Воскресенье
22.12.2024
11:09
Категории раздела
Прудникова Ю.Н [5]
Макарова Н.Н [6]
Фёдорова И.В [2]
Чистофорова Е.А [6]
Казанцева Т.В [4]
Ерофеева С.М [1]
Проданюк И.С [2]
Просаедова Е.В [6]
Макарова Е.И [25]
Логинова Г.В [4]
Шабанова О.И [2]
Толстихина И.М [1]
Ильина В.А [8]
Киселёва С.И [5]
Хомякова Л. А [2]
Корнюшко Е.Д [4]
Орлова Т.Е [3]
Ботвенко Е.А [3]
Бургачёва Е.В [1]
Дутова В.Г [3]
Ерофеева А.В [1]
Зуева Л.Б [1]
Коновалова Е.Г [2]
Лебедева Н.В [5]
Мигунова Т.Ю [1]
Писаренко Е.С [4]
Тестоедова Л.А [1]
Самотина Т.В [6]
Малкова Т.А. [1]
Кухтина Татьяна Николаевна [1]
Буракова Надежда Иннокентьевна [1]
Чукина Надежда Михайловна [1]
Андреева Юлия Александровна [1]
Резникова Светлана Николаевна [1]
Ильина Лариса Юрьевна. [1]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Развитие коммуникативных навыков у слабовидящих школьников.

Развитие коммуникативных навыков у слабовидящих школьников.

Светлана Ивановна Киселева

г.Петровск-Забайкальский

учитель мимики ГОУ «Петровск-Забайкальская

специальная (коррекционная)

школа-интернат»

svetlana.kiselyova.1971@mail.ru

  • В статье рассматривается возможности развития коммуникативных навыков у детей с нарушением зрения, особенности приемов обучения в неречевом общении, развитие речевого общения, повышение речевой культуры.

Ключевые слова: коммуникативная деятельность, коррекционно-развивающая работа, неречевые средства общения.

«Если зрячий ребёнок многое и усваивает по

подражанию в естественном жизненном опыте,

то ребёнок с тяжёлыми зрительными нарушениями

должен специально этому обучаться»

Л.С. Выготский

Зрительная депривация отрицательно сказывается на уровень развития коммуникативного поведения и процесса общения у ребенка. Нарушения общения приводят к тяжёлым отклонениям в поведении, отражаясь на интеллекте ребёнка, социально-значимых качеств личности.

  • коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения обусловлена фрагментарностью, неустойчивостью, малой подвижностью образов. Слабовидящие дети по-разному воспринимают лицо партнера по общению. Это вызывает различные трудности в общении, в восприятии эмоциональных состояний, понимания смысла сюжетных изображений. Для слабовидящего ребёнка характерно «маскообразное» неподвижное лицо. Если ребёнок спокоен, то окружающие воспринимают его лицо, как сосредоточенное. Если же напряжён, то он пытается выразить возбуждение гримасничая. Так он старается выразить свои чувства и настроения. Его мимика неадекватно выражает его чувства. Нарушения зрения не позволяют ребёнку адекватно воспроизводить многие жесты, помогающие свободно общаться. Чаще всего он искажает их, и старается ограничить их использование в процессе общения со взрослыми и сверстниками. Дополнительным средством общения является поза, т.е. пантомимическое средство общения. Типичная неадекватная поза слабовидящего - опущенная вниз голова, сутулость, скованность и навязчивость движений при ходьбе. Это объясняется тем, что двигательная активность слабовидящего ребёнка с рождения ограничена. Он поздно начинает ползать, ходить, плохо ориентируется в закрытом и открытом пространствах. Отсюда возникает чувство скованности, неуверенности в себе, даже страх. Важно не дать развиться подобным чувствам, привычке ограничивать свои движения, так как это может вызвать нежелание общаться с другими людьми, вступать в контакты.

В начале коррекционно-развивающей работы по коммуникативной деятельности у детей с нарушением зрения необходимо определить уровень сформированности неречевых средств общения. На начальном этапе проводится обучение интеллектуально сохранных детей ориентированию на своем лице и теле, на лице и теле мамы, куклы. Определяется способность понимать и воспринимать с помощью сохранных анализаторов жесты, интонацию, позу человека. Не менее важным является и умение определять эмоциональное состояние персонажей на сюжетных изображениях, умение определить значение эмоции. В процессе наблюдения за детьми в рамках сюжетно-ролевой игры, в этюдах и в театральной деятельности, можно сделать вывод о применении каждым ребёнком вербальных и невербальных средств общения. На основе этого составляется карта обследования сформированности неречевых средств общения слабовидящих детей.

