Воскресенье
22.12.2024
16:01
Категории раздела
Прудникова Ю.Н [5]
Макарова Н.Н [6]
Фёдорова И.В [2]
Чистофорова Е.А [6]
Казанцева Т.В [4]
Ерофеева С.М [1]
Проданюк И.С [2]
Просаедова Е.В [6]
Макарова Е.И [25]
Логинова Г.В [4]
Шабанова О.И [2]
Толстихина И.М [1]
Ильина В.А [8]
Киселёва С.И [5]
Хомякова Л. А [2]
Корнюшко Е.Д [4]
Орлова Т.Е [3]
Ботвенко Е.А [3]
Бургачёва Е.В [1]
Дутова В.Г [3]
Ерофеева А.В [1]
Зуева Л.Б [1]
Коновалова Е.Г [2]
Лебедева Н.В [5]
Мигунова Т.Ю [1]
Писаренко Е.С [4]
Тестоедова Л.А [1]
Самотина Т.В [6]
Малкова Т.А. [1]
Кухтина Татьяна Николаевна [1]
Буракова Надежда Иннокентьевна [1]
Чукина Надежда Михайловна [1]
Андреева Юлия Александровна [1]
Резникова Светлана Николаевна [1]
Ильина Лариса Юрьевна. [1]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Рабочая программа факультативного курса «Психология труда»

Пояснительная записка.

   Данная рабочая программа  факультативного курса  «Психология труда» составлена для учащихся предпрофильного класса школы-интерната для слепых и слабовидящих детей в рамках медико-биологического профиля обучения.

Курс «Психология труда» направлен на ознакомление учащихся с основными научными и практическими задачами психологии труда, её историей, проблемами практического приложения знаний, методами исследования. Программа дисциплины направлена на обучение студентов пониманию человека как субъекта трудовой деятельности, умению использовать методы психологии труда для решения социально-экономических и гуманистических задач развития личности человека.

        Предмет психологии труда достаточно важен  для медицинского работника. В небольшом курсе подобраны основные, значимые темы, позволяющие оптимально подать материал,  способствуя формированию представления у  школьников об их будущей профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что данный предмет, помимо специальных знаний, дает возможность самопознания для молодого человека, только вступающего в жизнь. Самопознание необходимо для адекватного выбора сферы будущей деятельности  в качестве медсестры, того или иного  профиля.

    Целью преподавания  данной дисциплины является формирование  представления о профессии медицинского работника,  рассмотрение психологических особенностей всех участников лечебно- профилактического  процесса (пациентов, их родственников, других ме­дицинских работников), формирования взаимопонимания, для достижения наибольшего эффекта при оказании медицинской помощи всех видов.

 В процессе преподавание предмета решаются задачи:

- рассмотрение профессионально-значимых качеств медицинского работника, проведения оценки степени выраженности у обучающихся;

-раскрытие  специфики психологии и поведения больного человека;

- раскрытие основных деонтологических требований к деятельности медицинского работника;

      В рамках изучения тем дисциплины учащиеся  знакомятся с психологическими  характеристиками  всех участников лечебного либо профилактического процесса. Согласно программе рассматриваются основные характеристики профессиональной деятельности медицинских работников с позиции требований к их личностным и профессиональным качествам.  Затрагиваются вопросы  психологии больного человека,  особенности его поведения в семье и лечебном учреждении, отношения больного человека к заболеванию. Рассматриваются условия создания вокруг пациента благоприятной  психотерапевтической сре­ды и проведение необходимой работы с близкими пациента.

По окончании курса обучения ученик должен:

- знать о профессии медицинского работника как категории психологии труда; основные структурные элементы личности и их роль в формировании поведения медицинского работника; психологические особенности соматических больных различных возрастов; этические нормы и правила взаимоотношений в медицинских организациях различных видов;  особенности организации лечебного процесса в  медицинских учреждениях с психологической точки зрения;  роль семьи в проводимых лечебно-профилактических мероприятиях.

 - уметь проводить качественную  и количественную оценку своим способностям; осуществлять компенсационные мероприятия; диагностировать основные типы личности, ведущие мотивы пациента и других участников лечебного процесса; эффективно использо­вать отдельные приемы прямой и косвенной психотерапии и навыки вер­бальной и невербальной коммуникации для преодоления конфликтных си­туаций и для прямой коррекции состояния здоровья пациента и повышения качества его жизни.

