Воскресенье
22.12.2024
10:53
Категории раздела
статьи [10]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Исследовательский проект «История одной фотографии»

Паспорт проекта

1. Название проекта

Исследовательский проект «История одной фотографии»

2. Название организации; ФИО руководителя.

ГС(К)ОУ для (воспитанников) с ОВЗ Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат

 

3. Автор

Учащиеся 4-го класса

5. Срок реализации проекта

2015г.

6. Краткое изложение идеи проекта

Цель проекта: расширение знаний учащихся о старейшем учителе  школы-интерната, участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Задачи проекта:

  1. Сбор материала по фотографиям из фонда школьного музея, отображающим традиционные сборы и мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне.
  2. Расширение фондов и экспозиции школьного музея.

Планируемый результат

Главными итогами реализации проекта должно стать повышение интереса школьников к истории и традициям школы.

  • Изготовление учащимися проектной  продукции  (мультимедийной презентации, доклада);
  • Размещение материалов об истории событий, изображенных на фотографии, в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их в воспитательном процессе школы.
  • Позитивная тенденция к увеличению количества учащихся, включенных в реализацию данного проекта.

 

 

Введение.

В мировой истории есть события, оставляющие неизгладимый след в памяти человечества. Одно из таких событий – победа нашей страны в Великой Отечественной войне. Советский народ внес решающий вклад в разгром фашистской Германии ,ценой огромных, нечеловеческих усилий и жертв. Эту Победу ковала вся страна и каждый отдельно взятый боец, командир, рабочий, колхозник, ученый. Подвиг народа отлит в бронзе, воспет в стихах и поэмах, созданы огромные мемориальные комплексы и музеи. В нашей школе существует музей, в одном из разделов которого   собран материал об участниках Великой Отечественной войны.  На фотографиях, которые хранятся в музее, они запечатлены во время встреч в день памятной даты 9 Мая, на торжественном митинге, который каждый год проходит на городском кладбище, около памятников воинам, умершим от ран в госпиталях нашего города. Каждый год на праздник, посвященный Дню Великой Победы приходит бывший учитель нашей школы, участник Великой Отечественной войны Губенин Степан Степанович.

Поисковая работа в школе начиналась в 50-е годы по инициативе директора школы, фронтовика Соболева Н.В.  С тех пор сменилось не одно поколение учащихся. Назрела необходимость еще раз обратиться к этим фотодокументам,  собрать дополнительную информацию о С.С.Губенине, пока есть живые свидетели тех событий. Работая над этим проектом, мы предполагаем

  • расширить знания учащихся о традициях школы;
  • лучше узнать историю Великой Отечественной войны от непосредственных участников тех событий;
  • повысить интерес учащихся к сбору информации о ветеране Вов учителе нашей  школы- интерната Губенине С.С.;
  • Изготовление учащимися проектных продуктов (мультимедийной презентации, материала о С.С.Губенине).
  • Размещение материала  в экспозиции музея школы с дальнейшим использованием их  на уроках истории, краеведения, классных часах.

Цель проекта: расширение знаний учащихся о ветеране,  участнике Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, старейшем учителе школы-интерната Губенине Степан Степановиче.

Задачи проекта:

  1. Познакомиться с биографией Губенина С.С. через материалы школьного архива, СМИ, личных встреч с ветераном;
  2. Собрать  материал по   фотографиям из фонда школьного музея, личного фонда участника Великой Отечественной войны Губенина С.С.;
  3.  Предоставить собранный и обновленный материал в фонд и экспозицию школьного музея;
  4. Ознакомить с данными материалами  учащихся школы-интерната.

 

  1. Технология реализации проекта

 

  1. Этапы реализации проекта

Подготовительный

  1. Осознания актуальности проблемы;
  2. Создание творческой группы;
  3. Работа творческой группы над созданием проекта «История одной фотографии»;
  4. Презентация проекта

Первый этап: практический

Работа творческих групп, по поиску и сбору информации, организация исследовательской деятельности учащихся.

  1. Презентация проекта на школьной научно-практической  конференции.
  2. Информирование общественности об итогах реализации проекта в СМИ, на сайте школы.
  3. Размещение лучших материалов в экспозиции школьного музея.

Второй этап: итогово – аналитический

Рефлексия.

  1. Обобщение работы по реализации проекта.
  2. Анализ деятельности всех участников проекта,
  3. Определение проблем, возникших в ходе осуществления проекта и перспективы их разрешения.