Одновременно с этим на занятиях развиваем мышечный аппарат экспрессивных зон лица и проводится обучение элементам мимических движений:

  • развитие зоны бровей: учим опускать и поднимать брови, сдвигать их;
  • развитие мышц губ: учим выпячивать губы вперед, делать улыбку, показывать передние зубки;
  • развитие мышц щек: учим надувать и втягивать щеки.

Часто детям сложно выполнять такие упражнения по причине невозможности подражания. Поэтому предлагается: подуть через соломинку в стакан с водой (губы вытянуты); «надуть шарик» щечками и сдуть его пальцами, нажимая ими на щеки.

Выполняем упражнение «снежинка (дождинка) на лице»:

  • снежинка попала на лоб (поморщили лоб);
  • снежинка попала на глаз (поморгали глазами);
  • снежинка попала на нос (пошмыгали носом);
  • снежинка попала на щеку правую, левую (надули правую, левую щеку);
  • снежинка попала на губы (подвигали губами).

Развиваю мышечный аппарат, участвующий в жестовых и пантомимических движениях:

  • развитие мышц шеи: медленные круговые движения головы слева направо и справа налево, учим класть голову на правое/левое плечо, грудь.
  • развитие мышц плеч: поднимаем плечи вверх, опускаем их одновременно и попеременно.
  • развитие мелкой моторики: использование комплексов пальчиковой гимнастики, шнуровок, пристежки и др.
  • упражнения «Любопытная Варвара», «Жираф».

Следующим этапом работы является знакомство с базовыми эмоциями: радость, гнев, обида, страх, стыд, интерес. В работе с детьми нежелательно употреблять сложные термины. Поэтому вместо слова «эмоция» использую слово «чувство».

Знакомство с чувством начинается с рассказа или чтения эпизода из сказки, в котором герои испытывают это чувство.

Сказки и рассказы подбираются с учетом возрастного и интеллектуального развития ребенка. Так для детей 7 лет целесообразно использовать рассказ Н.Носова «Живая шляпа», в котором прослеживается смена эмоциональных переживаний главных героев. После чтения рассказа задаю вопросы ребенку:

–Что почувствовали Вова и Вадик, когда шляпа поползла?
–Какое чувство возникло у ребят, когда они обнаружили под шляпой кота?
–Какое чувство пришло на смену удивлению?
–Как ты догадался, что ребята обрадовались?

Вспоминая основные события и переживания персонажей, ребенок может сопоставить их со своим личным опытом.

Затем обучаю правильному воспроизведению мимических и жестовых движений с соответствующей интонацией, восприятию на родителях, на педагоге, на схематических изображениях (пиктограммах).

При интеллектуальном развитии, соответствующем возрастным нормам, дети начальной школы дифференцируют и произвольно воспроизводят эмоции радости, гнева, страха, обиды, стыда.

При знакомстве с чувством радости ребенка прошу улыбнуться, развести руки в стороны. Спрашиваю: «Когда тебе бывает радостно? Когда радостно бывает твоей маме? Как ты узнаешь, что маме радостно?»

Ребенок отвечает, что узнает по голосу, когда мама злится или радуется.
«А если мама молчит, как ты догадаешься о том, какое настроении у нее?» Здесь предлагаем дотронуться до уголков губ мамы (они подняты вверх).

При знакомстве с чувством гнева предлагаю ребенку сдвинуть брови к носу, сморщить нос. Для этого вспоминаем, как шмыгаем носиком во время насморка. При этом руки сжаты в кулаки. Предлагаю закончить предложение «чувство гнева – это когда…».

Таким образом, работаю со всеми чувствами. При этом подвожу каждого ребенка к пониманию того, что чувства бывают разные и испытывают их все независимо от возраста.
На следующем этапе начинается формирование у ребенка умение управлять своими эмоциями (чувствами). Провожу беседу о том, как собака служит хорошему хозяину, если он умело ее тренирует, или хороший хозяин дома убирает все вещи на место. Также и люди: один может быть хорошим хозяином своих чувств, а другой нет. Тогда чувства будут управлять им. Подводим ребенка к пониманию того, что чувства могут меняться в течение дня. Для того чтобы пропали обида, гнев, страх, грусть, надо рассказать о них и вспомнить, что доставляет радость, удовольствие. Стараемся зафиксировать внимание на позитивных моментах жизни ребенка.

Занятия сопровождаем элементами психогимнастики. Например, упражнение «Камень, веревка». Предварительно нужно обследовать камень и веревку, сравнить их. Сжимаем руки в кулачки (камень), расслабляем (веревочка). Выполняем упражнения «Оловянный солдатик и тряпичная кукла», «Огонь и лед».

