Среда
01.01.2025
02:04
Категории раздела
Прудникова Ю.Н [5]
Макарова Н.Н [6]
Фёдорова И.В [2]
Чистофорова Е.А [6]
Казанцева Т.В [4]
Ерофеева С.М [1]
Проданюк И.С [2]
Просаедова Е.В [6]
Макарова Е.И [25]
Логинова Г.В [4]
Шабанова О.И [2]
Толстихина И.М [1]
Ильина В.А [8]
Киселёва С.И [5]
Хомякова Л. А [2]
Корнюшко Е.Д [4]
Орлова Т.Е [3]
Ботвенко Е.А [3]
Бургачёва Е.В [1]
Дутова В.Г [3]
Ерофеева А.В [1]
Зуева Л.Б [1]
Коновалова Е.Г [2]
Лебедева Н.В [5]
Мигунова Т.Ю [1]
Писаренко Е.С [4]
Тестоедова Л.А [1]
Самотина Т.В [6]
Малкова Т.А. [1]
Кухтина Татьяна Николаевна [1]
Буракова Надежда Иннокентьевна [1]
Чукина Надежда Михайловна [1]
Андреева Юлия Александровна [1]
Резникова Светлана Николаевна [1]
Ильина Лариса Юрьевна. [1]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

«История Отечества»

Пояснительная записка.

Настоящий курс «История Отечества» предназначен для учащихся, изучающих историю в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности. 
История в школе для детей с нарушением интеллекта рассматривается как учебный предмет, в который заложено изучение исторического материала, овладение ЗУНами, коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ребенка, формирование личностных качеств гражданина, подготовка подростка с нарушением интеллекта к жизни, социально-трудовая и правовая адаптация в общество. 
Цели курса определяются необходимостью реализации прав личности такого ребенка на образование.
Основными задачами курса являются:

  • освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории Отечества, роли России как активного участника и творца всемирной истории;
  • помощь учащимся в развитии у них чувства национальной идентичности, патриотизма, толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
  • развитие у учащихся исторического мышления, под которым понимается способность рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности;

·         овладение учащимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации.
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности умственно отсталых детей, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников. Знание особенностей развития этих детей необходимо для эффективной работы с ними для понимания причин, обуславливающих успехи и неудачи их обучения и воспитания, для поиска адекватных способов и приемов педагогического воздействия.
Данная программа составлена для учащихся 7 Б класса.   Все учащиеся в классе слабовидящие. Уровень и качество обученности учащихся данного класса достаточно  низкий. Способность к абстрактному мышлению затруднена, чтение текста воспроизводится медленно, часто без понимания прочитанного. Усвоение  научных понятий, классификации фактов, умения  видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развёрнутые описания, делать выводы на достаточно невысоком уровне. 50% учащихся класса  имеют трудности в обучении из – за сниженной познавательной деятельности, недостаточного внимания, ослабленной памяти, недостаточной пространственной ориентировки. Учащиеся имеют низкий уровень развития монологической речи и ограниченный словарный запас. Но учащиеся могут выделить главную мысль в тексте, найти ответы на вопросы учебного текста, для них  важно осознание, осмысление жизненного значения знаний,  есть стремление научиться новому. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов, так как воспитанники коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. 80 % от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом; 50% воспитанников испытывают некоторые трудности в обучении; 40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять и запомнить изучаемый материал); 10% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала. 

Данный курс истории отечества на конкретных примерах родной истории способствует формированию нравственных черт личности наших учащихся. Это приобретает особую актуальность в условиях нравственной деградации современного российского общества при отсутствии государственной системы ценностей в воспитательном процессе. В курсе «Истории Отечества» целесообразно сосредоточиться на крупных исторических событиях отечественной истории, жизни, быте людей данной эпохи. Дать отчетливый образ наиболее яркого события и выдающегося деятеля, олицетворяющего данный период истории. Такой подход к периодизации событий будет способствовать лучшему запоминанию их последовательности.

