ГС(К)ОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
ПРОЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПАМЯТИ
«Память сильнее времени»
Выполнила: Науменко Люба,
ученица 7 «А» класса.
Руководитель:
Корнюшко Елена Дмитриевна,
педагог-психолог.
2015 г.
Содержание
Введение ……………………………………………… 3
|
|
Глава 1. Память – основа жизнедеятельности человека
|
|
1.1.
|
Память как психический процесс. Особенности памяти………………………………………………………… 6
|
|
1.2.
|
Воспоминания о фронтовиках-забайкальцах. Семейные реликвии………………………………………………… 8
|
|
Глава 2. Память о войне
|
|
2.1.
|
Практическая часть. Результаты анкетирования… 10
|
|
2.2.
|
Почему современные дети мало знают о войне?.. 11
|
|
Заключение………………………………………………. 12
|
|
Список литературы………………………………………. 13
|
|
Приложения ………………………………………………. 14
|
|
2
ВВЕДЕНИЕ
Мы живем мирно и счастливо: учимся и работаем, радуемся и грустим, мечтаем и дружим. Но бывают минуты, когда с особой остротой понимаешь, что всей нашей жизнью мы обязаны тем, кто сражался за наше светлое будущее. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем больше нам хочется узнать о тех, кто дал нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу. О войне моё поколение знает только из книг и кинофильмов. Но главное – рассказы ветеранов. Они, как живой родник, питают нашу благодарную память. Древние говорили: «Если войну забывают, начинается новая».
А что мы знаем о той далекой войне? Что такое война? Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей. Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей. Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как мы.
Война… Она разбивала надежды, лишала дома, близких и друзей. Она убивала изнутри каждого, кому пришлось ее пережить. На фронтах этой страшной войны мужали, росли, учились по-настоящему дружить… и убивать. Во имя Родины, но – убивать. Какая страшная необходимость! Люди мечтали созидать, любить, строить будущее, с радостью смотреть за горизонт нового дня, оставить на Земле свой светлый след. А здесь нужно было разрушать, губить, оставляя за собой только пепел и руины. Вместо того чтобы засевать плодородную почву зерном, её засевали пулями и мертвецами.
3
Эти страшные четыре года покалечили множество судеб. Даже если человек не погиб, дошел до Победы, со слезами счастья радовался сводкам
Советского Информбюро и майскому салюту, разве легко ему было привыкать к тишине по ночам, взять в руки мирное орудие труда после пулемета? Легко ли после пережитого кошмара обрести радость жизни? Мы должны понять, что война остается в душе человека навсегда, и ее нельзя извлечь, как осколок от снаряда. Её нельзя забыть, вычеркнуть. Даже самые страшные сны забываются, но война – это не сон. Это наша с вами история. Давайте рассказывать об этой справедливой войне нашим будущим детям и внукам, чтобы помнили.
Цель: выяснить какова память современного поколения о Великой Отечественной Войне и узнать о героическом прошлом ветеранов-земляков.
Задачи:
- Изучить и систематизировать документальные источники о боевой славе воинов-петровчан, воинов-забайкальцев.
- Рассмотреть память как психический процесс.
3) Привлечь внимание моих сверстников к изучению истории Родины.
4) Через анкетирование выяснить, что знают мои сверстники о Великой Отечественной войне, какие книги они читали и как относятся к проблеме сохранения памяти.
5) Сохранить память о ветеранах-забайкальцах, воевавших в годы войны.
4
Гипотеза: наши деды и прадеды отстояли мир, мы должны сохранить его. Только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев, достоин свободы и независимости. Мы предполагаем, что ребята в нашей школе мало знают о событиях тех лет, мало читают книг на военную тематику и мало интересуются тем трагическим временем.
Методы исследования:
- Сбор информации
- Интервьюирование, анкетирование
- Обработка информации
- Изучение и анализ семейных фото и документальных источников.
Этапы реализации проекта:
1) Подготовительный (сбор материала, анализ и систематизация семейных фото и документальных источников).
2) Подготовка мультимедийной презентации.
3) Защита проекта.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что результаты могут быть использованы на мероприятиях в память о тех, кто ценой своей жизни защитил Родину. Собранный материал может представлять интерес для широкого круга людей, интересующихся историей родного края, нашими защитниками -земляками.
