Конспект открытого занятия для учащихся 4 класса «Алые паруса» Цель: Оказание психолого-педагогической поддержки младшим подросткам при переходе в среднее звено школы. Задачи: 1. Способствовать осознанию сущности своего «Я» в едином пространстве «Мы». 2. Предоставить возможность детям вступить во взаимодействие с одноклассниками, прожить ситуации сотрудничества. 3. Развитие коммуникативных, рефлексивных умений. Создание возможностей для формирования коллектива. Оборудование: Большой рисунок корабля с алыми парусами, прикрепленный к стене, таблички и карточки, анкеты, пластиковая бутылка с посланиями, обмотанная тиной и водорослями, магнитофон, мультимедиа, флаг, вырезанный из бумаги, фломастеры, карандаши, ручки.
Ход занятия. ПРИВЕТСТВИЕ. РАЗМИНКА. Здравствуйте ребята. Я очень рада вас видеть на сегодняшнем занятии. Давайте поприветствуем друг друга и скажем: Здравствуй, солнце. Здравствуй, небо. Здравствуйте все мы. (садимся в круг). Наше занятие будет посвящено успешному переходу вами в среднее звено школы. Ведь на будущий год вы перейдете в 5 класс, у вас появятся новые учителя, новые предметы, новые друзья, новые увлечения. А наше занятие немножко поможет вам в этом. Но занятие наше не простое, мы сегодня с вами будем путешествовать. Для начала я вам напомню правила работы в группе: 1 Внимательно слушать и не перебивать говорящего. 2 Поднимать руку. 3.Не говорить друг о друге плохо. 4. Подводить итоги после каждого задания. 5. Участвовать всем здесь и сейчас. И я предлагаю перед путешествием немного поразмяться.
«РИТМИЧНЫЕ ХЛОПКИ». Давайте встанем в круг и закроем глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошами какой-нибудь ритм, который ему нравится. Сначала вы будете слышать только себя, однако, со временем начнете различать ритмы своих соседей, и может быть, сумеете создать общий ритмический рисунок (нам нужно постараться). Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядами. Будем играть до достижения цели. И так начали. (Я хлопаю в ладоши). ИТОГ: Ребята, удалось ли вам создать общий рисунок? Почему, как вы считаете? Было ли трудно? Да, ребята, нам удалось, потому что мы умеем слушать и слышать друг друга. Потому что мы одна команда и неплохо знаем друг друга. Молодцы!
«АССОЦИАЦИИ». Переход в пятый класс станет для вас началом новой школьной жизни. С чем можно сравнить учебу и жизнь в 5 классе? Может быть это путешествие? С препятствиями, с приключениями, с интересными открытиями, с трудностями и их преодолениями? Давайте пофантазируем!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. А сейчас я хочу познакомить вас с одной повестью, которую написал писатель Александр Грин. Она называется « Алые паруса». Послушайте и посмотрите о чем там рассказывается. (Слайды). Одной маленькой девочке по имени Ассоль, игравшей у лесного ручья с яхтой с алыми парусами, которую смастерил её отец, встретился волшебник Эгль. Он посмотрел внимательно в широко раскрытые глаза девочки и предсказал: « Не знаю, сколько пройдет лет… Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром, в морской дали, под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. Ты увидишь храброго, красивого принца; он будет стоять и протягивать тебе руки. « Здравствуй, Ассоль! – скажет он. – Далеко, далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увести в свое царство» А девочка по имени Ассоль поверила волшебнику и её жизнь показа, что мечты могут сбываться. С тех пор, с легкой руки Александра Грина вера в исполнение мечты, вера в достижение цели ассоциируется у людей с яхтой с алыми парусами. Представьте себе, что у вас есть удивительная возможность путешествовать на этом корабле. Звучит музыка, слышен шум моря. Парусник легко качается на волнах. Мы стоим на палубе, и ветер странствий зовет нас в путь, треплет наши волосы. Мы смотрим в морскую даль, такую манящую и загадочную. Над нами огромное синее небо, такое же безбрежное, как море. В путь? В путь! Осталось лишь закрепить паруса. Но как это сделать? Ребята, посмотрите, а что это? (показываю бутылку с письмами). Есть такой обычай отправлять по морю письма в бутылках. Быть может, мы найдем ответ в этой бутылке, которая прибилась к нашему берегу? (садимся на стулья). Какие же новости принесли нам волны? Из бутылки извлекаются письма и зачитываются. (Первое письмо прочитаю я, а остальные вы). В процессе чтения писем психолог должен подвести детей к мысли, что содержание всех писем – это описание их человеческих качеств. РЕФЛЕКСИЯ: Что более всего удивило вас в посланиях и порадовало? А сейчас из карточек, которые лежат на столе, выберите самое сильное своё качество, названное в письме и эту карточку прикрепите к парусу нашей яхты. Вот мы с вами и закрепили паруса!