При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, причем не только по истории, но и иным предметам. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся старшей школы позволяет шире реализовать интегративный подход к отечественной истории с тем чтобы сформировать целостную картину развития человеческой цивилизации. Данная программа отражает основные положения учебника История России для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Пузанова Б.П., Бородиной О.И., Сековец Л.С., Редькиной Н.М.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений.

Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Методы:
 

  • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
  • Наглядные - наблюдение, демонстрация 
  • Практические – упражнения.
  • Методы изложения новых знаний 
  • Методы повторения, закрепления знаний 
  • Методы применения знаний 

·         Методы контроля
Занятия проводятся в классно урочной форме. 

Типы уроков:

Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)

  • Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
  • Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок) 
  • Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
  • Комбинированный урок
    Применяются ТСО: фрагменты кино (видео, dvd) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

    Для контроля ЗУНов воспитанников применяются тестовые, контрольные, срезовые, самостоятельные работы.

    В конце изучения курса истории Отечества учащиеся должны знать:
  • основные понятия курса;
  • даты и персоналии (исторических деятелей, полководцев, руководителей);
  • основные исторические события;

·                     уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Воспитанники с легкой и средней степенью умственной отсталости по окончании 7 класса должны владеть максимально доступным их возможностям уровнем общеобразовательной подготовки, необходимым для самостоятельной жизни. Они должны уметь ориентироваться в окружающей действительности, соблюдать общепринятые нормы поведения и общения, владеть навыками устной разговорной речи, уметь отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы с целью получения информации.

Курс истории Отечества относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.

Список литературы

Обязательная литература:


1/. История России: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

2История России: учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ [Б.П. Пузанов и др.]. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005

Дополнительная литература:

  1. Григорьев С.Т.Рассказы о Кутузове. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 1990
  2. Гриц Т.С. Ермак. 2-е изд. Новосибирск: Западно-сибирское книжное издательство, 1981
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XX век: учебник для старших классов общеобразовательных школ и учреждений. – 2-е изд. М.: Яхонт, 2000
  4. Исупов В.А., Кузнецов И.С. История Сибири. Часть 3. Сибирь: XX век. Новосибирск: ИНФОЛИО, 2005.
  5. Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в.: Тесты. 6-7 и 10 кл.: Учеб.-метод. пособие. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001
  6. Лермонтов М.Ю. Бородино. М.: «Детская литература», 1982
  7. Новаковский В.И. Рассказы о Петре Великом. – М.: Панорама, 1992
  8. Полевой П.Н. Избранник Божий. – М.: Издательская и рекламно-информационная фирма «Феникс», 1993
  9. Соловьев В.М. Степан Разин и его время: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк. – М.: Просвещение, 1990
  10. Троицкая Т.Н., Соболев В.И. Наш край в древности и средневековье. – Новосибирск: Студия Дизайн ИНФОЛИО, 1996
  11. Шолохов М.А. Они сражались за Родину: главы из романа. (Выпуск I). – М.: Современник, 1981
  12. Щукин М.Н. Встреч солнцу. Рассказы об истории Сибири. Новосибирск: Издательский дом «Сибирская горница», 2006
  13. Щеглов И.В. Хронология истории Сибири. Новосибирск: издательский дом «Сибирская горница», 2006
  14. Гроза 1812 года
  15. Историческая газета
  16. Память сердца. Воспоминания новониколаевцев. Новосибирск: издательский дом «Сибирская горница», 2006
  17. Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988
  18. Пособие по истории Отечества для поступающих в ВУЗы. 2-е издание: Учеб. пособие. – М.: Простор, 2000
  19. Образовательные ресурсы сети Интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО  ИСТОРИИ  в 7 «Б» КЛАССЕ.

урока

Раздел

(кол-во часов)

Тема урока

Кол-во

часов

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Дата

проведения

Примечание

 

 

 

 

 

 

план

факт

 

1

Раздел 1.

Введение в историю.(8ч.)

История-наука о прошлом.

1

Иметь представление об истории , как науке.

Устный опрос.

2.09

 

 

2

 

Исторические памятники.

1

Уметь перечислять  виды исторических памятников и приводить примеры.

