Инновационная работа в ГС(К)ОУ для обучающих, воспитанников с ОВЗ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
на 2014 – 2016 учебный год
Тема эксперимента: Введение Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования для слабовидящих детей в начальной школе в ГС(К)ОУ«Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Актуальность темы: апробация ФГОС образования для слабовидящих детей на пилотной площадке ГС(К)ОУ«Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Сроки эксперимента: 2014 – 2016 г.г.
Экспериментатор: ГС(К)ОУ для слабовидящих обучающихся, воспитанников «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Исполнители эксперимента:
Директор школы – Владислав Васильевич Ржевцев
Заместитель директора по УВР – Татьяна Викторовна Казанцева
Руководитель МО учителей начальных классов школы – Татьяна Борисовна Леухина
Учитель 1-го класса – Малкова Татьяна Анатольевна
Учителя, ведущие обучение по учебным предметам и коррекционным курсам – Андреева О.Н. учитель музыки, Киселева С.И. учитель мимики, Ильина В.А. учитель ЛФК и ритмики, Хомякова Л.А. учитель СБО.
Специалисты сопровождения – Корнюшко Е.Д педагог-психолог, Белоглазова Е.В. социальный педагог, Орлова Т.Е. учитель-логопед, Прудникова Ю.Н. учитель-дефектолог.
Воспитатель ГПД – Бургачева Е.В.
Руководитель (тьютор): Светлана Дмитриевна Тарских
Объект эксперимента: учащиеся 1- ого класса, поступившие в ГС(К)ОУ для слабовидящих обучающихся, воспитанников «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Предмет эксперимента:
- организация учебного и воспитательного процесса в экспериментальном классе;
- требования к качеству и стандартам образования;
- кадровое сопровождение;
- материально-техническая база ГС(К)ОУ для слабовидящих обучающихся, воспитанников «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат».
Цель эксперимента: создание условий (организационно-управленческих и научно-методических, материально-технических) для введения ФГОС – ОВЗ для слабовидящих детей в начальной школе
Задачи эксперимента:
- обеспечить адаптацию школы к изменениям, связанными с введением ФГОС-ОВЗ;
- определить оптимальное содержание образования учащихся с учетом требований современного общества к выпускнику начальной школы;
- укрепить ресурсную базу школы с целью обеспечения эффективного развития;
- ввести блок внеурочной деятельности.
Гипотеза.
Путём реструктуризации инфраструктуры ГС(К)ОУ для слабовидящих обучающихся, воспитанников «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», написания адаптированной образовательной программы начального общего образования, соответствующей требованиям ФГОС-ОВЗ НОО для слабовидящих детей и работы по данной программе, представится возможным создать необходимые условия перехода начальной школы на новые ФГОС-ОВЗ.
Под реструктуризацией инфраструктуры подразумевается:
- внесение изменений в штатное расписание учреждения;
- создание современных материально-технических условий для учащихся;
-активное применение в образовательном процессе современных информационных технологий;
- создание условий для постоянного профессионального развития и роста учителей.
Работа над адаптированной образовательной программой начального общего образования для слабовидящих детей должна помочь решить следующие задачи:
- чётко расставить приоритеты образования на данном этапе и правильно сориентировать работу педагога;
- определить важнейшие аспекты в работе учителя в рамках учебных предметов и сделать правильный выбор учебно-методического комплекса и учебных программ;
- создать систему мониторинга личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО для слабовидящих детей.
Педагогическая цель:
- организация учебного и воспитательного процесса в экспериментальном классе, способствующая введению ФГОС НОО для слабовидящих детей;
- создание системы научно-методического, материально-технического и кадрового сопровождения перехода на ФГОС- ОВЗ для слабовидящих детей.
Диагностический инструментарий.
Средства, предполагаемые для оценивания результатов эксперимента:
- анкетирование родителей;
- анкетирование учителей, участвующих в эксперименте;
- тестирование учащихся экспериментального класса (предметное);
-создание «копилки» экспериментального дидактического материала.
Критерии оценки ожидаемых результатов:
- соответствие работы на каждом этапе временным отрезкам, запланированным в графике;
- наличие необходимой документации, учебно-методических материалов;
- процент положительных ответов в анкетах родителей, педагогов;
- конкретные подтверждения в изменении инфраструктуры (наличие изменения);
- процент положительных результатов освоения АООП НОО слабовидящих детей -
личностных, метапредметных и предметных.
Функциональные обязанности администрации ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат:
- определить цели, задачи и сроки эксперимента ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат;
- сформировать рабочую группу;
- составить дорожную карту работы в рамках эксперимента;
- провести информирование педагогической и родительской общественности о работе школы в рамках эксперимента;
- создание нормативно - правовой базы школы;
- написание образовательной программы в рамках перехода на ФГОС НОО для слабовидящих детей;
- работа по изменению школьной инфраструктуры;
- корректирование работы в рамках эксперимента;
- анализ результатов экспериментальной работы;
- формирование методических рекомендаций по порядку перехода на ФГОС НОО для слабовидящих детей .
Функциональные обязанности учителя 1 класса ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»:
- написание предметных программ в рамках перехода на ФГОС НОО второго поколения;
- участие в написании адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для слабовидящих детей;
- формирование экспериментального класса;
- освоение УМК;
- образовательная деятельность в экспериментальном классе по новой образовательной программе;
- мониторинг результатов освоения программы;
- корректирование работы в рамках эксперимента;
- анализ результатов экспериментальной работы;
- формирование методических рекомендаций по порядку перехода на новые ФГОС НОО.
Функциональные обязанности учащихся 1 класса и их родителей (лиц их замещающих) ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Участие в эксперименте в качестве объекта данного эксперимента.
Функциональные обязанности методического объединения учителей начальных классов ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»:
- создание системы методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС НОО для слабовидящих детей;
- участие в написании адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для слабовидящих детей
- анализ результатов экспериментальной работы;
- формирование методических рекомендаций по порядку перехода на новые ФГОС НОО слабовидящих детей.
Функциональные обязанности учителей коррекционных курсов и учебных предметов, работающих в 1 классе ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»:
- написание предметных, коррекционных программ в рамках перехода на ФГОС НОО второго поколения;
- участие в написании адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для слабовидящих детей;
- освоение УМК;
- ведение коррекционных курсов в рамках внеурочной деятельности учащихся во вторую половину дня
- образовательная деятельность в экспериментальном классе по новой образовательной программе;
- мониторинг результатов освоения программы;
- корректирование работы в рамках эксперимента;
- анализ результатов экспериментальной работы;
9.формирование методических рекомендаций по порядку перехода на новые ФГОС НОО для слабовидящих детей.
Функциональные обязанности специалистов сопровождения ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»:
- участие в написании адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для слабовидящих детей;
- написание совместного плана Служб сопровождения, в дальнейшем Программы сопровождения учащихся экспериментального класса;
- мониторинг результатов УУД;
- корректирование работы в рамках эксперимента;
- анализ результатов экспериментальной работы;
- формирование методических рекомендаций для педагогов, родителей при переходе на новые ФГОС НОО для слабовидящих детей.
Функциональные обязанности воспитателя ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»:
- участие в написании адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для слабовидящих детей;
- адаптация программ по основным направлениям внеурочной деятельности;
- мониторинг результатов освоения программ внеурочной деятельности;
- корректирование работы в рамках эксперимента;
- анализ результатов экспериментальной работы.
Форма представления результатов эксперимента: отчет о работе ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»: в рамках эксперимента по введению ФГОС НОО для слабовидящих детей.
Утверждаю