      Когда мы 9 мая встречаемся с убе­ленным сединой учителем-ветераном войны, то сразу чувствуем, какой это сильный и энергичный человек, хотя ему уже далеко за 90. Тяжелые испытания выпали на долю Степана Степановича война,  плен, опять война. Все сполна познал он и знает, какой ценой достигается победа. Идти по жизни, не сгибаясь и не жалуясь, ему помогают вер­ные помощники: любовь к людям и сердечное тепло, стойкость и выносливость.

Родился Степан Степанович 21 декабря 1917 года в селе Кули. Отец Степан Алексеевич (1889-1944) - крестьянин. Пахотной зем­ли имел семь десятин, коров, коней, овец. Работал на своем хозяй­стве. С женой подняли на ноги шестерых детей. Степан Степанович вспоминает: «В семье никогда не наказывали детей, воспитывали трудом, послушанием и уважением к старшим. Ели все из одной чашки, за столом полная тишина. Хлеб мама пекла два раза в неде­лю, вкусный, душистый; мясо было, но больше «налегали» на хлеб, даже сейчас помню его вкус».

Вспоминая родителей, Степан Степанович называет их ласко­во: «мама, папа».

Все дети помогали по хозяйству, жили в согласии и мире. За­дания на каждый день распределялись между детьми: кто дом при­бирал, кто воду носил, кто дрова колол... Все к работе относились с уважением, а сделав, гордились.

«Как-то раз я поторопился, замёрз и плохо вычистил стайку у коров. Сидим, ужинаем, а папа спрашивает:

- Кто стайку чистил?

-Я!

- Так вот пойди, все шивяки сложи и в сени поставь.

- Зачем?

- Спать будешь ложиться - постели.

Вспоминать этот случай мне стыдно даже сейчас. А брат мне  сказал: «Ты не ленись, делай на совесть».

В нас, детях, отец больше всего ценил ответственность и инициативу, никогда за нами не ходил и не проверял сделанную работу.  Вот так всю жизнь живёт Степан Степанович по совести.

Идти по жизни, не сгибаясь и не жалуясь, ему помогают вер­ные помощники: любовь к людям и сердечное тепло, стойкость и выносливость.

               Он мог стать агрономом. Он мог стать прекрасным инженером, потому что лю­бое дело, связанное с тех­никой, спорилось у него в руках. Мог выбрать профес­сию агронома, поскольку с малых лет трудился с роди­телями на земле. В 1939 году окончил Петровск-Забайкальское педагогическое училище и после распределения был направлен в Краснореченскую начальную школу Красночикойского района на должность завуча школы и учителя начальных классов. В 1940 году переведён в семилетнюю школу с. Кули учителем истории 5-7 классов.

        Когда началась война, Губенина, как и многих его сверстников, призвали на фронт.  21 октября 1941 года освобождён от работы в школе по мобилизации в РККА.

Шла война... Степан Степанович был направлен в г. Новосибирск в военно-пехотное курсантское училище, где обучался на командира стрелкового взвода. После училища - на фронт.В октябре 1942 года воевал в танковой бригаде, был автомат­чиком, пулемётчиком.25 февраля 1943 года в составе Второго Украинского фронта защищал г. Калач. Здесь получил тяжелое ранение в голову.«Бои были тяжелые, мы отступали. Нам, пяти бойцам (капи­тан, я с пулеметом, мой помощник, который подавал ленты, и два автоматчика), был дан приказ: задержать немецкую колонну хотя бы на полчаса, чтобы нашим войскам дать возможность оттянуть живую силу и технику в тыл. Наша группа выдвинулась к дороге, спрятались в камнях. Показалась немецкая техника, впереди мото­циклисты. Пулемётной очередью мы сбили передних мотоциклис­тов, завязался бой. Автоматной очередью меня ранило в голову, были ранены и все остальные. У нас была выбрана удобная, неподступная позиция.

Бой  длился полтора - два часа. Задача была выполнена. Раненные, но все живые, мы отошли. Наши за это время успели подтянуть войска, технику (самолеты, танки) и начали наступление.

С ранением левого глаза, головы, лица я попал в госпиталь. Глаз не обследовали, спросили: «Стрелять можешь?», - «Могу!». И снова в бой.

Шли уличные бои на улицах г.Калач. В здание, где мы отстре­ливались, попала бомба, нас придавило стеной. Наши отступили. Где-то 27 человек раненых, часть без сознания, в том числе и я, остались в тылу у немцев. Кто мог шевелиться, откапывали раненых. Ночью подъехали немцы на машинах. Обычно раненых они расстреливали на месте. Но нас спасло то, что среди немцев оказа­лись итальянцы и чехи, они забросили нас в кузов и отвезли в ла­герь для военнопленных.