Устный опрос.

4.09

 

 

3

 

Наша Родина-Россия.

1

Знать государственные символы.

Устный опрос.

9.09

 

 

4

 

Моя родословная.

1

Иметь представление о родственниках по прямой линии.

Составление родословного древа.

11.09

 

 

5

 

Счет лет в истории.

1

Представлять основные исторические этапы , ориентироваться по ленте времени, решать задачи на определение времени.

Устный опрос. Решение практических задач.

16.09

 

 

6

 

Историческая карта.

1

 

 

 

 

 

 

18.09

 

 

7-8

 

Повторительно –обобщающие  уроки по теме «Введение в историю»

2

Уметь применять терминологию изученного раздела, представлять основные идеи.

Самостоятельная работа.

22.09

24.09

 

 

9

Раздел 2.

История нашей страны древнейшего периода.

(10ч.)

Восточные славяне -предки русских, украинцев, и белорусов.

1

Знать ветви славян, уметь соотносить нацию  к определенной ветви.

Практическая работа. Работа по карте.

29.09

 

 

10

 

Племена восточных славян.

1

Иметь представление о делении славян на род и племена

Практическая работа.

1.10

 

 

11

 

Славянский поселок.

1

Рассказывать о жизни славян в поселке, о традициях и обычаях.

Устный опрос. Работа по картине.

3.10

 

 

12

 

Основные занятия древних славян.

1

Знать основные виды занятий славян. Составлять рассказ об основных занятиях.

Работа по карточкам.

6.10

 

 

13

 

Верования восточных славян.

1

Рассказывать о верованиях славян, перечислять их основных божеств.

Творческая работа (рисунок божества)

8.10

 

 

14

 

Соседи восточных славян.

1

Находить соседей восточных славян на карте, делать описание отношений со славянами.

Работа по карте. Анализ текста учебника.

13.10

 

 

15

 

 

Славянские воины и богатыри.

1

Знать происхождение этих народов, анализировать эти отношения.

Устный опрос.

15.10

 

 

 

16

 

Объединение восточных славян под властью  Рюрика.

1

Уметь отличать княжества от государства Русь. Рассказывать  о  причинах  объединения.

Устный опрос. Работа по карте.

20.10

 

 

17

 

Повторение по разделу «История нашей страны древнейшего периода»

1

Уметь анализировать факты, интерпретировать события, использовать историческую терминологию.

Письменная работа. Индивидуальная работа по карточкам.

 

 

22.10

27.10

 

 

18

Раздел 3.

Киевская Русь. (14ч.)

Образование государства восточных славян- Киевской Руси.

1

Иметь представление о становлении государства, характеризовать личность  Олега.

Работа по иллюстрациям учебника. Устный опрос.

10.11

 

 

19

 

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

1

Восстанавливать порядок княжения князей, уметь  ставить на ленте времени даты правления князей,  давать объяснение почему русичи были недовольны Игорем и Святославом.

Составление устного описания картины. Работа с лентой времени.

12.11

 

 

20

 

Укрепление власти князя.

1

Знать главные задачи князя Владимира, как правителя, объяснять за что народ прозвал князя Владимира Красным Солнышком.

Устный опрос, анализ документа «Княжеский пир»

17.11

 

 

21

 

Оборона Руси от врагов.

1

Иметь представление о соседях Руси, угрожавших её безопасности. Описывать приграничный город-крепость.

Устный опрос, анализ документа, творческая работа.

19.11

 

 

22

 

Крещение Руси при князе Владимире.

1

Знать дату крещения Руси, отличать христианство от язычества.

Устный опрос, работа по таблице с.128, работа с терминами с.129.

24.11

 

 

23

 

Былины-источник знаний о Киевской Руси.

1

Объяснять понятие «былина», представлять о чём говорится в былинах, знать подвиги русских богатырей.

Чтение былин и их анализ, творческая работа.

26.11

 

 

24

 

Культура и искусство Киевской Руси.

1

Знать особенности культуры данного периода, описывать внутренний вид христианского храма.

Анализ репродукций.

