Пятница
27.12.2024
19:35
Категории раздела
Пректы [23]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Учебный проект "Память сильнее времени"

ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

      «Петровск-Забайкальская  специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                                             школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

                           ПРОЕКТ  ИССЛЕДОВАНИЯ  ПАМЯТИ

                                     «Память сильнее времени»

 

 

 

                                                                        

                                                           Выполнила: Науменко Люба,

                                                                                                            ученица 7 «А» класса.

                                                                  Руководитель:

 Корнюшко Елена Дмитриевна,

                                                                  педагог-психолог.

           

                                                                    2015 г.

 

Содержание

 

Введение    ………………………………………………               3                                                                                       

 

Глава 1. Память – основа жизнедеятельности человека

 

1.1.

Память как психический процесс. Особенности памяти…………………………………………………………      6

 

1.2.

Воспоминания о фронтовиках-забайкальцах. Семейные реликвии…………………………………………………      8

 

 

Глава 2. Память о войне

 

2.1.

Практическая часть. Результаты   анкетирования…        10

 

2.2.

Почему современные дети мало знают о войне?..         11

 

Заключение……………………………………………….           12

 

Список литературы……………………………………….          13

 

Приложения ……………………………………………….         14

 

 

                                   

                                                     2

 

ВВЕДЕНИЕ

Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим.  Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг и кинофильмов. Но главное – рассказы ветеранов.  Они, как живой родник, питают нашу благодарную память. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая».

А что мы знаем о той далекой войне?  Что такое война? Война -                это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война -                          это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это  125  граммов хлеба                       в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.  Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.

Война… Она разбивала надежды, лишала дома, близких и друзей. Она убивала изнутри каждого, кому пришлось ее пережить. На фронтах этой страшной войны мужали, росли, учились по-настоящему дружить… и убивать. Во имя Родины, но – убивать. Какая страшная необходимость! Люди мечтали созидать, любить, строить будущее, с радостью смотреть                 за горизонт нового дня, оставить на Земле свой светлый след. А здесь нужно было разрушать, губить, оставляя за собой только пепел и руины. Вместо  того  чтобы засевать плодородную почву зерном, её засевали пулями и мертвецами.

 

                                               3

Эти страшные четыре года покалечили множество судеб.  Даже если человек не погиб, дошел до Победы, со слезами счастья радовался сводкам                           

Советского Информбюро и майскому салюту, разве легко ему было привыкать к тишине по ночам, взять в руки мирное орудие труда после пулемета? Легко ли после пережитого кошмара обрести радость жизни?                     Мы должны понять, что война  остается в душе человека навсегда, и ее нельзя извлечь, как  осколок от снаряда. Её нельзя забыть, вычеркнуть. Даже самые страшные сны забываются, но война – это не сон.                                Это наша с вами история. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим будущим детям и внукам, чтобы помнили.

 

Цель: выяснить какова память современного поколения о Великой Отечественной Войне и узнать о героическом прошлом ветеранов-земляков.

Задачи:

  1. Изучить и систематизировать документальные источники о боевой славе воинов-петровчан, воинов-забайкальцев.
  2. Рассмотреть память как психический процесс.

     3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.

     4) Через анкетирование выяснить, что знают мои сверстники  о Великой Отечественной  войне, какие книги они читали и как относятся к проблеме  сохранения памяти.

    5) Сохранить  память о ветеранах-забайкальцах,  воевавших в годы войны.    

 

                                                    4

                 

Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его.  Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости. Мы предполагаем, что ребята в  нашей школе мало знают о событиях тех лет, мало читают книг на военную тематику и мало интересуются тем трагическим временем.

Методы исследования:

  1. Сбор информации
  2. Интервьюирование, анкетирование
  3. Обработка информации
  4. Изучение и анализ семейных фото и документальных источников.

Этапы  реализации проекта:

1) Подготовительный  (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников).

2) Подготовка мультимедийной презентации.

3) Защита проекта.

Теоретическая и практическая  значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на мероприятиях                  в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга людей, интересующихся историей родного края, нашими защитниками -земляками.

                                                         5

ГЛАВА 1. Память – основа жизнедеятельности человека

1.1.Память как психический процесс   

Память- это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись информации осуществляется посредством запоминания, а ее извлечение- посредством вспоминания. Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Противоположным акту запоминания является забывание. Оно служит важным условием запоминания, поскольку оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь- это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. В зависимости от этого различают несколько разновидностей памяти: визуальная (зрительная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятельная, осязательная и др. Человеческая память представляет собой бесконечно сложный механизм- это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличие от  восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше,  то уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества. Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности. Память- это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.

Память- важнейшая, познавательная функция. Она создает
возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования
речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Память бывает двух видов – кратковременная и долговременная. Кратковременная память- время хранения информации от секунд до десятков минут. В кратковременной памяти информация может сохраняться в течение нескольких минут.

                                                         6

 Если испытуемому в течение 50 с предъявить 16 букв и тут же попросить их перечислить, то он назовет 10-12, то есть около 70% увиденного. Но через 150с он вспомнит 25-30% информации, а через 250с она вся теряется из кратковременной памяти. Долговременная память имеет неограниченный объем и быстрый доступ к данным. Она характеризуется временем хранения информации, которое сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчиво к воздействиям, нарушающим кратковременную память.

                                                        7

1.2. Воспоминания о фронтовиках-забайкальцах.

 

В 2015 году наша  страна  готовится отметить  70 - летие  Великой Победы. Этот день занимает  особое место среди отмечаемых праздников  в нашей стране.

   Всё дальше уходят в прошлое годы войны, все меньше и меньше остается     живых свидетелей тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами.

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», - поется в известной песне. И это действительно так. 

В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!