5
ГЛАВА 1. Память – основа жизнедеятельности человека
1.1.Память как психический процесс
Память- это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации. Запись информации осуществляется посредством запоминания, а ее извлечение- посредством вспоминания. Качество запоминания обусловлено вниманием человека к объекту записи. Противоположным акту запоминания является забывание. Оно служит важным условием запоминания, поскольку оно разгружает центральную нервную систему, освобождая место для новых связей. Память определяется работой всего головного мозга, но в первую очередь- это биологический феномен, обусловленный деятельностью органов чувств. В зависимости от этого различают несколько разновидностей памяти: визуальная (зрительная), вербальная (связанная с функцией слуха), обонятельная, осязательная и др. Человеческая память представляет собой бесконечно сложный механизм- это функция мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. Память есть одна из форм отражения реального мира. При этом в отличие от восприятия, память есть отражение того, что действовало на нас раньше, то уже ранее было для нас предметом нашего восприятия, мысли, чувства, с чем мы уже имели дело в своей действительности, в наших действиях и поступках. Память служит основой накопления и использования опыта, сохранения знаний, что обуславливает возможность более широкого и глубокого познания действительности, возможность предвидения и творчества. Отражение мира не есть зеркальный, пассивный процесс. Оно неразрывно связано с особенностями личности человека, осуществляется в активной деятельности людей, зависит от направленности и характера деятельности. Память- это форма отражения действительности, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении человеком своего опыта. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Эта способность составляет функцию памяти.
Память- важнейшая, познавательная функция. Она создает
возможность для обучения и развития. Память лежит в основе формирования
речи, мышления, эмоциональных реакций, двигательных навыков, творческих процессов. Память бывает двух видов – кратковременная и долговременная. Кратковременная память- время хранения информации от секунд до десятков минут. В кратковременной памяти информация может сохраняться в течение нескольких минут.
6
Если испытуемому в течение 50 с предъявить 16 букв и тут же попросить их перечислить, то он назовет 10-12, то есть около 70% увиденного. Но через 150с он вспомнит 25-30% информации, а через 250с она вся теряется из кратковременной памяти. Долговременная память имеет неограниченный объем и быстрый доступ к данным. Она характеризуется временем хранения информации, которое сравнимо с продолжительностью жизни организма, устойчиво к воздействиям, нарушающим кратковременную память.
7
1.2. Воспоминания о фронтовиках-забайкальцах.
В 2015 году наша страна готовится отметить 70 - летие Великой Победы. Этот день занимает особое место среди отмечаемых праздников в нашей стране.
Всё дальше уходят в прошлое годы войны, все меньше и меньше остается живых свидетелей тех страшных событий. Но прошлое нельзя забывать. Ведь за то, что мы живём сейчас мирно и счастливо, миллионы жизней отданы в борьбе с фашистами.
«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», - поется в известной песне. И это действительно так.
В каждой семье есть своя маленькая история войны, и мы должны как можно больше узнать о подвиге наших дедов и прадедов – славных защитников Родины!
Вот некоторые из тех, о ком удалось узнать:
Сутурин Николай Алексеевич, уроженец села Волково, красночикойского района (дедушка учителя Орловой Т.Е.). Для него война, как и для многих других, началась в 1941 году. Николай Алексеевич принимал участие во всех значимых боях, дошёл до Берлина, где был ранен и комиссован. Имеет много орденов и медалей.
Маликов Филипп Владимирович, 1908 года рождения (дедушка моего руководителя проекта Корнюшко Е.Д.), был призван в ряды Советской Армии в феврале 1942 года Петровск-Забайкальским военкоматом. Сражался с врагом на северо-западном фронте. Участвовал в боях за освобождение Ленинграда. До Берлина не дошёл, так как был тяжело ранен в бою под Чехославакией в 1945 году. По возвращению в родной город (П-Забайкальский), несмотря на инвалидность, всю оставшуюся жизнь отдал работе на Железной дороге. Имеет ордена и медали.
8
Суворов Алексей Николаевич, 1919 года рождения (прадедушка ученицы нашей школы Марины Мальцевой) прошёл всю войну, воевал в составе 175 стрелкового полка, награждён боевыми медалями.
Номоконов Семен Данилович, уроженец села Нижний Стан, Шилкинского района, знаменитый снайпер, на боевом счету которого 360 истребленных гитлеровцев и 8 солдат и офицеров Квантунской армии.
