Подписана ЭЦП Директор Ржевцев В.В.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Программа по профилактике самовольных уходов воспитанников ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
|
Цель программы
|
Создание в школе-интернате системы работы, способствующей предотвращению
самовольных уходов воспитанников.
|
Задачи программы
|
- Выявить из числа воспитанников детей и подростков, склонных к самовольным уходам;
- Способствовать вовлечение воспитанников, склонных к самовольным уходам, в
позитивную деятельность, кружковую работу адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
- Способствовать формированию навыков уверенного поведения воспитанников в сложных ситуациях.
|
Сроки реализации программы
|
2021 – 2025 г.
|
Исполнители программы
|
- Педагогический коллектив ГОУ «Петровск-Забайкальская СКШИ».
|
Ожидаемые конечные результаты
|
- Снижение числа преступлений, совершенных несовершеннолетними воспитанниками.
- Формирование жизненной позиции ребенка
|
Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению самовольных уходов.
Под самовольным уходом воспитанника из интернатного учреждения подразумевают его безвестное отсутствие с момента установления факта его отсутствия. Проблема самовольных уходов, бродяжничества среди воспитанников наших образовательных учреждений очень актуальна т.к. у наших воспитанников повышенная склонность к отрицательным формам поведения, к бродяжничеству. И в целом, поведение наших детей бывает непредсказуемым.
Профилактическая работа – процесс сложный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Её основой является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При своевременном проведении она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правого характера.
Анализ состава воспитанников и обучающихся с нарушением зрения показывает, что в них больше половины, поступающих составляют дети из неблагополучных, малообеспеченных семей, семей, в которых воспитанием занимается один родитель. Среди них есть родители, ведущие аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения: сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.
У детей-сирот, которые проживают в интернате, можно наблюдать
недоразвитие личностных новообразований или отставание в развитии. Однако наиболее дезапдаптирующими патогенным фактором выступает отсутствие родительской семьи, нарушение коммуникативных и эмоциональных связей с родственниками. Для них характерны крайние формы выражения эмоции (сильный гнев или сильная радость), они с трудом понимают чувства другого человека и свои собственные, им трудно договариваться. Они избегают ситуаций, в которых могу почувствовать себя неуспешными, потерпеть неудачу. Разрешение сложных жизненных ситуаций связано для с их эмоциональными трудностями.
Все это провоцирует появление психологических защит (избегание, обесценивание), которые позволяют сохранить положительное представление о себе. Ребенок может
чувствовать себя беспомощным, проявлять беспокойство и стремиться найти
объект, который снимет напряжение. Важно понимать, что ребенок покидает учреждение для того, чтобы удовлетворить те потребности, которые не могут быть по тем или иным причинам удовлетворены в стенах школы-интерната.
На самовольный уход влияет возраст и время года. Самый сложный период: весна и осень. А по возрастным особенностям, конечно, более подвержены бегству подростки от 10 до 15 лет. Это сложный психологический период для ребенка по многим причинам. Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, им сложно строить взаимоотношения с окружающими. Нередко такие подростки обладают различными психофизическими отклонениями в состоянии здоровья, имеют различные зависимости.
По мере повторения уходов появляются те или иные формы асоциального поведения, связанные чаще с необходимостью приобретения продуктов питания, — мелкое воровство, попрошайничество. Со временем присоединяются правонарушения, обусловленные влиянием других несовершеннолетних и взрослых с асоциальным поведением (хулиганские поступки, сексуальные действия, употребление алкогольных напитков, наркотиков и т.п.). Более или менее длительное повторение фактов бродяжничества постепенно ведет к закреплению таких черт личности, как неискренность, лживость, стремление к примитивным удовольствиям, отрицательное отношение к систематическому труду, оппозиция всякой упорядоченности.
Особенности обучающихся с нарушением зрения, воспитывающих в неблагополучных семьях, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению самовольных уходов и связанных с ними правонарушений, преступлений. Меры предупреждения, профилактики должны быть направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения.