Так с февраля 1943 года по 9 мая 1945 года я был в немецком плену.

... Привезли нас в п. Красноармейск в здание бывшей школы. У меня осколок бомбы попал в глаз, выбиты зубы, размозжены ступни ног. Никто нас не лечил. Если фашисты отступали, то нас, военноп­ленных, тащили за собой. Ходить я не мог, меня друзья перетаскива­ли на досках. В лагере были пленные врачи. Ни о каком гипсе не могло быть и речи, просто мне они туго бинтовали ноги верёвочка­ми, поэтому ступни ног срослись «как попало». Без зубов есть не мог, что солдаты нажуют, тем и накормят. Спали на голых досках, ладно на Украине зимы тёплые. Утром давали пленным кусок сухо­го хлеба на двоих на весь день. Немцы давно готовились к войне, они кормили нас хлебом двадцатилетней давности. В обед - балан­да: рубленая картофельная ботва и что-то бросали в виде муки. Воды не давали совсем. В лагере над военнопленными совершались раз­личные насилия и истязания. Звали нас «швайнами» — свиньями. Многие не выдерживали, бежали, но немцы с собаками-ищейками их ловили, устраивали показные казни, расстрелы. В лагере прово­дились карательные акции. Военнопленных сажали в машину и уво­зили. Куда? Можно было только догадываться...

Вскоре, наши начали наступать, по линиям всех фронтов. Это чувствовалось по нервозности немцев. Перед каждым своим отступ­лением они эвакуировали лагеря пленных. Так с лагерем я оказался в Восточной Пруссии. С утра до ночи работали в каменоломне. Когда нас строили на работу, каждый старался оказаться в середине, чтобы спрятаться от побоев надзирателей или автоматной очереди. Всем хотелось выжить. А я был самый слабый. На ногах еле держался, меня выталкивали к краю. Я шел, махая руками, чтобы удержать равновесие.  Это не понравилось однажды собаке  овчарке, и она перекусила  мне  запястье. Фашисты становились всё злее и злее. Мы не знали дату, но чувствовали, что  им приходит конец. Над нами пролетали наши самолёты, мы слышали раскаты пушек, как бомбят немцев.

Перед освобождением смотрим: часовых вроде не видно, и вдруг - наши солдаты идут с автоматами, это событие невозможно рассказать…

Поставили они пойманных фашистов к стене: «Опознайте тех, кто над вами глумился, изгалялся». Выходили пленные, опознавали немцев. Виновных расстреливали на месте, не виновных не тро­гали. Дошла очередь и до меня. Сколько я всего вытерпел, пере­жил, как жаждал отомстить, а вот показать - не смог.

Затем нам дали листки и карандаши, приказали всем писать, письма домой, так как мы числились без вести пропавшими, «чтобы родные узнали, что мы живы»...

Война для победителей закончилась.

Возвращались солдаты с войны.

По железным дорогам страны

День и ночь поезда их везли.

Гимнастёрки их были в пыли

И от пота ещё солоны.

В эти дни бесконечной весны

Возвращались солдаты с войны.

Возвращался?

Нет! Шёл он вперёд, вперёд победитель-народ!

«А вот для меня война имела продолжение. Освободили наш лагерь где-то под Винницей. Дали нам оружие, потому что мы кро­вью должны были искупить свой плен. Оставалось очень много фашистских банд, группировок, которые не сдавались, боялись за содеянные преступления против человечества. С автоматом я уча­ствовал по зачистке и разоружению этих недобитков. В составе 799-го стрелкового батальона обслуживал и охранял наши аэро­дромы в Германии.

16 ноября 1945 года в немецком городе Ковель меня демоби­лизовали как негодного к воинской службе и санитарным поездом отправили домой. Тем, кто был в плену, звёзд и наград не давали. А дали нам по 10 килограммов муки, конфет - гостинцы домой.

Война закончилась для нас, бывших военнопленных, через полгода после Победы. Машинисту нашего санитарного поезда было приказано останавливаться всюду, на каждом маленьком полустанке, где живёт солдат. Только надо за две остановки предупредить машиниста. Вот и я, за две остановки до с. Кули в г. Улан-Удэ пошёл договориться с машинистом и встретил  девчушку из Кулей. Как она успела вперёд меня в с. Кули попасть, только предупредила всю деревню. Я ехал и волновался, что меня никто не ждёт. Мой дорогой любимый папа погиб в 1944 году на шахте. Кто встретит? А станция далеко от деревни расположена, как на своих ногах дойду?

Только подъезжаем... народу полно, с санками встречают меня...

