Вторник
14.01.2025
11:02
Категории раздела
Пректы [23]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Проект: Элементы декоративно - прикладного искусства эвенков Забайкалья.

ГОУ «П-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

 

 

 

Проект: Элементы декоративно - прикладного искусства эвенков Забайкалья.

 

 

 

Выполнили: Шешукова Ирина(8 кл.),

Науменко Люба (8 кл.),

Пыхалова Наташа (8 кл.),

 Ворганова Валя (6 кл.).

Консультант: учитель технологии

Макарова Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Г. Петровск-Забайкальский

2016 г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ.

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.
  2. Цель и задачи проекта.
  3. Схема обдумывания.
  4. Выявление основных параметров и ограничений.
  5. Теоретические сведения.
  6. Банк идей.
  7. Эскиз базового варианта.
  8. Правила безопасности во время работы.
  9. Технология изготовления.
  10.  Контроль качества.
  11.  Экономическое обоснование.
  12.  Самооценка.
  13.  Литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

В связи с потребностью пополнения фондов школьного этнографического музея мы решили изучить декоративно – прикладное искусство эвенков, как часть эвенкийской народной культуры. На протяжении нескольких лет творческая группа педагогов и учащихся проводила исследование культуры народов Забайкалья: семейских, казаков, бурятов. В настоящее время созрела необходимость пополнить наш музей экспозицией, посвященной эвенкийскому народу.

         Материальная культура эвенков не столь богата, как,  к примеру, у европейских народов, но она своеобразна, воплощает в себе удивительную гармонию человека и природы.

  1. Цель и задачи проекта.

 

Цель проекта: изготовление сувенира «Солнышко» и сумочки, как способ изучения декоративно-прикладного искусства эвенков Забайкалья.

Задачи:

- изучить теоретический материал по данной теме;

- провести исследование особенностей декоративно – прикладного искусства эвенков Забайкалья;

- сформировать понятие о бисерном искусстве эвенков;

- изучить особенности  и технологию изготовления эвенкийских сувениров и сумочек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Схема обдумывания.

         Прежде чем приступить к работе над проектом, необходимо чётко представлять все основные этапы работы.

  1. Выявление основных параметров и ограничений.

Изделия должны соответствовать следующим требованиям:

  1. Должно быть выполнено аккуратно.
  2. Должно соответствовать выбранному стилю.
  3. Должно быть красивым.
  4. Должно быть прочным.
  5. Должно быть практичным.

 

 

 

 

 

  1. Теоретические сведения.

Эвенки (старое название тунгусы) – народ, представитель тунгусо-маньчжурской языковой группы алтайской семьи. В настоящее время численность эвенков на территории Российской Федерации 30 тыс. человек. В Забайкалье проживает около 1,5 тысяч человек, которые расселяются в северных районах  Каларском, Тунгокоченском, Тунгиро- Олекминском районах (приложение 1).

 

 Эвенки-обитатели тайги, по характеру относятся к охотникам тайги, охотникам-оленеводам.

 

Традиции художественного оформления различных вещей и предметов быта у эвенков зародились в условиях кочевого быта и целиком были связаны с ним. Оформление костяных (роговых), деревянных и металлических предметов было дело мужчин; оформление берестяных, меховых и ровдужных предметов обихода  делом женщин.

Эвенки, прекрасно умеют выделывать меха, кроить, шить и вышивать бисером. Звание мастерица – олан необходимо было заработать у народа, который был рядом, за талант и мастерство. К женщинам, которые не владели иглой и напёрстком, сородичи относились с осуждением и укором. Изделия народного творчества достигали иногда такого совершенства и художественного уровня, что их смело можно было отнести к предметам искусства. Какое только сырьё не использовали люди для изготовления предметов обихода! В своем искусстве эвенкийские мастерицы издавна широко применяли цветные сукна, ровдугу, тонко выделанную оленью кожу в виде замши, мех оленя, лося, белки, соболя, олений волос, свои собственные красители и цветные нитки, выделанные из оленьих сухожилий.