ИГРА «Наши интересы». Любой ветер не страшен нашим алым парусам, любые трудности можно преодолеть, опираясь на самые лучшие, самые сильные наши качества. А сейчас представьте себе, что наш парусник вышел в открытое море. Плавание проходит вполне спокойно. У экипажа есть время для своих собственных дел по интересам. А какие же у нас интересы, пристрастия, развлечения? Прежде чем мы это узнаем, я раздам вам пилюли от морской болезни. (Раздаю конфеты). А теперь мы разделимся на группы таким образом: кто получил ириску, тот садится в левую часть нашего судна, а тот, кто получил карамельку, тот садится в правую часть корабля. И, таким образом у нас появилось две команды. И теперь я попрошу вас ответить на вопросы анкеты, и найти, что вас объединяет и какие в вас есть различия. ( Работа в группе). РЕФЛЕКСИЯ: Один человек из группы рассказывает, по каким вопросам более всего совпадений, а по каким есть различия. Значит, в свободное время на корабле могут собраться в кают-компаниях по интересам. На иллюминаторы корабля прикрепляем таблички-названия клубов по интересам: любители кошек, меломаны, танц-клуб, мечтатели, кулинары.
ИГРА «Поддержи друга». Внимание! Внимание! На горизонте тигровая кошка – вестница кораблекрушения. Только наши слаженные действия помогут избежать беды. Разделитесь на две команды. Одна команда образует внешний, другая внутренний круг. Стоящие во внутреннем круге быстро повернитесь лицом к тем, кто стоит во внешнем круге. Выполняем задания быстро, четко и правильно. Возьмитесь за руки. Сделайте три шага влево, теперь три шага вправо. Раз, два, три. А теперь тоже самое, только держаться будем не за руки, а спинами. Ваша задача – поддержать друг друга. Влево – раз, два, три. Вправо – раз, два, три. Молодцы! Никакой шторм не страшен таким дружным матросам!
ВЫБОР ШТУРМАНА И ДЕВИЗА. В любом путешествии неплохо бы иметь бывалого, знающего капитана, который бы крепко держал штурвал корабля. А как вы думаете, какими качествами должен обладать капитан? Да, ребята, он должен быть сильным, смелым, выносливым, умным, много знать. Я знаю, что в вашем классе все ребята обладают такими качествами, но выбрать нужно одного. Кому доверяете больше всех? Ну что ж, ребята, капитана мы выбрали, а теперь нужно выбрать девиз нашего плавания и написать его на флаге нашего корабля. Давайте придумаем что-то одно, общее для всех. ( Один за всех и все за одного). РАБОТА В КОМАНДЕ. Пишем девиз фломастерами (каждый по букве). Флаг прикрепляем на самую высокую мачту.
ИТОГ: Вот и подошло к концу наше путешествие. ВЫ все были очень активными, внимательными, все были на высоте и хорошо потрудились. Корабль с алыми парусами стал поистине вашим кораблём, его паруса поддерживают ваши самые сильные качества, никакие шторма и ветра вам не страшны, а штиль вы можете переждать в узком кругу друзей, в приятном общении.
РЕФЛЕКСИЯ: Что вам понравилось сегодня на занятии, что не понравилось, что тронуло, что порадовало, что было приятным и неприятным? А теперь пожмем друг другу руки и скажем спасибо за наше чудесное путешествие. До новых встреч. Всем спасибо.
ПРИЛОЖЕНИЯ
АНКЕТА
1. Твоё любимое животное. 2. Любимое занятие. 3. Любимый цвет. 4. Любимое блюдо. 5. Любимый фильм. 6. Твоя мечта… |