Урок природоведения 5 класс (учебник А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс).
Тема урока: Великие путешественники – первооткрыватели новых земель.
Тип урока: комбинированный.
Цель: познакомить обучающихся с великими путешественниками – первооткрывателями новых земель
Задачи:
Образовательные:
Познакомить с десятью великими путешественниками показать, какой вклад они в несли в освоение новых земель
Воспитательные:
воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах,
продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Коррекционно - развивающие:
развитие познавательного интереса,
навыков работы с учебником и дополнительной литературой,
умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы.
Оборудование: портреты путешественников, бутылка, инструктивные карточки, презентация.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка знаний по теме «История географических открытий»: Экспресс – опрос.
Дети по желанию выбирают себе вопрос и отвечают на него.
- 1. Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев, что их объединяет?
- 2. Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Джеймс Кук. Кто здесь лишний? Почему?
- 3. Почему материк Америка назвали в честь Америго Веспуччи, а не в честь Христофора Колумба?
- 4. Древнегреческим учёным были известны все материки нашей планеты?
- 5. Джеймс Кук и Виллем Янсзон, что их объединяет?
- 6. М. П. Лазарев, Христофор Колумб, Джеймс Кук, Америго Веспуччи, Ф. Ф. Беллинсгаузен. Что их всех объединяет?
- 7. Кенгуру, белый медведь, коала, утконос, ехидна. Кто здесь лишний?
8. Сколько экспедиций организовал Христофор Колумб к берегам Америки?
- 9. На первой карте мира было четыре материка – Европа, Азия, Африка, Антарктида. Найди ошибку.
- 10. Америка была открыта английским мореплавателем Дж Куком?
3.Изучение нового материала.
Ребята, сегодня мы познакомимся с великими путешественниками – они обошли нашу планету кругом и дали нам первые ее описания. Они разделили поверхность Земли на континенты, назвали их. Морям, океанам, тысячам малых и больших островов – также дали названия. Увлекательное дело – путешествие по земному шару!
Много прекрасных идей и гипотез выдвинули философы и ученые о нашей Земле. Но догадки догадками, а истина одна! А для этого науке нужны не только философы, но и практики – путешественники. И вот наступило их время!
Ребята, шла я домой вдоль речки и заметила , что к берегу прибило необычную бутылку. Мне стало интересно, я её подняла и очень удивилась, в бутылке оказались послания от путешественников, только непонятно кто именно их написал. Сейчас мы с вами и узнаем, кто же нам отправил эти сообщения. Для этого разделимся на 5 групп, каждая группа получит своё послание и пользуясь текстом учебника узнает, кто отправил это сообщение.
4. Работа в группах с текстом учебника по инструктивным карточкам.
1 группа:
1. Я в течение 24 лет путешествовал по странам Азии.
2. Я первым проложил морской путь в Индию.
2 группа
3. Я совершил путешествие в Индию и написал книгу «Хождение за три моря».
4. Я открыл пролив между Азией и Америкой (Берингов пролив).
3 группа
5. Я возглавил первое русское кругосветное плавание (1803 – 1806 г).
6. Я исследовал труднодоступные районы Африки, открыл один из крупнейших водопадов – Виктория.
4 группа
7. Я исследовал труднодоступные районы Азии, нанёс на карту более 20 горных хребтов, целый ряд озёр и рек.
8. Я первым достиг Северного полюса.
5 группа
9. Я первым достиг Южного полюса.
10. Я доказал шарообразность нашей планеты и единство Мирового океана.
5. Обсуждение результатов работы в группах (каждая группа отчитывается о проделанной работе).
Слайды с 24 - 33
6. Физминутка.
7. Закрепление нового материала.
Тест «Как люди открывали Землю». Взаимопроверка.
Слайды 34 – 39
8. Итог урока.
Ребята, сегодня на уроке мы познакомились с великими путешественниками. Назовите пожалуйста их и скажите какой вклад они внесли в освоение новых земель? Игра «Угадай, кто это?».
Слайды 40 - 41
Ребята что вам больше всего понравилось и запомнилось сегодня на уроке? (ответы детей).
Выставление оценок
9. Д/З стр 160 – 161, 2 ученикам (Селин С., Серегин М) ответить на вопросы к тексту учебника, стр 162; 3 ученикам (Шешукова И, Горшков Д, Леонов К) приготовить дополнительный материал по о русских путешественниках.
Самоанализ урока природоведения 5 класс
1. Характеристика класса.
В пятом классе обучается 11 детей, из них трое учащихся с высоким уровнем усвоения программного материала (Горшков Данила, Леонов Кирилл, Шешукова Ирина, двое учеников (Селин Ваня, Серёгин Миша) с низким уровнем усвоения, остальные дети усваивают программный материал хорошо.
2. Характеристика реальных учебных возможностей учащихся.
Класс активный, работоспособный, любознательный, легко включаются в различные виды деятельности.
При подготовке урока учитывались индивидуальные особенности детей, уровень усвоения ими учебного материала, например, при проведении «Экспресс – опроса» вопросы были распределены по уровню сложности.
3. Место данного урока в разделе.
Данный урок по счёту девятый в разделе «Человек на Земле», опирается на предыдущие уроки по темам «История географических открытий». При планировании данного урока были учтены возрастные особенности учащихся: вводились игровые элементы, смена видов деятельности, психологическая и физическая разрядка. Тип урока – комбинированный.
4. Задачи урока. На уроке решались следующие задачи:
Образовательные:
Познакомить с десятью великими путешественниками показать, какой вклад они в несли в освоение новых земель
Воспитательные:
воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах, навыков самоконтроля;
продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе.
Коррекционно - развивающие:
развитие словесно-логической, зрительной, образной памяти,
формирование целенаправленности в работе,
формирование информационной компетентности,
умений сравнивать, выделять главное и делать обобщающие выводы.
5. Тип урока. Тип урока – комбинированный: проверка ранее изученного материала, изучение нового материала, закрепление нового материала.
6. Рациональность структуры урока.
Все этапы урока были взаимосвязаны. Все требования программы по данной теме получили отражение в уроке. Во время урока осуществлялась смена видов деятельности с целью здоровьесбережения. Рационально было выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления и домашнего задания. Рационально было распределено время на все этапы урока. Из изученного нового материала учащиеся смогли выбрать главное и существенное. На уроке использовались различные методы обучения: частично – поисковый, ИКТ, исследовательский. На уроке применялась работа в группах, взаимопроверка. Для контроля усвоения новых знаний был использован тест и игра «Угадай, кто это?». Для предупреждения перегрузки учащихся на уроке была проведена физминутка. Все поставленные задачи на урок были достигнуты. Дети проявили интерес к изучению нового материала, активно, с интересом работали на уроке.
Учитель биологии Чистофорова Е.А.
|