 Общее количество часов, отведенное на изучение дисциплины, составляет – 68 ч (1ч в неделю при двухгодичном изучении предмета).

Тематический план.

 

Наименование темы занятия

 

Всего

1

Введение в учебную дисциплину

      1

2

Предмет, проблемы и задачи психологии труда

      2

3

Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия

     2

4

История психологии труда

2

5

Методы психологии труда

     2

6

Профессиография как метод психологического изучения профессий в психологии труда

 

     4

7

Проблема побуждения к трудовой деятельности: стимулы и мотивы.     

2

8

Психические явления как профессионально важные качества в различных видах трудовой деятельности.

6

9

Праксические состояния человека в трудовой деятельности

     3

10

Проблема способностей и профессионально важных качеств

     4

11

Психологические основы профессиональной ориентации

     4

12

Психология безопасности труда : проблемы, задачи, мероприятия.

     4

13

   Психологические основы профессии медицинского работника

     6

14

  Профессионально важные качества медицинского работника

      6

15

Психологические особенности соматического больного. 

      6

16

 Роль ЛПУ в организации лечебно-профилактического  воздействия на пациента.

      6

17

Роль семьи в поддержании и укреплении здоровья пациентов

     6

18

Итоговое занятие

      2

 

ИТОГО

68

 

1. Введение в учебную дисциплину

 Цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине.

2. Предмет, цели и задачи изучения дисциплины.

Предмет и объект психологии труда. Психологические признаки труда. Психологическая и физиологическая сущность труда. Место психологии труда в системе психологических наук.

 Взаимоотношения психологии труда с общей психологией, и другими психологическими дисциплинами. Связь психологии труда с науками о труде.

3. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия  

 Проблемы и задачи психологии труда. Основные проблемы психологии труда (Е.А. Климов, Ю.Б. Котелова, Н.Д.Левитов, К.К.Платонов). Проблема системного подхода как основа исследований по психологии труда (Б.Ф.Ломов, В.Д. Шадриков и др.). Психологический анализ профессиональной деятельности как общая проблема психологии труда.

 Исследовательские и практические задачи психологии труда.

 Гуманизация труда и повышение его эффективности как главная задача психологии труда. Перспективы развития психологии труда.

 

4. История психологии труда.

Формирование психологического знания о труде на различных этапах исторического развития человеческого общества (древность, эпоха феодализма, 19-20 вв.). Связь истоков психологии труда как науки с развитием общественной практики. Значение работ А.А.Ухтомского ,И.М.Сеченова, И.П.Павлова в становлении психологии труда.

 

 Возникновение и развитие за рубежом научно- психологических знаний о труде. Научные принципы организации труда Ф.Тейлора. Зарубежная психотехника (В.Штерн, Г. Мюнстерберг)

 Этапы в развитии отечественной и советской психологии труда и их общая классификация (О.Г. Носкова, Е.А.Климов, М.А.Дмитриева, А.А.Крылов). Дореволюционный период становления психологии труда в России. Общая характеристика этапов возникновения и развития советской психотехники. Научно-практические вопросы отечественной психотехники (С.Г.Геллерштейн, И.Н.Шпильрейн, А.И.Розенблюм). Ошибки советских психотехников и их причины (С.Я.Рубинштейн). Роль психотехники в развитии психологической науки.

 Идеи психологического изучения профессий

и профессиографические исследования в психологии труда.

 Проблема психологической рационализации профессионального образования и обучения в работах А.К. Гастева, П.М.Рубинштейна, М.Ю.Юровской и др.

 Социальный статус психологии труда к началу Великой Отечественной Войны (1941 г.). Период застоя в психологии труда (1936-1957). 1957 г. – начало нового этапа в развитии психологии труда. Советско-финский симпозиум по психологии труда и профессий (1980 г.). Современный этап в развитии психологии труда в России.

5.Методы психологии труда

 Определение понятий «методология», «метод», «методика». Основные требования к выбору и применению методов и методик психологии труда. Специфика методов психологии труда. Классификация и общая характеристика методов и методик изучения трудовой деятельности человека. Метод наблюдения, особенности его использования в психологии труда. Трудовой метод (самонаблюдение психолога, «эксперимент на себе»).

 Анализ документации. Анализ продуктов трудовой деятельности. Анализ ошибочных действий. Алгоритмический способ описания и анализа трудовой деятельности (сущность и процедура метода).