1.12

 

 

25

 

Княжеское и боярское подворье.

 

Описывать жизнь князя и боярина. Видеть различия и сходства.

Тестирование.

3.12

 

 

26

 

Жизнь и быт людей в Киевской Руси.

1

Знать понятие «натуральное хозяйство», «вотчина», «свободные люди»

Творческая работа.

8.12

 

 

27

 

Правление Ярослава Мудрого.

1

Давать характеристику личности Ярослава Мудрого. Знать что такое «Русская Правда».

Анализ документа. Работа с текстом учебника.

10.12

 

 

28

 

Образование и грамотность на Руси.

1

Рассказывать о мерах, принятых для распространения грамотности на Руси.

Работа с новыми словами. Описание репродукции с.161.

15.12

 

 

29

 

Летописи и летописцы.

1

Знать, что такое летописи, объяснять для чего они нужны и почему «Повесть временных лет» является главным письменным памятником истории нашей Родины.

Анализ документа. Работа с текстом учебника с.166-167.

17.12

 

 

30

 

Киевский князь Владимир Мономах.

1

Описывать личность Владимира Мономаха.

Оценка личности.

22.12

 

 

31

 

Рост и укрепление древнерусских городов.

1

Описывать укрепления древнерусского города, городской торг.

Терминологический диктант. Устный опрос.

24.12

 

 

32

 

Повторение.

1

Называть основные события периода образования Киевской Руси. Ориентироваться по исторической карте. Оперировать при ответе соответствующими историческими терминами.

Тестирование. Творческая работа.

26.12

29.12

 

 

33

Раздел 4.

Распад Киевской Руси. (10 ч.)

Причины распада Киевской Руси.

1

Объяснять почему между князьями начались междоусобицы, называть основные причины распада Киевской Руси.

Устный опрос. Работа с новыми словами.

12.01

 

 

34

 

Образование самостоятельных княжеств.

1

Знать основные характеристики для Руси в период раздробленности. Размышлять и доказывать почему образование самостоятельных княжеств ослабило оборону Руси.

Работа по карте. Работа с лентой времени. Устный опрос.

14.01

 

 

35

 

Киевское княжество в XII веке.

1

Объяснять почему Киевское княжество пришло в упадок и почему за титул «великий» шла ожесточённая борьба.

Устный опрос. Работа по карте.

19.01

 

 

36

 

Владимиро-Суздальское княжество.

1

Рассказывать о расширении и укреплении Владимиро-Суздальского княжества.

Анализ документов. Работа с текстом учебника.

21.01

 

 

37

 

Господин Великий Новгород.

1

Объяснять почему Новгород получил название Господин Великий Новгород.

Работа со схемой, с текстом учебника.

26.01

 

 

38

 

Торговля и ремёсла Новгородской земли.

1

Давать характеристику новгородской торговли и ремёсел. Уметь объяснять положение Новгорода с применением карты.

Работа по карте. Работа с текстом учебника.

28.01

 

 

39

 

Новгородское вече.

1

Объяснять слова-новгородское вече, посадник, республика. Знать чем отличалось управление Новгорода от управления других русских княжеств.

Сравнительный анализ способов управления княжествами. Работа с текстом учебника.

2.02

 

 

40

 

Русская культура в XII-XIIIвеках.

1

Называть памятники русской культуры, иметь представление о развитии письменности.

Анализ документа. Устный опрос.

4.02

 

 

41-42

 

Обобщающие уроки по теме «Распад Киевской Руси».

2

Уметь ориентироваться по исторической карте , составлять рассказ по плану.

Тестирование. Устный опрос.

9.02

 

 

43

Раздел 5.

Борьба Руси с иноземными завоевателями. (10 ч.)

Монголо-татары.

1

Давать объяснение слов-татары, орды. Характеризовать занятия монголо-татар. называть положительные и отрицательные стороны монголо-татарских набегов.

Устный опрос. Работа с картой.

Работа с текстом учебника.

11.02

 

 

44

 

Нашествие монголо-татар на Русь.

