  имеют трудности в обучении из – за сниженной познавательной деятельности, недостаточного внимания, ослабленной памяти, недостаточной пространственной ориентировки. Учащиеся имеют низкий уровень развития монологической речи и ограниченный словарный запас. Но учащиеся могут выделить главную мысль в тексте, найти ответы на вопросы учебного текста, для них  важно осознание, осмысление жизненного значения знаний,  есть стремление научиться новому. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. 75 % от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 50% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. 

    Данный курс истории отечества на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших учащихся. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

    При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника История России для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М.

    Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

    В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

    Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

    Методы:
     
  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация 
  • Практические – упражнения.
  • Методы изложения новых знаний 
  • Методы повторения, закрепления знаний 
  • Методы применения знаний 
  • Методы контроля
  • Занятия проводятся в классно урочной форме. 

    Типы уроков:
    Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) 
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
  • Комбинированный урок


Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы.

В конце изучения курса истории Отечества учащиеся должны знать:
 

  • основные понятия курса;

·         даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей);

  • основные исторические события;
  • уметь устанавливать причинно-следственные связи.

    Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 7 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.
    Курс истории Отечества относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.

    Список литературы

    Обязательная литература:
  • История России: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  • История России: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ [Б.П. Пузанов и др.]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005

    Дополнительная литература:
  • Григорьев С.Т.Рассказы о Кутузове. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990
  • Гриц Т.С. Ермак. 2-е изд. Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб.-метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
  • Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982
  • Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М.: Панорама, 1992
  • Полевой П.Н. Избранник Божий. – М.: Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс», 1993
  • Соловьев В.М. Степан Разин и его время: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1990
  • Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье. – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996
  • Шолохов М.А. Они сражались за Родину: главы из романа. (Выпуск I). – М.: Современник, 1981
  • Щукин М.Н. Встреч солнцу. Рассказы об истории Сибири. Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница», 2006
  • Щеглов И.В. Хронология истории Сибири. Новосибирск: издательский дом «Сибирская горница», 2006
  • Гроза 1812 года
  • Историческая газета
  • Память сердца. Воспоминания новониколаевцев. Новосибирск: издательский дом «Сибирская горница», 2006
  • Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988
  • Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. 2-е издание: Учеб. пособие. – М.: Простор, 2000
  • Образовательные ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  ИСТОРИИ  в 9 «Б» КЛАССЕ.

урока

Раздел

(кол-во часов)

Тема урока

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

проведения

Примечание

 

 

 

 

 

 

план

факт

 

1

Раздел 1.

Россия в начале  XX в. (9ч.)

 

Начало правления Николая II.

1

Давать характеристику  начала правления  царя, называть яркие моменты правления.

Устный опрос.

9.09

 

 

2

 

Русско-японская война 1904-1905 гг.

1

Называть причины русско-японской войны, уметь работать с картой(пути наступления японцев, важнейшие сражения, отход русских войск и сражения).

Устный опрос.

11.09

 

 

3

 

Первая русская революция.

1

Называть причины революции, применять при ответе слова демократия, петиция, баррикада. Объяснять последствия Кровавого воскресенья.

Устный опрос.

16.09

 

 

4

 

Появление первых политических партий в России.

1

Объяснять термины-митинг, демонстрация, партия, съезд. Рассказывать о событиях, которые привели к созданию политических партий.

Заполнение таблицы.

18.09

 

 

5

 

Реформы государственного управления.

1

Объяснятбь термины-манифест, конституция, депутат. Называть документ,внёсший изменения в государственную власть. Характеризовать основные положения Манифеста 17 октября.

Устный опрос.

23.09

 

 

6

 

Реформы П.А.Столыпина.

1

Давать оценку личности П.А. Столыпина.

Называть и характеризовать основные реформы.

 

 

 

Оценка личности.

Составление таблицы.

25.09

 

 

7

 

«Серебряный век»русской культуры.

1

Рассказывать об основных представителях культуры, ярких произведениях культуры.

Самостояте-

льная работа.

7.10

 

 

8

 

Россия в Первой мировой войне.

1

Называть причины ПМВ. Давать характеристику основных этапов по годам.

Практическая работа. Работа по карте.

9.10

 

 

9

 

Повторение по  разделу «Россия в начале XX в.»

 

1

Называть основные понятия, уметь связно излагать исторический материал, ориентироваться по карте, составлять простые таблицы и диаграммы.