Эвенки – искусные мастера народных промыслов, причудливо сочетают мех, бересту, дерево и, как ни странно – бисер.

http://www.toybytoy.com/file/0011/7548.jpg

 

Орнамент. Эвенкийский орнамент строго ясен по структуре и по форме, сложен и по своей композиции. Он состоит из простейших полос, дуг или арок, кругов, чередующихся квадратов, прямоугольников, зигзага, крестообразных фигур. Разнообразие применяемых при орнаментации материалов, различная расцветка кожи, меха, бисера, тканей тщательно обогащают этот, простой, на первый взгляд, орнамент и придают украшаемым предметам весьма нарядную внешность.

http://pandia.ru/text/78/208/images/image014_50.jpghttp://pandia.ru/text/78/208/images/image013_53.jpghttp://pandia.ru/text/78/208/images/image012_59.jpg

 

 

 

Орнамент в одежде эвенков обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество. Так, например, изображение солнца или орнамента означали благопожелание и имели охранительную функцию. В орнаменте эвенкийских изделий часто используется образ солнца. Техника исполнения и декора – меховая мозаика, вышивка бисером

Меховая мозаика. Все народы  Севера, в том числе и эвенки, владеют искусством меховой мозаики, т.е. сшивают изделия из тщательно подобранных небольших шкурок. Из кусочков меха мастерицы составляют узоры на нагрудниках, спинках кафтанов, торбасах и ковриках.

 

Общим способом для украшения всяких меховых вещей является комбинирование полос белого и темного меха.

 

http://pandia.ru/text/78/208/images/image009_76.jpg

 

 

 

 

 

Иногда полосы того иди другого цвета по одному краю вырезают зубчиками, и на этот край нашивают полосы другого цвета (приложение 2.) В искусстве меховой мозаики эвенки достигли большого совершенства. Эвенкийские женщины умели хорошо обрабатывать рыбью кожу. Из рыбьей кожи шили сумочки, игольницы, украшенные бисером.

Бисерное искусство. Эвенки относятся к той группе народов Забайкалья, которые применяли для отделки одежды и других предметов вышивку бисером. Трудно сказать, как давно появилась на Крайнем Севере вышивка бисером. Вероятно, бисеру предшествовали другие материалы. Археологи обнаружили в древних погребениях на территории Крайнего Севера украшения из кости, а также шарики и трубочки, нашитые на одежду. Когда в эти места стали приезжать купцы, скупавшие ценную пушнину, они, видимо, и стали в качестве обменного фонда привозить бисер и бусы.

 О высоком мастерстве эвенков Кастрен пишет: « Художественно оформленное копьё имело больше шансов настичь убегающего веря, красивая отделка берестяной лодки делала её более устойчивой и быстрой на волне, а оленьи сбруи, украшенные бубенцами, бусами, цветной  мозаикой  делали выносливой оленью упряжь. Ножны и бересты и дерева, любовно сделанные мастером – это удача на охоте. К чему ни прикоснётся эвенк, за что ни возьмётся  всё получает в его рука художественное оформление».

Но далеко не всякий бисер подходил к суровым северным условиям и выдерживал морозы свыше 50 градусов. Стеклянный бисер лопался и опадал с одежды, а выдерживал морозы и сохранялся китайский фарфоровый или индийский из морских раковин. На старинной одежде и бытовых предметах северян нашит бисер непрозрачный, различный по размерам, многоцветный. Каждый народ придерживается своей излюбленной тональности.

Эвенки предпочитают желтый, зеленый, красный цвета и, разумеется, черный и белый; эти два цвета входят в любую вышивку бисером у любого народа, так как без белого и черного остальные цвета теряют свою выразительность. Эвенки очень скупо использовали бисер для украшения старинной ровдужной одежды. Каждую бисеринку прикрепляли ниткой в отдельности, как крохотный драгоценный камешек (приложение 3).

          Вышивая бисером, эвенкийская женщина как бы восполняла ту палитру красок, которых не хватало в тайге, в быту. Это настоящее творчество. Между мастерицами велись негласные соревнования. Далеко за пределами родовой общины славились лучшие из них. Таких женщин уважали. Каждая молодая девушка должна была иметь навыки вышивания бисером. Иголка была очень ценным инструментом  у эвенкийского народа, потеря иглы была дороже смерти человека. Об это свидетельствует эвенкийская сказка «Цена Иголки» (приложение 4). У каждого народа есть свои старинные орнаменты, узоры. Они бережно хранятся, передаются молодому поколению.

 

 

  1. Банк идей.

         В качестве объекта творческого проекта мы выбрали элементы декоративно-прикладного искусства эвенкийской культуры.

         В процессе выбора был рассмотрен ряд вариантов: коврик («кумалан»), игольница («ага»), сумочка («хутакачан»), сувенир – оберег «Солнышко».

