СКОШИ – 65 лет
Как давно это было: 1950 год. Осенью состоялось открытие областной школы для слепых детей, приняты были незрячие дети, которым исполнилось 7 лет и те, которые должны учиться в 6-7 классах..Школа приняла своих первых выпускников и возглавил ее тогда Яковлев Николай Митрофанович. В первый учебный год в ней обучалось чуть больше 10 учеников. Вначале она располагалась на ул. Горбачевского в небольшом здании, где сейчас находится филиал школы №4. Учеников было немного. Были они спокойные, добрые, отзывчивые, охотно и прилежно учились. Кроме учебы с ребятами проводилась большая воспитательная работа: их знакомили с окружающим миром, учили обслуживать себя, убираться в помещениях. Вместе с педагогами ребята заготавливали дрова на зиму, кололи их и слаживали поленницы, сами топили печи. Кто же они, эти первые воспитатели и учителя слепых детей? Вот их имена: Н.И. Вдовина, В.И. Кирюшатова, А. А. Овчинникова, К.Н. Сергутская, А.С. Шелопугина, Н. В. и М.Т. Филипповы, С.С. Губенин.
С 1956г. директором школы был назначен Соболев Николай Васильевич. Это был замечательный педагог, мудрый, необыкновенно трудоспособный, участник Великой Отечественной войны. Ученики и педагоги уважали и любили своего директора. Именно в 50- е годы по инициативе Николая Васильевича Соболева и Степана Степановича Губенина, тоже участника ВОВ, преподавателя математики, педагогический коллектив и учащиеся нашли могилы солдат, умерших от ран в госпиталях нашего города. С этого времени в школе-интернате была заложена добрая традиция: ежегодно собирать в своих стенах участников ВОв, тружеников тыла, ухаживать за могилами воинов, проводить митинги в канун Дня Победы. Коллектив педагогов и учащихся вел активный поиск родственников похороненных бойцов. Откликнулись жена и дочь политрука Ф.В. Матюкова, написала письмо и выслала фотографию жена солдата Сивцова. В школу шлют письма со словами благодарности родственники умерших бойцов за то, что ребята в далеком забайкальском городке ухаживают за могилами и чтут память их отцов, мужей и братьев. В 90-е годы переписка угасла. Но в канун 70-летия Великой Победы мы получили письмо из Минска, в котором дочь Матюкова Ф.В. выслала нам фотографии своего отца, рассказала о нем. Члены краеведческого кружка выслали Инессе Филипповне запись митинга, празднования Дня Победы в школе, фотографии памятников. В архиве школьного музея хранятся письма и от А. Маресьева, его фотографии, а также письма матери молодогвардейца Ивана Земнухова.
Несколько десятилетий посвятил служению самой важной профессии на земле – профессии учителя Заслуженный учитель РФ Мардагалимов А.Г., который руководил школой на протяжении двадцати лет. Он организовал группы учащихся по семейному типу воспитания, вникал во все дела, всегда был готов помочь советом и делом. В 1993 г школа была преобразована в среднюю и одновременно осуществляется дополнительная начальная профессиональная подготовка «массажист». В 1997г состоялось открытие диагностической группы детского сада в возрасте от 3 лет.
Сегодня у штурвала учебного заведения стоит В.В.Ржевцев, который после окончания Ленинградского педагогического института в 1977году по распределению был направлен в Петровск-Забайкальскую школу-интернат для слабовидящих детей. Работал в школе и воспитателем, и учителем истории, а в 2009году назначен директором. Благодаря его деловым и профессиональным качествам руководителя, школа за эти годы получила современное оборудование, тифлоприборы, интерактивные доски, в спальных комнатах заменена мебель. Владислав Васильевич вместе с педагогами делает все, чтобы дети получали качественные, прочные знания, чтобы каждый ребенок был окружен вниманием и заботой.
65 лет: много это или мало? Много! Потому что несколько десятков выпускников получили в стенах нашей школы-интерната знания, добрую поддержку и заботливое внимание учителей. Для каждого поколения она была своей, особенной, но всегда родной и любимой.
Мало! Потому что педагогический коллектив нашего образовательного учреждения отличается высокой работоспособностью, стремлением к новым высотам. Благодаря знаниям, педагогическому мастерству всего коллектива, школа находится в творческом развитии. Она по-прежнему молода, неиссякаема на изобретательскую инициативу, творчество, новизну.
В школе трудится творческий коллектив, стремящийся идти в ногу со временем, способный самосовершенствоваться, а значит быть интересным и полезным своим воспитанникам. Совсем юными девчонками, после окончания педагогического училища пришли в школу-интернат учителя Просаедова Е.В, Логинова Г.В., Киселева С.И., Шабанова О.И., Леухина Т.Б., воспитатель Мигунова Т.Ю. , в трудовой книжке у них одна запись о приеме на работу. Более 25 лет проработали в школе Удалова Н.М, Малкова Т.А., Макарова Н.Н., Дашко Н.С., педагог-библиотекарь Попова В.Н. Наши молодые педагоги под стать ветеранам. Это учитель ЛФК Ильина В.А., учитель-логопед Орлова Т.Е., учитель-дефектолог Прудникова Ю.Н., педагог-психолог Корнюшко Е.Д.