Практическая работа.

14.10

 

 

10

Раздел 2.

Россия в 1917-1920 гг. (9 ч.)

Февральская революция и отречения царя от престола.

1

Называть причины революции и итоги.

Устный опрос.

16.10

 

 

11

 

Захват власти большевиками  в Петрограде.

1

Объяснять  причину, позволившую большевикам захватить власть. Называть первые декреты советской власти.

Работа по карточкам.

21.10

 

 

12

 

Установление советской власти.

1

Используя схему характеризовать систему госуправления. Объяснять слова-рабочие комитеты, продотряды, репарации.

Работа с текстом учебника. Работа по карте.

23.10

 

 

13

 

Начало гражданской войны и интервенции.

1

Называть причины войны и интервенции. Рассказывать как формировались Белая армия и Красная. Объяснять понятие-«гражданская война».

Работа по карте. Анализ текста учебника.

28.10

 

 

14

 

 

Борьба между красными и белыми.

1

Называть причины войны, представителей с обеих сторон, основные этапы борьбы.

Устный опрос.

30.10

 

 

 

15

 

Крестьянская война против белых и красных.

1

Называть причины войны, рассказывать что предпринимали крестьяне, подводить итоги крестьянской войны.

Устный опрос. Работа по карте.

4.11

 

 

16

 

Экономическая политика советской власти.

1

Характеризовать  экономическую политику.

Письменная работа. Индивидуальная работа по карточкам.

 

 

6.11

 

 

17

 

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны.

1

Описывать жизнь и быт людей., знать почему люди доставали продукты на «чёрном» рынке, приводить примеры слоёв населения, которым жить было особенно трудно.

Работа по иллюстрациям учебника. Устный опрос.

11.11

 

 

18-19

 

Повторение по разделу 2 Россия в 1917-1920гг».

1

Называть основные понятия, уметь связно излагать исторический материал, ориентироваться по карте, составлять простые таблицы, диаграммы, схемы.

Составление устного описания картины. Работа с лентой времени.

13.11

 

 

20

Раздел 3.

Советская Россия –СССР в 20-30-е гг.XX в. (10ч.)

Новая экономическая политика.

1

Раскрывать смысл понятия-нэп.Называть особенности новой политики, приводить примеры.

Устный опрос, анализ документа «Княжеский пир»

18.11.

 

 

 

21

 

Образование СССР.

1

Рассказывать об образовании СССР(Дата. Причины. Итоги)

Устный опрос, анализ документа, творческая работа.

20.11

 

 

22

 

Изменения в системе государственного управления. Культ личности И.В.Сталина.

1

Рассказывать какие изменения происходили в системе госуправления, к чему это привело. Давать оценку личности И.В.Сталина.

Устный опрос, работа по таблице с.128, работа с терминами с.129.

22.11

 

 

23

 

Индустриализация СССР.

1

Раскрывать смысл понятия-индустриализация, приводить примреы.

Чтение былин и их анализ, творческая работа.

27.11

 

 

24

 

Коллективизация крестьянских хозяйств.

1

Раскрывать смысл понятия-коллективизация, приводить примеры.

Анализ репродукций.

2.12

 

 

25

 

Конституция 1936г. Политическая жизнь страны в 30-е гг.

1

Давать характеристику Конституции. Описывать яркие моменты политической жизни       страны( репрессии,  враги народа).

Тестирование.

4.12

 

 

26

 

Развитие науки и культуры в СССР в 20-30-е гг.

1

 

Творческая работа.

9.12

 

 

27

 

Жизнь и быт советских людей в 20-30-е гг.

1

 

Анализ документа. Работа с текстом учебника.

11.12

 

 

28

 

Повторение по разделу «Советская Россия-СССР в 20-30-е гг. XXв.»

1

 

Работа с новыми словами. Описание репродукции с.161.

16.12

 

 

29

 

Повторение по разделу «Советская Россия-СССР в 20-30-е гг. XXв.»

1

 

Анализ документа. Работа с текстом учебника с.166-167.

18.12

 

 

30

Раздел 4.

СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

(14ч.)

СССР накануне Второй мировой войны.

1

 

Оценка личности.

23.12

 

 

31

 

Советский Союз в начале Второй мировой войны.

1

 

Терминологический диктант. Устный опрос.