Каждое занятие включает упражнения на развитие произвольности психических процессов и поведения. Например, «День-ночь», «Слон-бабочка», «Кричалки-шепталки-молчалки», «Пылинки», «Четыре стихии», «Запретный номер» и другие. Особое значение придаётся игре. Введение в содержание игры эмоционально положительной и личностно значимой тематики позволяют добиваться реального присвоения опыта эмоционально насыщенных, развитых социальных отношений и нормативов общения. Можно сказать, что игра является индикатором процесса адаптации и нарушений во взаимоотношениях с другими людьми.

Из всех видов творческих игр для решения задач коррекции избрана игра-драматизация, поскольку она требует от ребенка не только точного словесного, но и интонационного и эмоционального отражения позиции изображаемого героя, а также умения переходить от монологической речи к диалогу и полилогу. Игра является и средством развития его коммуникативной деятельности.

Итогом коррекционно-развивающей работы со слабовидящими детьми является умение правильно воспроизводить мимические и пантомимические действия и интонацию, передавать адекватными неречевыми действиями свое эмоциональное состояние.

В результате занятий слабовидящие школьники осознают значимость общения в жизни человека и для своего дальнейшего развития. У слабовидящих учащихся формируется потребность в общении, они получают возможность освоить способы формирования образа человека как субъекта общения, основы коммуникативной грамотности, вербальные и невербальные способы общения; у них повышается уровень развития зрительного восприятия, слух, развивается координация, пространственные, социально-бытовые представления и умения.

Результатом работы по развитию коммуникативной деятельности становится: умение свободно и раскованно каждого ребёнка держать себя на сцене, в большом пространстве; умение правильно применять интонацию в соответствии с мимикой и жестами, громко, чётко и выразительно декламировать стихи; играть роль героя, входить в его образ, проявлять эмоции и чувства, активно двигаться на сцене, не сковывая движения.

Дети принимают активное участие в праздниках совместно со зрячими детьми. Так учащиеся нашей школы Писарев Вова и Ренчинов Саша известны своими выступлениями не только в нашем городе, но и в краевом центре. Они стали лауреатами Краевого интегрированного фестиваля детского художественного творчества «Красоту мира сердцем чувствуя» в номинации «художественное слово» в 2016 году. Также в этом фестивале был получен сертификат группой учащихся 7-б класса в номинации «Театр малых жанров». Ребята принимали участие и во Всероссийских конкурсах. Одним из них стал конкурс «Волшебное пёрышко» на сайте «Педразвитие.ру», в котором были опубликованы стихи детей собственного сочинения: «Зимушка». Дети-инвалиды приняли участие в городских конкурсах: «Петровская жемчужина» и межмуниципальном фестивале «Открывая горизонты». Учащиеся получили массу положительных эмоций, уверенность в свои силы, творческий подъём, желание заниматься театральной деятельностью и делиться результатами свой работой с учащимися других школ города, на сценах города и краевого центра.

В рамках школьной научно-практической конференции учащиеся 9-11 классов успешно защитили проект « Жест как один из способов невербального общения. Его влияние на развитие способности понимания других людей». Старшеклассники рассказали о цели своего исследования, поставленных задачах, методах, этапах работы. Готовясь к защите проекта, учащиеся изучили различные группы жестов, познакомились с интерпретаций каждого жеста. Было проведено тестирование в нашей школе среди двух возрастных групп: учащихся старшего звена и педагогов. Им был предложен тест «Что говорят вам мимика и жесты» - цель, которого, выявить знания респондентов о языке телодвижений. Большинство респондентов группы учащихся с удовольствием наблюдают за другими людьми, и неплохо интерпретируют их мимику и жесты.

Участники проекта усвоили, что достичь определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто с коллегами будет намного эффективнее и проще, если каждый человек будет владеть информацией о невербальном общении, а также уметь владеть, хотя бы азами этого общения.

Результатом нашей работы мы очень довольны. Мы получили диплом XXXV Всероссийского конкурса «ТЫ-ГЕНИЙ» за занятое I место среди учащихся 16-17 лет в номинации «Исследовательская работа», а также были отмечены почётной грамотой за победу в номинации «Лучшая научно-теоретическая обоснованность проекта в школьной научной конференции.

 

 

 

Литература.

  1. Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушениями зрения//Дефектология, 1996, №4.
  2. . Денискина В.З. Формирование неречевых средств общения у детей с нарушениями зрения.- г. Верхняя Пышма, 1997. 22с.
  3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
  4. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражненияи коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. - 144 с. 104
  5. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: «Просвещение», «Владос», 1995.- 160с.

 

Категория: Киселёва С.И | Добавил: tanya (22.02.2018)
Просмотров: 1210 | Рейтинг: 0.0/0