Нагаев Епифан Иванович, уроженец Красночикойского района. Жил и работал на Катангарском лесоучастке П-Забайкальского района. Командир пулеметного взвода. Герой Советского Союза. Погиб в боях за город Одессу в 1944 году. В поселке Баляга в его честь названа улица.
Мы обязаны знать и помнить героические поступки наших прадедов, так как эти люди отстояли свободу и независимость Родины, победив страшного врага. И я хочу внести свою маленькую долю в это очень важное дело – сохранение памяти.
9
ГЛАВА 2. ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
2.1. Практическая часть
Результаты анкетирования
Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства», нам необходимо бережно хранить память о прошлом. Это, вроде бы, понятно всем. Поскольку тема памяти о войне в 2015 году очень актуальна, я решила выяснить у ребят, которые обучаются в нашей школе, что же они знают о тех годах.
Для этого я провела анкетирование учащихся 5-11 классов нашей школы. Было опрошено 36 человек.
Им было предложено ответить на 8 вопросов (См. приложение 1 ).
Я не могу сказать, что результаты исследования меня порадовали. Скорее всего, встревожили.
Оказалось, что точную дату начала и окончания Великой Отечественной войны знают всего лишь 69%. Сколько лет прошло со дня завершения войны, тоже знает не каждый – 88%. Книги о войне мало кто из моих сверстников читал, всего 56%, в основном, это программные произведения. Многие ребята – (91%) - ответили, что у них есть родственники-фронтовики, но практически никто о них не может рассказать. Радует то, что почти все из них – 97% - хотели бы узнать о фронтовиках своей семьи побольше. 92% из всех опрошенных считает, что память о войне хранить нужно, чтобы выразить благодарность тем, кто отдал за нас жизнь, а 8% почему-то не знают нужно ли помнить о прошлом. 10
2.2. Почему современные дети мало знают о войне?
Работая над проектом, я попыталась проанализировать, почему же мои сверстники так мало знают о той кровопролитной, ужасной Великой Отечественной войне.
Праздник 9 мая стал для них формальным – это выходной, парад, салют. Та война для многих из них – далёкое прошлое, не больше. Наверное, это потому, что в семьях не принято говорить об ужасах главного события только что ушедшего в память двадцатого века – Второй Мировой войны. Конечно, взрослые совершают большую ошибку, не рассказывая детям об этом. Может быть, они боятся нанести ребёнку психологическую травму? Но задумайтесь: ведь ещё немного, и останется только один очевидец Великой Отечественной войны. Многих защитников нашего Отечества - тех, кто проливал кровь за нас, уже давно нет, остались только дети войны, да и им не всегда удаётся передать ту боль, что пережил народ. Сколько боли, страданий и мук перенесли наши предки! Дети должны знать, как жили люди в то страшное время!
Это не должно повториться! Поэтому нам нельзя молчать, на этих жизненных примерах надо учиться БЫТЬ ЛЮДЬМИ! И НЕ ЗАБЫВАТЬ! ПОМНИТЬ!
11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пока мы помним ушедших от нас, жива связь поколений. А значит, жива Россия! Пожалуй, нет ни одной семьи, в чью судьбу безжалостно не ворвалась война. Вот и в моей семье есть участник Великой Отечественной войны. И я буду всегда помнить своего бесстрашного прадеда и гордиться им, учиться у него любви к Родине, смелости, упорству, трудолюбию.
Я хочу, чтобы мои сверстники поняли, что можно гордиться и восхищаться не только героями боевиков, а своими собственными прадедами и прабабушками, которые каждый день совершали подвиги.
В начале работы я поставила цели: узнать о героическом прошлом фронтовиков-забайкальцев; выяснить отношение современного поколения к тем далёким событиям. Я подробнее узнала о судьбах некоторых фронтовиков, и выяснила, насколько хорошо мои сверстники знают о героическом прошлом своей страны. Считаю цель достигнутой, поставленные задачи – реализованными. Гипотеза, выдвинутая мною, подтвердилась.
Закончить работу мне хочется строками стихотворения поэта Ю.Полякова
Ответ фронтовику
Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,-
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком, победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенёс.
12
.. .Конечно, мы смотрим иными глазами -
Такими же, полными слез.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Материалы семейных архивов.
- https://ru.wikipedia.org
- Ю.Поляков. Избранное. М. ,1994
13 |