Вариант 1. Коврик «Кумалан»                              Вариант 2. Игольница («ага»)

                     

Вариант 3. Сумочка «Хутакачан».              Вариант 4. Сувенир «Солнышко».

 

                                           

 

 

Критерии

Варианты

Наличие материалов

Наличие инструментов и оборудования

Достаточность знаний и умений

Воможность пополнения экспозиции муея

Вариант 1

-

-

-

+

Вариант 2

-

-

-

+

Вариант 3

+

+

+

+

Вариант 4

+

+

+

+

 

 Вывод: Анализ банка идей показал, что наиболее оптимальными вариантами являются вариант 3 и вариант 4.

 

 

  1. Эскиз базового варианта.

 

 

 

http://pandia.ru/text/78/208/images/image017_40.gif

Сувенир «Солнышко» символ любви, тепла и счастья. Круг – символ солнца, изделие с его изображением призвано увеличить жизненные силы владельца, защитить от врагов, темных сил, злы колдовских чар.

 

 

 

 

Сумочка «хутакачан».

                               

 

                   Изготовление сумочки производилось по имеющемуся рисунку. Сумочка имеет 5 деталей: передняя часть сумки, задняя часть сумки, клапан сумочки, боковая часть сумки, ремешок. Бисером расшиваются,  передняя часть сумки и клапан. Задняя часть остается неукрашенной.

 

 

 

 

 

  1. Правила безопасной работы.

ПРИ РАБОТЕ С ИГОЛКАМИ И БУЛАВКАМИ

  1. Шейте с напёрстком.
  2. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробочке, подушечке и т.д.), не оставляйте их на рабочем месте (столе), ни в коем случае не берите в рот.
  3. Не пользуйтесь для шитья ржавой иголкой.
  4. Выкройки к ткани прикрепляйте острыми концами булавок в направлении от себя.

 

ПРИ РАБОТЕ С НОЖНИЦАМИ

  1. Храните ножницы в определённом месте (коробке).
  2. Кладите их сомкнутыми остриями от себя.
  3. Передавать друг другу кольцами вперёд.

 

ПРИ РАБОТЕ С БИСЕРОМ.

  1. Работать за столом при дневном свете, если недостаточно освещения использовать настольную лампу.
  2. Свет должен падать слева или спереди.
  3. Время непрерывных занятий – не более 30 минут.
  4. Для бисера использовать ткань однотонной, спокойной расцветки, чтобы бисер был хорошо виден (размером 20х20 см).
  5. Бисер хранить в небольших баночках.

 

ПРИ РАБОТЕ С КЛЕЕВЫМ ПИСТОЛЕТОМ.

  1. При разогреве пистолета обязательно под сопло положить керамическую, стеклянную подставку или блюдце, чтобы клей не капал на стол. 
  2. Поверхность стола должна быть гладкой.
  3. У пистолета есть подставка, которую при работе обычно убирают, а когда ставят пистолет, то выдвигают. 
  4. Не хватайть сопло или разогретый клей руками. Температура сопла и клея на его выходе из сопла, 200 градусов.  
  5. Не забывать выключать пистолет из сети, после работы и даже во время работы, чтобы пистолет не перегрелся.

 

 

 

  1. Технология изготовления.

Способ вышивки бисером изделий для проекта – шитье «в прикреп».

При этом способе бисер сначала нанизывают на нитку, которую за­тем пришивают к ткани короткими стежками между бусинами. Для этого берется одна или две иголки с нитями. Первая нитка закрепляется узелком с изнаночной стороны изделия и выво­дится на лицевую. На нее нанизываются бисерин­ки, и она укладывается по контуру в соответствии с рисунком, который будет вышиваться. Вторая нитка также закрепляется узелком рядом с пер­вой и, выйдя на лицевую сторону, прикрепляет снизу мелкими поперечными стежками. 

     При вышивке одной иглой после набора бисера игла выводится на изнаночную сторону и, проходя в обратном направлении, прикрепляет нитку с би­сером, находящуюся на лицевой стороне. Этот способ поможет использовать очень мелкий би­сер, в отверстие которого не проходят иглы.