25.12

 

 

 

32

 

Начало Великой Отечественной войны.

1

 

Тестирование. Творческая работа.

12.01

 

 

33

 

Битва за Москву.

1

 

Устный опрос. Работа с новыми словами.

14.01

 

 

34

 

«Всё для фронта! Всё для победы!»

1

 

Работа по карте. Работа с лентой времени. Устный опрос.

19.01

 

 

35

 

Блокада Ленинграда.

1

 

Устный опрос. Работа по карте.

21.01

 

 

36

 

Сталинградская битва.

1

 

Анализ документов. Работа с текстом учебника.

26.01

 

 

37

 

Борьба советских людей на оккупированной территории.

1

 

Работа со схемой, с текстом учебника.

28.01

 

 

38

 

Битва на Курской дуге.

1

 

Работа по карте. Работа с текстом учебника.

2.02

 

 

39

 

Героизм тружеников тыла.

1

 

Сравнительный анализ способов управления княжествами. Работа с текстом учебника.

4.02

 

 

40-41

 

Окончание Великой Отечественной войны.

2

 

Анализ документа. Устный опрос.

9.02

 

 

42

 

Вступление СССР в войну с Японией. Окончание Второй мировой войны.

1

 

Тестирование. Устный опрос.

11.02

 

 

43-44

 

 

Повторение по разделу «СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войне 1941-1945гг.»

2

 

Устный опрос. Работа с картой.

Работа с текстом учебника.

16.02

18.02

 

 

45

Раздел 5.

Советский Союз в 1945-1991г. (14ч.)

Возрождение Советской страны после войны.

1

 

Творческая работа.

 

Составление опорного конспекта.

21.02

 

 

46

 

Внешняя политика СССР и борьба за власть после смерти Сталина.

1

 

Работа с картой. Тестирование. Устный опрос.

25.02

 

 

47

 

Реформы Н.С.Хрущёва.

1

 

Работа с иллюстрациями. Творческая таблица. Построение опорного конспекта.

2.03

 

 

48

 

Достижения в науке и технике в 50-60-е гг.

1

 

Составление таблицы.

4.03

 

 

49

 

Освоение космоса.

1

 

Составление оценки личности А.Невского.

9.03

 

 

50

 

Хрущёвская «оттепель».

1

 

Тестирование. Работа по карте.

11.03

 

 

51

 

Экономика и политика в эпоху «застоя».

1

 

Работа по карте. Описание иллюстрации.

16.03

 

 

52

 

Внешняя политика Советского Союза в 70-е гг. Афганская война.

1

 

Тестирование. Работа по карте. Устный опрос.

18.03

 

 

53

 

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя».

1

 

Работа по карте. Работа с текстом учебника.

21.03

 

 

54

 

Жизнь  и быт советских людей в 70-е начале 80-х гг. XXв.

1

 

Составление оценки личности.

23.03

 

 

55

 

Реформы М.С.Горбачёва.

1

 

Анализ документа. Работа по репродукциям. Устный опрос.

1.04

 

 

56

Раздел 6.

Новая Россия в 1991-2003г. (6ч.)

Распад СССР.

1

 

Устный опрос. Работа с персоналиями.

6.04

 

 

57-58

 

Повторение  по разделу «Советский Союз в 1945-1991 гг.»

2

 

Устный опрос. Работа с текстом.

8.04

 

 

59

Раздел 6.

Новая Россия в 1991-2003г. (6ч.)

Экономические реформы Б.Н.Ельцина.

1

 

Работа по карте. Устный опрос.

13.04

 

 

60

 

Реформы государственного управления.

1

 

Устный опрос.

15.04

 

 

61

 

Развитие науки и культуры в 90-е гг. XX в.

1

 

Устный опрос. Работа по карточкам.

20.04

 

 

62

 

Продолжение реформ в России.

 

1

 

 

Устный опрос.

22.04

 

 

63-64

 

Повторение по разделу «Новая Россия в 1991-2003гг.»

2

 

Тестирование.

Просмотр фрагментов фильмов.

27.04

29.04

 

 

65-68

 

Итоговое повторение.

 

4

 

Тестирование.

Работа с картой.

Анализ документов.

4.05

11.05

18.05

23.05

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Макарова Е.И | Добавил: Татьяна (23.09.2014)
Просмотров: 330 | Рейтинг: 0.0/0