Было это 6 января, на Рождество 1946 года. На санки уложил я гостинцы, а сам пешком пошёл вместе со всеми домой. Я вернулся домой с войны... Дома мама упала на колени, встречая меня. Я вспомнил, когда уходил на войну, она меня благословила...».

           За храбрость, стойкость и мужество, проявленные в борьбе с немецкофашистскими захватчиками, рядовой Губенин Степан Степанович награждён орденом Славы III степени за бой под горо­дом Калач. Только получил эту награду солдат 26 июня 1958 года. Награждён Степан Степанович знаком «Фронтовик 1941-1945», орденом Отечественной войны I степени, медалью Жукова, меда­лью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», юбилейными медалями: «20 лет Победы», «30 лет Победы», «40 лет Победы», «50 лет Победы», «50 лет Вооружённым Силам СССР», «60 лет Вооружённым Силам СССР»,  «70 лет Вооружённым Силам СССР».

            Не только беззаветная любовь к Родине вела в бой Степана Степановича, но и благородная ярость. Потому что он своими глазами видел истерзанную землю, зверства фашистов, видел пепелища, могилы друзей, лагеря... Но не ожесточилась душа солдата, а  наоборот, он укрепился в своём призвании быть учителем, учить, воспитывать подрастающее поколение, способное защитить своё Отечество.

        После демобилизации снова идёт работать учителем началь­ных классов в селе Кули. В 1947 году становится заведующим учебной частью этой школы. В 1948 году его назначают школь­ным инспектором Петровск-Забайкальского района. В 1953 году он поступает в Бурят-Монгольский учительский институт на физи­ко-математический факультет. Два курса оканчивает на «хорошо» и «отлично», но из-за ранения головы резко ухудшается зрение. Учёба приостановлена.

       В 1958 году его переводят на должность завуча Петровск- Забайкальского детского дома. После закрытия детского дома на­значают завучем в областную школу для слепых детей в городе Петровск-Забайкальском. Далее в этой школе он работал учите­лем математики, затем воспитателем.

      Особое внимание Степан Степанович уделял работе по патриотическому воспи­танию среди школьников. Вместе с ребятами и директором школы Соболевым Н.В. тоже участником Вов, С.С.  Губенин разыскал могилы умерших в Петровске- Забайкальском солдат и офицеров. Когда-то в этом городе был военный госпи­таль. На кладбище устано­вили памятники воинам, умершим от ран. В чистоте и порядке содержали, дети под руководством ветерана войны этот своеобразный мемориал памяти.

Из года в год приходят сюда накану­не 9 Мая, проводят митин­ги с участием фронтовиков и тружеников тыла, сегодняшние воспитанники школы-слабовидящих, продолжая начатое когда-то дело Степана Степановича, которому он посвятил 32 года.

У Степана Степановича за многие годы работы сложилось своё педагогическое кредо. Главное - это уважение к педагогическому коллективу и ученикам. Никогда не делал замечание ученику при всём классе, считал, что это унижение личности. По его мнению, не каждому ученику даётся математика, физика, кто-то слаб в грам­матике, далеко не все станут учёными, врачами, но добрыми, от­ветственными должны быть все. Ради этого стоит учить детей. На занятия в школу приходил раньше всех. Дети это знали, если кто что-то не усвоил, получал дополнительные объяснения.

К себе Степан Степанович относится очень требовательно; «Водку я не пил, табак не курил, а то какой я после этого учитель». В школе дополнительно вёл краеведческий кружок, создал лучший Ленинский зал в области. Постоянно был окружён детьми, ездил с ними по Ленинским местам. Очень скромно говорит о себе: «Ра­ботал так, как должен работать учитель».

За добросовестный труд в деле воспитания и обучения уча­щихся награждён многими почетными грамотами.

В трудовой книжке объявлено много благодарностей, награж­ден знаком «Ветеран труда».

Нет в мире более гуман­ной профессии, чем педагог. Степан Степанович всю жизнь и в годы войны придерживал­ся педагогической этики, утверждал гуманное начало. Живёт учитель по совести. Мы думаем, что он учитель по призванию. Сегодня Степан Степа­нович по-прежнему по­лон сил и оптимизма. Он - почетный гость на всех праздниках родной шко­лы, активный участник в городских турнирах по шахматам, домино, неуто­мимый блюститель чисто­ты и порядка в своем доме. Некоторые школьники и по сей день забегают к убе­ленному сединой учителю с просьбой о помощи решить задачку.

Категория: статьи | Добавил: Татьяна (07.11.2015)
Просмотров: 1923 | Рейтинг: 0.0/0