Вот некоторые из тех, о ком удалось узнать:

Сутурин Николай Алексеевич, уроженец села Волково, красночикойского района (дедушка учителя Орловой Т.Е.).  Для него война, как и для многих других, началась в 1941 году. Николай Алексеевич принимал участие во всех значимых боях, дошёл до Берлина, где был ранен и комиссован. Имеет много орденов и медалей.

Маликов Филипп Владимирович, 1908 года рождения (дедушка моего руководителя проекта Корнюшко Е.Д.), был призван в ряды Советской Армии в феврале 1942 года Петровск-Забайкальским военкоматом. Сражался с врагом на северо-западном фронте. Участвовал в боях за освобождение Ленинграда.  До Берлина не дошёл, так как был тяжело ранен в бою под Чехославакией в 1945 году.  По возвращению в родной город (П-Забайкальский), несмотря на инвалидность, всю оставшуюся жизнь отдал работе на Железной дороге. Имеет ордена и медали.

                                                   8

     Суворов Алексей Николаевич, 1919 года рождения (прадедушка ученицы нашей школы Марины Мальцевой) прошёл всю войну, воевал в составе 175 стрелкового полка, награждён боевыми медалями.

     Номоконов Семен Данилович, уроженец села Нижний Стан, Шилкинского района, знаменитый снайпер, на боевом счету которого 360 истребленных гитлеровцев и 8 солдат и офицеров Квантунской армии.

     Нагаев Епифан Иванович, уроженец Красночикойского района. Жил и работал на Катангарском лесоучастке П-Забайкальского района. Командир пулеметного взвода. Герой Советского Союза. Погиб в боях за город Одессу в 1944 году. В поселке Баляга в его честь названа улица.

Мы обязаны знать и помнить героические поступки наших прадедов, так как эти люди отстояли свободу  и независимость Родины, победив страшного врага. И я хочу внести свою маленькую долю в это очень важное дело – сохранение памяти.

             

                                                9

ГЛАВА 2. ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ

2.1. Практическая часть

Результаты анкетирования

         Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», нам необходимо  бережно хранить память о прошлом. Это, вроде бы, понятно всем. Поскольку  тема  памяти о войне в 2015 году очень актуальна, я решила выяснить у ребят, которые обучаются в нашей школе, что же они знают о тех годах.

Для этого я провела анкетирование учащихся 5-11 классов  нашей школы. Было опрошено 36 человек.

Им было предложено ответить на  8 вопросов (См. приложение 1  ).

Я не могу сказать, что результаты исследования меня порадовали. Скорее всего, встревожили.

Оказалось, что точную дату начала и окончания Великой Отечественной войны знают всего лишь  69%. Сколько лет прошло со дня завершения войны, тоже знает не каждый –  88%.                      Книги о войне мало кто из моих сверстников читал, всего  56%,                   в основном, это программные произведения.  Многие ребята –  (91%) - ответили, что у них есть родственники-фронтовики, но практически никто о них не может рассказать. Радует то, что почти все из них –  97%  - хотели бы узнать о фронтовиках своей семьи побольше.          92%  из всех  опрошенных  считает, что  память о войне хранить нужно, чтобы выразить благодарность тем, кто отдал за нас жизнь,   а 8% почему-то не знают нужно ли помнить о прошлом.                                                           10

2.2. Почему современные дети мало знают о войне?

Работая над проектом, я попыталась проанализировать, почему же мои сверстники так мало знают о той кровопролитной, ужасной Великой Отечественной войне.

Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют.  Та война для многих из них  – далёкое прошлое,   не больше.  Наверное, это потому, что в семьях   не принято  говорить     об ужасах главного события  только  что ушедшего в память двадцатого века – Второй Мировой  войны. Конечно, взрослые совершают большую ошибку, не рассказывая детям об этом. Может быть, они боятся нанести ребёнку психологическую травму? Но задумайтесь: ведь ещё немного,  и останется только один очевидец Великой  Отечественной войны. Многих защитников  нашего Отечества -  тех,  кто проливал кровь за нас,  уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удаётся передать ту боль, что пережил народ.  Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!

Это не должно повториться!  Поэтому  нам  нельзя  молчать,  на этих жизненных примерах  надо  учиться  БЫТЬ ЛЮДЬМИ! И НЕ ЗАБЫВАТЬ! ПОМНИТЬ!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пока  мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива  Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно                        не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участник Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить своего  бесстрашного  прадеда   и гордиться  им,  учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.

Я хочу, чтобы мои сверстники поняли, что можно гордиться и восхищаться не только героями боевиков, а своими собственными прадедами и прабабушками, которые каждый день совершали  подвиги.

В  начале работы я поставила цели:  узнать о героическом прошлом фронтовиков-забайкальцев;  выяснить  отношение современного поколения к тем далёким событиям.  Я подробнее  узнала о судьбах некоторых фронтовиков, и выяснила, насколько хорошо мои сверстники знают о героическом прошлом своей страны. Считаю  цель достигнутой, поставленные задачи –  реализованными.  Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась.

Закончить работу мне хочется строками стихотворения  поэта Ю.Полякова

Ответ фронтовику

Не обожженные сороковыми,

Сердцами вросшие в тишину,-

Конечно, мы смотрим глазами иными

На вашу большую войну.

Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам

О горьком, победном пути,

Поэтому должен хотя бы наш разум

Дорогой  страданья пройти.

И мы разобраться обязаны сами

В той боли, что мир перенёс.

                        12

.. .Конечно,  мы смотрим иными глазами -

Такими  же, полными слез.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Материалы  семейных архивов.
  2. https://ru.wikipedia.org
  3. Ю.Поляков. Избранное. М. ,1994

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         13

Категория: Пректы | Добавил: tanya (29.09.2015)
Просмотров: 1291 | Рейтинг: 0.0/0