Школьный кружок «Ковроткачество»
Коновалова Елена Георгиевна
воспитатель ГС(К)ОУ для обучающихся,
воспитанников с ОВЗ «Петровск-Забайкальская
специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат»
Название проекта: Школьный кружок «Ковроткачество»
Тип проекта: творческий
Целевая аудитория: учащиеся школы-интерната.
Цель проекта:
Развитие художественно-творческих способностей слепых и слабовидящих учащихся посредством ковроткачества на занятиях кружка, воспитания стремления к овладению национальным рукоделием.
Задачи:
Познакомить воспитанников с историей ковроткачества, как одним из видов забытого рукоделия;
Научить основным приёмам и технологии ковроткачества;
Способствовать освоению языка декоративно-прикладного искусства ковроткачества;
Формировать любовь, уважение, толерантное отношение к родному краю, культуре и быту, народов, населяющих Забайкалье;
Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в прикладном творчестве;
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Актуальность проекта: заключается в сохранении культурной и исторической самобытности народов Забайкалья, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа.
Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискажённом виде характер духовно-художественного постижения мира.
Ковроткачество—один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства. Оно известно с глубокой древности как вид художественных ремесел, существовавших еще в первом тысячелетии до нашей эры. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. В геометрических и растительных узорах, колорите, способах выполнения орнамента, в построении композиции можно проследить традиционность художественных и технических приемов, присущих творчеству того или иного народа.
В Древней Руси ковроткачество занимало среди различных ремесел видное место. В каждом районе России был излюбленный вид ковроткачества, особенности технологии его изготовления. Так, для русского ковроткачества наряду с геометрическими узорами в коврах характерен цветочный орнамент, получивший распространение в безворсовых и высоковорсовых изделиях ковроткачей. Эта техника применяется не только для ковров, но и других изделий.
В Забайкалье одним из самых распространенных видов русского народного искусства у семейских было ручное узорное ткачество. Прясть и ткать когда-то умела каждая семейская девочка с малых лет. В приданое семейской невесты входили рубахи, сарафаны, запоны, скатерти, сукманки (пестряди, пояса), которые она должна была сама выткать для подарков жениху и его родным, для употребления в доме его родителей. По качеству рукоделия невесты судили о ее достоинствах. Много ткали и пожилые женщины для обихода - рядно, пестрядь и другие изделия.
В школьном этнографическом музее «Народы Забайкалья» собраны экспонаты, в которых отображена культура народов Забайкалья, начиная с жилища, колыбели, предметов быта и заканчивая поделками учащихся школы-интерната. Учащиеся знакомятся с традиционными женскими занятиями: прядением, ткачеством, шитьем одежды, вязанием, вышиванием народов Забайкалья. Девчонки и мальчишки занимаются возрождением ковроткачества. Школьный музей является еще и одновременно творческой мастерской, где учащиеся сами пробуют освоить технологические приемы женских рукоделий. Они выполняют изделия по образцам музейных предметов, а также изделия современного ассортимента. Технологии старинных рукоделий продолжают жить, воплощаясь в творческих проектах учащихся.
«Ковроткачество»— так называется кружок, который ведется в внеурочное время с воспитанниками школы-интерната. Он предлагает развитие в самых различных направлениях: художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление, мелкая моторика руки. Ведущая идея — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого проживающего и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом направлений деятельности школьного музея, интересов кружковцев, возможности их самовыражения.
В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; мастер-классы, творческая мастерская и другие. Воспитанники работают индивидуально (каждый делает свою поделку) или группой (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание) или коллективно (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции кружковцы работают все вместе, не разделяя обязанностей)
Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
• активизация и индивидуализация занятий;
• творческие работы и т.д.
Начинали работать как всегда, стоит с азов, а именно с готовых наборов для начинающих. В них входит канва с нанесенным рисунком, подобранные в тон нитки и специальные крючок или игла. Важное значение имеет основа, в этой технике для получения эффектного результата используют специально обработанную жесткую канву. Это особенно важно, если задумана интерьерная вещь – гобелен, коврик или покрывало. Для ковровой вышивки используют объемные, толстые чисто-шерстяные или смешанного состава крученые нити, отлично для этой техники подходят акриловые – легкие и ярко окрашенные. Выбирая материал, стоит учесть, что акрил проще в уходе, но шерсть смотрится благородней и дороже. В качестве инструментов в этой технике нужны специальные иглы или крючки. Иглы для этой техники – особые, они позволяют работать с цельной нитью, создавая на лицевой стороне изделия рисунок из объемных мягких петель. Иглы для работы потребуется две – для тонких и толстых нитей. Для ковровой вышивки крючком можно взять обычный вязальный крючок, но настоящие мастерицы используют специальный крючок с подвижным замочком, который позволяет вышивать легче и эффективнее.
Искусство ковровой вышивки – прекрасный вид декоративно- прикладного творчества, очень интересный и увлекательный, завораживающий, своей мягкостью и неповторимостью.
Работы кружковцев были представлены на школьных выставках, краевых выставках для людей с ОВЗ «Красоту мира сердцем чувствуя», « Отражение души-палитра мира», «Огненные версты Победы». Мы принимали участие в Межрегиональном фестивале «Семейская круговая», в мастер-классе «Ковроткачество» в рамках муниципальной акции «Ночь в музее».
Наш школьный музей сотрудничает с краеведческими муниципальными и школьными музеями города и в октябре 2013г на базе нашей школы-интерната прошла творческая мастерская для членов этих музеев. Наши учащиеся представляли мастер-классы по плетению на рамке, ткачество на бердо и многих других, в том числе и ковроткачество.
Кружок «Ковроткачество» помогает организовать деятельность ребенка так, чтобы его способности проявились в большей степени, получили дальнейшее развитие, учит доводить начатое дело до конца, справляться с поставленными задачами, не бояться трудностей, и, главное, помогает осмыслить историческое наследие и возвращения его в культурный оборот. |
Категория: Коновалова Е.Г | Добавил: tanya (24.02.2015) |
Просмотров: 924
| Рейтинг: 0.0/0 |
|