Дарят детям свою любовь, тепло и, конечно же, знания учителя Старостина А.Г, Толстихина И.М, Чистофорова Е.А., Ерофеева С.М., Хомякова Л.А., Сорокина Е.А., Андреева О.Н., Дорошев В.М. Основам массажа обучает профессионал своего дела Федорова И.В. Никогда не теряет веры в ребенка социальный педагог Белоглазова Е.В.
Наши ученики- особенные дети и на помощь учителям приходят воспитатели. Труд воспитателя складывается из повседневных бытовых проблем, из дополнительных занятий, из того общения, которое начинается после звонка, когда можно поговорить по душам, вместе пойти в поход, вместе организовать уборку спальни, а в свободное время посвятить занятиям в кружках у Тестоедовой Л.А, Шабанова А.Н, Лебедевой Н.В., Ерофеевой А.В. и др.
Много лет отдали школе-интернату воспитатели: Зуева Л.Б., Ботвенко Е.А., Дутова В.Г., Самотина Т.В., Карпова Т.А.; младшие воспитатели Семенникова О.В., Попова Н.В., Матвеева С.Г., технические работники Дзюбек Е.Г., Антипьев Г.А., повара Мальцева Л.В., Богунова Л., Малахова Н.Ю., ЗД по АХЧ Мигунов С.Ю., кладовщики Мигунова Г.М и Бекишева Т.Н., бухгалтер Боханцева Е.Г., медики Игнатьева Н.В., Хролец Е.А.
Говоря о знаменательной для школы дате, мы не можем не вспомнить о ветеранах педагогического труда и о людях, которые отдали всё самое лучшее и светлое этой школе: Т.И. Сыченко, М.И. Сыченко, В.А. Масюк, Г.И. Гончаровой, О.И. Максимовой, Г.Н. Черепановой, Н.И. Варфоломеевой, В.В. Мардагалимовой, С.Г.Калугиной, А.С. Прохоровой, Г.Н. Гридиной, Л.Н. Димовой. Нагаевой З.М., Поповой Н.Е, Г.И.Ремизовой и др.
Школа стала судьбой для Л.И. Чуевой, на протяжении трех десятилетий проработавшей завучем. Каждый раз, вспоминая о школе, она говорит, что для нее годы работы были увлекательным путешествием в мир Детства, Знаний и Мудрости.
И сегодня наша школа-интернат является хранительницей традиций, бесценного педагогического опыта, накопленного прекрасными учителями за всю ее историю.
От учителя зависит то, каким видят его ученики окружающий мир, с какими знаниями они войдут в этот мир после окончания школы, особенно учащиеся с нарушением зрения. У каждой школы есть свои достоинства. Но есть и то, что роднит и объединяет все школы без исключения. Это их выпускники. У всех судьбы сложились по-разному, выбраны разные пути, но наша школа по праву гордится своими выпускниками. И сегодня мы с гордостью говорим о них: Цындыме Жамбаловой, ныне аспирантке факультета педагогического образования МГУ, Цыбиковой Долсон – преподавателя Агинской школы искусств, солистки ансамбля «Амар сайр», Льве Соктоеве председателя СРО ОООИ "Ассоциация молодых инвалидов России" и председателем ЕГМО ВОС г.Улан-Удэ, Наталье Лукьяновой преподавателе Иркутского колледжа, Павле Юшине массажисте сборной Перми по футболу, Николаевой Галине директору Новопавловской школы, Полине Козловой учителю начальных классов, Виктории Рубцовой учителю МОУ СОШ №1, Светлане Колобовой учителю СКОШИ, Кондобаевой Наталье педагогу-психологу детского сада № 7, Бридихиной Ирине воспитателя детского сада № 4 и других. Многие наши выпускники связали свою жизнь с медициной: Беломестнова Марина, Иванова Татьяна, Измайлова Людмила, Перевалова Марина, Былкова Мария, Беломестнова Анастасия и др.
Учащиеся, продолжая славные традиции своих предшественников, достойно принимают участие в районных, областных и всероссийских олимпиадах и конкурсах, одерживают победы и проявляют свои способности.
В 2015 году школа году школа района школа становится региональной стажировочной площадкой по реализации Федеральной целевой программы развития образования «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей в условиях экспериментального перехода на федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ» .
30 октября школа распахнет свои двери выпускникам, педагогам, приглашая окунуться в мир воспоминаний, где были и детские слезы, и радости, и ошибки, и удачи, и первая любовь.
Казанцева Т.В. ЗД по УВР
|