 Методы опроса в психологии труда. Беседа. Анкетирование. Биографический метод. Метод обобщения независимых характеристик (МОНХ). Тесты. Эксперимент и моделирование в психологии труда. Лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент.

 Специальные методы психологии труда.. Методики объективной регистрации трудовых операций ( хронометраж, циклография и др.). Профессиографические методы. Структурный метод. Метод дополнительных задач. Применение физиологических методов для регистрации физиологических функций человека в процессе труда.

 Метод экспертных оценок и его применение для выделения профессионально важных качеств и классифицирования профессий.

 Метод критических инцидентов. Психосемантические и таксонометрические методы в психологии труда. Возможности применения математических методов в психологии труда.

 Перспективы развития методов психологии труда.

5 Профессиография как метод психологического изучения профессий в психологии труда.

Основные сложности и трудности в изучении, классифицировании, описании профессионального труда и профессий (феномен «обесценивания чужих профессий», «незримость» трудовой деятельности, изменчивость мира профессий и старение профессиографических

сведений и др.). Принципы профессиографии. Цели профессиографии и ее специфика в зависимости от целей: профориентация и профконсультация, профотбор и профадаптация, профобучение и профподготовка, рационализация режима и условий труда, проектирование новых профессий.

 Технология составления профессиограммы. Основные источники, схемы, модели сбора профессиографической информации. Виды профессиограмм: частные, комплексные, универсальные, информационные, диагностические.

 Психограмма как раздел профессиограммы и как самостоятельный документ. Психографическая карта профессии (таблица-график степени выраженности в профессии ПВК и комплексов ПВК). Профессиокарта.

 Классифицирование труда и профессий. Виды и типы классификации профессий. Однофакторные и многофакторные классификации профессий. Алфавитная классификация профессий. Классификация профессий по предмету труда.

 Типология профессий в сфере материального производства.

 Модульная классификация профессий. Классификация операторских профессий. Психографические характеристики труда руководителей.

 Психологические характеристики трудовой деятельности, опосредованной использованием компьютеров.

 

6.Проблема побуждения к трудовой деятельности: стимулы и мотивы .

 Понятия стимула и мотива трудовой деятельности. Содержательная характеристика стимулов и мотивов трудовой деятельности. Основные направления исследования мотивации. Разновидности мотивов и факторов мотивации трудовой деятельности. Параметры мотивации трудовой деятельности : сила, устойчивость, множественность, структурность, иерархичность. Генезис мотивационной структуры трудовой деятельности. Структура и динамика мотивов трудовой деятельности на разных уровнях профессионализации. Трансформация общих мотивов личности в трудовые. «Дрейф» мотивов. Высший мотив трудовой деятельности. Мотивация и этика. Процессуальный характер мотивации в трудовой деятельности. Мотивационные кризисы

 Мотивация трудовой деятельности и психические состояния. Мотивация достижений, уровень притязаний и эффективность трудовой деятельности. Мотивация трудовой деятельности и работоспособность.

 Классификация мотивационных факторов трудовой деятельности

и профессионального выбора. Внешняя и внутренняя мотивация труда. Методы исследования мотивов трудовой деятельности.

7. Психические явления как профессионально важные качества в  различных видах трудовой деятельности.

 Психические свойства, состояния и процессы как профессионально важные качества (ПВК) субъекта труда. Особенности психических функций и процессов в труде.

Сенсорно-перцептивные свойства в различных видах трудовой деятельности. Абсолютная и дифференциальная чувствительность в различных видах труда. «Технический слух». Мышечная чувствительность (осязание), чувствительность вкусового анализатора и обоняния в разных видах труда и профессиях. Острота зрения, поле зрения, глазомер в различных видах труда.

Психомоторика в производительном труде. Общая характеристика психомоторных действий в труде. Сенсомоторные и идеомоторные процессы. Виды двигательных реакций. Рабочие движения. Формы координации движений. Тремор. Регуляция трудовых действий.

Внимание в труде. Профессионально важные свойства внимания в различных видах труда: устойчивость, быстрота переключения, широта распределения, интенсивность, концентрация, сосредоточенность, направленность. Связь внимания со свойствами нервной системы. Психологические проявления свойств нервной системы в трудовой деятельности. Формирование профессионального внимания. Специфика внимания в «наблюдательных» профессиях, водительских профессиях. Схемы распределения внимания в труде. Интеллектуализация внимания. Методы изучения внимания.