Профилактика самовольных уходов и правонарушений учащихся, понимается как система социальных, правовых, педагогических и психологических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Данная программа призвана обеспечить условия для воспитательной работы по профилактике и предупреждению, самовольных уходов среди обучающихся школы-интерната.
Программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документах:
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции Российской Федерации;
- Семейного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 1995 г.№223-ФЗ;
- Федерального закона от 24 июля 1998 г.№124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Федерального закона от 29 декабря №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»»;
- Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года»;
- Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Данная программа призвана обеспечить условия для целенаправленной воспитательной работы по профилактике и предупреждению и самовольных уходов среди обучающихся и воспитанников школы-интерната.
Программа рассчитана на обучающихся 5-12 классов. В ней используются все формы и методы профилактической работы, которые направлены на активное участие самих подростков, что поможет им сознательно регулировать свои поступки, учитывать интересы других людей, ориентироваться в современной жизни.
Цель программы
Создание в школе-интернате системы работы, способствующей предотвращению
самовольных уходов воспитанников.
Задачи программы
- Выявить из числа воспитанников детей и подростков, склонных к самовольным уходам;
- Способствовать вовлечение воспитанников, склонных к самовольным уходам, в
позитивную деятельность, кружковую работу адекватную их интересам, способностям и психическому состоянию;
- Способствовать формированию навыков уверенного поведения воспитанников в сложных ситуациях.
Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних, а также выявление и устранение причин и условий, способствующих этому – одно из приоритетных направлений деятельности всех субъектов профилактики, поскольку безнадзорность ребёнка или его самовольный уход являются самой распространённой причиной совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними или в отношении несовершеннолетних.
Основными задачами школы-интерната при работе со случаями самовольных уходов несовершеннолетних являются:
- организации системы действий по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков, склонных к самовольным уходам.
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью воспитанников;
-предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении них,
- выявление и пресечение фактов вовлечения несовершеннолетних в совершение правонарушений, преступлений и иных антиобщественных действий;
- реабилитация и оказание медицинской помощи воспитанникам, склонным к самовольным уходам.
Эти задачи решается по четырём направлениям:
- Административные меры по предупреждению самовольных уходов, профилактики правонарушений;
- Розыск учащихся, совершивших самовольный уход из учреждения;
- Психологическая, педагогическая и социальная реабилитация и адаптация подростков, входящих в «группу риска»;
- Предотвращение повторных самовольных уходов, учащихся через формирование правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Ожидаемые результаты:
-Снижение числа правонарушений и самовольных уходов, совершенных несовершеннолетними учащимися.
-Формирование жизненной позиции ребенка
Деятельность школы-интерната по профилактике и предупреждению самовольных уходов.
В школе-интернате предусмотрен план скоординированного межведомственного взаимодействия по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних и розыску учащихся, утвержден алгоритм и регламент действий сотрудников в случае совершения несовершеннолетними самовольных уходов и порядке действий по принятию мер к их розыску.
По каждому факту самовольного ухода учащихся из школы-интерната необходимо незамедлительно провести служебное расследование, принять управленческие решения по предотвращению фактов самовольных уходов несовершеннолетних, в том числе по применению дисциплинарных взысканий к сотрудникам школы-интерната, допустившим факты самовольных уходов учащихся, а также несвоевременного информирования о них.
Для сотрудников разработана инструкция, проводится инструктаж о порядке действий в случае самовольного ухода учащихся (Приложение 1).
В случае самовольного ухода несовершеннолетнего все работники школы-интерната:
- незамедлительно информируют администрацию учреждения, воспитателей при обнаружении обучающегося, воспитанника, самовольно покинувшего учреждение;
- предпринимают необходимые меры по возвращению ребенка в школу-интернат.
- принимаются ряд действий по поиску несовершеннолетнего, прежде чем, обращаться в правоохранительные и надзорные органы:
Скачать программу |