 

Называть положительные и отрицательные стороны монголо-татарского управления. Знать дату первой битвы русских с монголо-татарами. Рассказывать как защищали жители Рязани свой город от монголо-татар.

Творческая работа.

 

Составление опорного конспекта.

16.02

 

 

 

45

 

Героическая борьба русских людей против монголо-татар.

1

Рассказывать о борьбе русского народа.

Работа с картой. Тестирование. Устный опрос.

18.02

 

 

46

 

Русь под монголо-татарским игом.

1

Описывать Русь времён монголо-татарского ига. Перечислять особенности данного периода.

Работа с иллюстрациями. Творческая таблица. Построение опорного конспекта.

21.02

 

 

47

 

Рыцари-крестоносцы.

1

Давать характеристику крестоносцам, называть цели их завоеваний.

Составление таблицы.

24.02

 

 

48

 

Александр Невский и новгородская дружина.

1

Давать оценку личности Александра Невского. Описывать новгородскую дружину.

Составление оценки личности А.Невского.

27.02

 

 

49

 

Невская битва.

1

Называть причину, основные этапы и итоги битвы.

Тестирование. Работа по карте.

2.03

 

 

50

 

Ледовое побоище.

1

Называть причину, основные этапы и итоги битвы.

Работа по карте. Описание иллюстрации.

4.03

 

 

51-52

 

Обобщающие уроки

«Борьба Руси с иноземными завоевателями»

2

Называть завоевателей, их основные цели и итоги походов.

Тестирование. Работа по карте. Устный опрос.

6.03

10.03

 

 

53

Раздел 6.

Начало объединения русских земель. (11ч.)

Возвышение Москвы.

1

Называть причины возвышения Москвы, ориентироваться по карте при устном ответе.

Работа по карте. Работа с текстом учебника.

12.03

 

 

54

 

Московский князь Иван Калита.

1

Давать оценку деятельности И.Калиты.

Составление оценки личности.

17.03

 

 

56

 

Возрождение сельского и городского хозяйства на Руси.

1

Знать причину заселения крестьян вблизи монастырей, приводить примеры возрождения с/х на Руси, расс5казывать  о возрождении городов.

Анализ документа. Работа по репродукциям. Устный опрос.

19.03

 

 

57

 

Московско-Владимирская Русь при Дмитрии Донском.

1

Давать  оценку личности Дмитрия Донского. Объяснять причины победы русских над монголо-татарами.

Устный опрос. Работа с персоналиями.

21.03

 

 

58

 

Сергий Радонежский.

1

Аргументировать причину бегства русских людей под защиту монастырей, описывать жизнь Сергия Радонежского.

Устный опрос. Работа с текстом.

23.03

 

 

59

 

Битва на Куликовом поле.

1

Знать причины, ход и итоги Куликовской битвы.

Работа по карте. Устный опрос.

1.04

 

 

60

 

Значение Куликовской битвы для русского народа.

1

Представлять  значение Куликовской битвы для русского народа.

Устный опрос.

3.04

 

 

61

 

Иван III. Освобождение от иноземного ига.

1

 Знать и описывать стояние на Угре., объяснять почему монголо-татары не смогли победить русских.

Устный опрос. Работа по карточкам.

6.04

 

 

62

 

Укрепление Московского государства.

1

Перечислять меры, предпринятые Иваном III для укрепления государства. Объяснять почему Ивана II называли Великим.

Устный опрос.

8.04

 

 

63

 

Обобщающие уроки

«Начало объединения русских земель»

1

Знать основные понятия и термины раздела, ориентироваться по карте. Делать выводы, сопоставлять факты.

Работа по карточкам.

11.04

14.04

 

 

64-68

 

Итоговое повторение по курсу «История России».

5

Называть основные факты истории изученного периода. Составлять план рассказа. Сопоставлять факты и делать выводы. Уметь аргументировать свой ответ.

Тестирование. Работа с картой. Устный опрос.

16.04

20.04

23.04

27.04

4.05

7.05

11.05

18.05

 

 

 

 

Категория: Макарова Е.И | Добавил: Татьяна (23.09.2014)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0