Профессионально важные свойства памяти: объем памяти, скорость запоминания, прочность сохранения информации, готовность памяти к быстрому воспроизведению информации в нужный момент. Кратковременная, оперативная и долговременная память в различных видах труда. Виды профессиональной памяти.

Эмоциональные состояния и волевые процессы в различных видах труда. Эмоциональный и психический тонус в профессиональной деятельности. Эмоциональная устойчивость в различных видах труда как ПВК.

Характеристики речи как ПВК в различных видах труда: семантическая насыщенность речи, языковое чутье, дикция, артикуляция, выразительность речи, словарный запас, др.

Психологические особенности интеллектуальных процессов в труде. Оперативное мышление. Характеристики практического мышления. Диагностическая и прогностическая функции мышления в труде. Развитие профессионального мышления. Планирование трудовой деятельности.

Психологическая характеристика коммуникативных качеств как ПВК

в педагогических и медицинских профессиях.

Личностные свойства человека как ПВК в  помогающих профессиях  (ассертивность, эмпатия, лояльность, доброжелательность и др.). Работоспособность человека : структура, динамика, диагностика, обеспечение.

 

8.Праксические состояния человека в трудовой деятельности.

 Психические функциональные состояния . Определение понятий: психические состояния, функциональные состояния, праксические состояния. Основные характеристики и функции состояний. Фазы работоспособности. Регулирующая, побуждающая и детерминирующая функции состояний в трудовой деятельности.

 Общие и частные классификации психических состояний в труде.

 Виды функциональных состояний работающего человека. Условия и факторы влияния на динамику функциональных состояний в труде.

Состояние утомления. Компоненты утомления как переживаемого психического состояния. Показатели утомления. Общие признаки утомления в интеллектуальной и сенсорной сферах работающего человека. Виды утомления. Стадии и динамика утомления. Степени переутомления. Связь утомления с индивидуальными особенностями человека. Утомление и работоспособность. Специфика утомления в различных видах труда.

Состояние монотонии, общая характеристика и симптомы. Различия между людьми по устойчивости к монотонии. Пути предупреждения возникновения монотонии. Монотония и утомление. Психическое пресыщение.

Напряжение как состояние. Психическая напряженность: операциональная, эмоциональная. Эмоциональное напряжение в труде. Экстремальные состояния. Реакция тревоги.

Стресс. Формы психологического стресса. Типы поведения людей

в экстремальных условиях трудовой деятельности. Пути повышения надежности человека в экстремальных условиях труда.

Состояние психологической готовности к деятельности (ПГД).

Виды ПГД: общая и ситуативная. Пути формирования ПГД. ПГД и установка.

Праксические состояния: описание, классификация. Психосоматический модус человека. Праксические состояния и мотивация деятельности.

 Хроническая усталость и профессиональное выгорание как специфические состояния работающего человека.

 Физиологические и психологические методы диагностики состояний человека в труде.

 Методы, средства и способы саморегуляции и регуляции состояний человека в условиях трудовой деятельности.

10.Психологические основы профессиональной ориентации

 Общее понятие о профессиональной ориентации (ПО). Содержание и формы ПО. Составные части ПО. «Треугольник профориентации» К.К.Платонова. Цели, задачи и функции ПО. Теоретические и прикладные проблемы ПО. Сущность и факторы профессионального самоопределения. Психологическая теория выбора профессии Ф.Парсона. Другие концепции профессионального становления. История и современное состояние профориентации в России. Рынок труда и проблемы занятости в России. Психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии. Место ПО в общеобразовательной школе. Психологические особенности ПО взрослых. Особенности профориентационной работы с различными группами населения (женщинами, инвалидами, военнослужащими, группами «риска»).

 Основные этапы формирования и принятия решения о выборе профессии.

 Объективные и субъективные факторы выбора профессии. Здоровье и выбор профессии. Выбор профессии как социокультурный феномен. Допрофессиональное развитие субъекта труда и руководство профессиональным самоопределением. Выбор профессии

и профессиональная карьера. Строение информационных профессиограмм и профессиокарт в целях ПО. Классифицирование и психологические характеристики профессий в целях ПО. Информационно-поисковая система (ИПС) «Профессиография».

 Психологическое содержание и организация деятельности психолога-профконсультанта: этапы, задачи, алгоритмы, условия работы, требования профессии к личности профконсультанта. Тактики, техники и приемы в работе профконсультанта.