 

                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сувенир «Солнышко»:

  •  
  1. Кусок натуральной кожи размером примерно 15х15 см;
  2. Крупный и мелкий бисер голубого, синего, белого, зелёного, персикового, красного и жёлтого цвета;
  3. Прочная нить или тонкая леска;
  4. Игла;
  5. Клеевой пистолет;
  6. Узкая полоска меха длиной 20-30 см;
  7. Ножницы.

Порядок работы:

Вырезать ножницами из сукна небольшой круг, и вышивать бисером по рисунку.

Затем обшить мехом, и сделать подвесной шнур из бисера. Вырезать из кожи круг такого же диаметра, как и заготовка, нанести клей на заготовку, положить сверху кожаный кружок и прижать его.

 

Сумочка (хутакачан):

Материалы:

  1. Тонкая замша;
  2. Бисер (красный, белый, голубой, персиковый);
  3. Мех;

Порядок работы:

  1. Выкроить детали сумки.
  2. Вышить бисером рисунок на передней части сумки и клапане.
  3. Пришить по краю клапана мех и заклеить изнаночную сторону клапана кусочком замши.
  4. Соединить детали сумки  вручную, косым швом.
  5. Пришить ручку.
  6. Выполнить застёжку
  1. Контроль качества

Готовые изделия отвечают следующим требованиям:

  1. Цветовое сочетание материалов гармонично.
  2. Все элементы композиции выполнены ровно и аккуратно, в соответствии с технологией бисерного искусства эвенков.
  3. Равномерное натяжение нити.
  4. Работа оформлена в конечные изделия.
  5. В целом изделия производят благоприятное впечатление.

 

 

 

  1. Экономическое обоснование.

 

  •  

Стоимость, руб

  •  

Общая стоимость

Стоимость материалов (С1)

  •  

30 р.

7 п.

210 р.

  •  

18 р.

2 мотка

36 р.

Стоимость оборудования (Со)

Набор бисерных иголок

60 р.

1 набор

60 р.

  •  

70 р.

1 шт.

70 р.

Клеевой пистолет

300 р.

1 шт.

300 р.

Стержень для пистолета

10 р.

1 шт.

10 р.

  •  

686 р.

 

Так как, мы не приобретали оборудование, а лишь его использовали, то взяли амортизационное отчисление (Ао) и составили:

Ао = Со х 0,05% = 440 х 0,05 = 22 р.

Себестоимость изделия: С = С1 + Ао = 246 + 22 = 268 р.

 

  1. Самооценка.

Народное декоративно-прикладное искусство эвенкийского народа отразило многовековой путь духовного и художественного освоения окружающего мира. Из поколения в поколение передавались и бережно сохранялись традиции художественной обработки  предметов домашнего обихода и одежды.

Какую бы сферу быта, труда и досуга эвенков ни взять, везде можно увидеть народ- художник. К чему он не прикоснется, за что не возьмется – все получает в его руках художественное оформление.

В результате работы над проектом, предварительно изучив материалы,  мы научились выполнять прекрасные изделия, которые могут служить украшением интерьера, подарком, и оберегом. Также нам удалось освоить новые технологии декоративно – прикладного искусства эвенков. Участники проекта выполняли работу над изделиями с большим интересом, желанием  и удовольствием.  Возникло желание продолжить данную работу и изготовить для музея Обереги – медвежью лапу,  оленя, глухаря, с изображением эвенкийского чума и различные виды солнышек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Литература.

 

  1. Энциклопедия Забайкалья. Читинская область. Том 4. Новосибирск. «Наука». 2006 г.
  2. Граубин Г.Р. Наша малая Родина: книга для чтения в начальной школе.  Чита: Экспрессиздательство, 2008.
  3. Рукоделие: энциклопедия/ Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2007.
  4. Учебное пособие «Забайкалье в XVII-XVIII в.в.» для учащихся средних общеобразовательных школ. – Чита, 2002 г.
  5. Сафьянникова Т.М. «Радуга красок Сонкана». Красноярск – Тура. «Сибирские промыслы», 2006 г.
  6. Сафьянникова Т.М. «Орнаменты и украшения эвенков». Красноярск. «Сибирские промыслы». 2007 г.
  7. «Краски северного сияния в узорах мастериц».
  8. Альбом. Эвенки Забайкалья.
  9. Каплан Н.И. Народное декоративно-прикладное искусство Крайнего Севера и Дальнего Востока: Книга для учащихся старших классов – М.; Просвещение. 1980.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Пректы | Добавил: tanya (20.05.2016)
Просмотров: 2105 | Рейтинг: 0.0/0