 Профконсультация: основное содержание и функции типа профконсультаций и типология профконсультационных ситуаций. Методические основы профконсультирования. Психодиагностика в профконсультировании. Использование компьютерных технологий в профконсультировании.

 

11. Психология безопасности труда.

 Психология безопасности труда как научно-практическое направление психологии труда. Исторические вехи становления психологии безопасности труда ( концепция К. Марбе о склонности к несчастным случаям). Основные положения современной психологии безопасности труда. Понятия: несчастный случай, ошибка, нарушение. Основные вопросы психологии безопасности труда. Психологические факторы безопасности труда и их взаимосвязь. Современное состояние проблемы диагностики индивидуальных качеств, состояний в обеспечении безопасности труда. Влияние психических состояний (переутомление, дистресс) на склонность к нештатному поведению в условиях трудовой деятельности.

 Влияние мотивации на безопасность профессиональной деятельности.

 Понятие риска и его трактовки. Психологические основы инструктажа по технике безопасности. Психология восприятия плаката по технике безопасности. Психологические предпосылки и причины производственных аварий и травм. Психология инструктажа по технике безопасности. Психологические мероприятия профилактики и снижения травматизма.

 

12.  Психологические основы профессии медицинского работника.

рассмотрение профессии как категории психологии труда;  классификация профессий;   профессиональный цикл, этапы, стадии профессионализации личности;  развитие человека как субъекта труда;  проектирование профессионального жизненного пути;  жизненный путь  профессионала, нормальные кризисы развития; психологические аспекты труда медицинского работника.

13. Профессионально важные качества медицинского работника.

профессионально-значимые качества медицинского работника; мыслительные, волевые, аттенционные, мнемические, моторные, сенсорные, эмоциональные, речевые,  коммуникативные;  основные составляющие «характера медицинского работника»: профессиональный гуманизм, чувство долга, профессиональное самосовершенствование; психологическое обеспечение профессионального здоровья.

14. Психологические особенности соматического больного.

здоровье как системное понятие; принципы формирования личности;  влияние личностных особенностей на возникновение и течение психосоматической патологии; особенности взаимосвязи пола, возраста, профессии, особенностей темперамента, характера личности с реакцией человека на болезнь;  социальное и индивидуальное в болезни.

 Особенности работы с детьми и людьми пожилого возраста. Особенности работы с детьми-пациентами: трудности в локализации ощущений, скованность, зависимость от родителей, склонность к фантазии и манипуляции, непослушание у детей. Особенности работы с подростками-пациентами: недоверие к пожилым врачам, высокая ценность внешней красоты и сексуальной привлекательности, максимализм оценок, склонность к демонстративным суицидам. Особенности работы с пожилыми пациентами: утрата самостоятельности, снижение способностей, страх смерти и беспомощности.

15. Роль ЛПУ в организации лечебно-профилактического  воздействия на пациента.

этические нормы и правила взаимоотношений в медицинских учреждениях различных видов;  особенности организации лечебного процесса в медицинских учреждениях  с психологической точки зрения; деонтология взаимоотношений врача и больного;  права больного и его моральными обязательствами в отношении медицинских работников. Взаимоотношения медицинского работника с  коллегами и родственниками пациента; охранный режим и принципами словесной асептики.

16. Роль семьи в поддержании и укреплении здоровья пациентов.

: понятие семьи как системы; жизненный цикл семьи, кризисы семьи; структура семьи, ее нарушениями;  роль семьи в проводимых лечебно- профилактических мероприятиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемая литература.

  1. Косенко В.Г., Смоленко Л.Ф., ЧебураковаТ.А.. Медицинская психология. Р-нД.: Феникс,2002,- 416 с.
  2. Крысько В.Г. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007,- 432с.
  3. Островская И.В. Психолгия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006,- 400с.
  4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г.. Психология. М.: Академия, 2000,- 512с.
  5. Психологические аспекты в работе медицинской сестры: учебное пособие для студентов мед училищ и мед колледжей. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2002, - 209 с.
  6. Руденский Е.В. Социальная психология. СПб.: Питер, 2007, - 432с.
  7. Станкин М.И. Психология общения. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж.: НПО «МОДЭК», 2000, - 304с.

 

Категория: Фёдорова И.В | Добавил: tanya (18.10.2014)
Просмотров: 742 | Рейтинг: 0.0/0