Содержание образования в школе-интернате определяется адаптированной основной образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой школой самостоятельно. Основная образовательная программа в школе разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами и авторскими программами. Организация образовательного процесса в школе регламентируется учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно на основе примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение имеет право составлять собственный оригинальный учебный план на основе базисного плана специального (коррекционного) образовательного учреждения 3-4 вида с учетом специфики региона, возможностей учреждения, контингента обучающихся и пожеланий родителей.
В настоящем плане учтены особенности организации учебно-воспитательного процесса коррекционного учреждения III-IV вида, представлены все образовательные области, предусмотренные базисным планом, и учтены требования федерального компонента. Общая структура учебного (образовательного) плана имеет 3 раздела и приложение «Внеурочная деятельность младших школьников (1кл)»:
Базисный учебный план специального (коррекционного) образовательного учреждения 3-4 вида включает в себя три ступени, отражающие уровни общеобразовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.
Учебный план составляет совокупность планов, рассчитанных на обучение слабовидящих детей в общеобразовательных классах начального, основного и среднего общего образования, коррекционного обучения, обучение слабовидящих детей с умственной отсталостью в специальных (коррекционных) классах.
Учебный план учреждения направлен на решение следующих задач:
- обеспечение базового образования обучающихся;
- реализация систем развивающего обучения;
- внедрение ФГОС начального общего образования, ФГОС-ОВЗ;
- ведение предпрофильной подготовки в 7-10 классах;
- профилизация образования на старшей ступени обучения с учетом возможностей, способностей и запросов обучающихся и их родителей.
Начальное общее образование.
Особенностью обучения в первом классе является апробация ФГОС – ОВЗ НОО. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающих (вариант 2) в 1-ом классах реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Максимальный объем учебной нагрузки учащихся выдержан с учетом 5- дневной учебной недели на всех ступенях образования.
Учебный план начального общего образования обеспечивает:
- введение в действие и реализацию требований ФГОС-ОВЗ;
- состав и структуру обязательных предметных областей, отражающих требования федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- состав и структуру предметов коррекционной направленности;
- определяет перечень направлений внеурочной деятельности по классам;
- определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;
- определяет показатели финансирования (в часах);
- определяет максимальный объем домашних заданий (в первом классе домашние задания не задаются);
- 5-летний срок освоения адаптированных образовательных программ начального общего образования для 1-5 классов. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-5 - 34 учебные недели;
- в 1 классе обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся
- используется «ступенчатый» режим обучения в первом классе (в сентябре, октябре – по 3 урока в день (35 минут каждый), в ноябре, декабре - по 4 урока (35 минут каждый), с января по май - по 4 урока (40 минут каждый)
Инвариативная часть учебного плана определяет перечень образовательных курсов, предметов, обязательных для реализации во всех общеобразовательных учреждениях РФ, и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения; обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, готовность к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, усвоение элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях, личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательные предметные области:
1. Предметная область филология (297часов за 1 год) представлена предметами:
русский язык – 5 часов в неделю;
литературное чтение – 4 часа;
2. Математика (132 часов за 1 год) представлена предметами:
математика – 4 ч. недельная нагрузка за каждый год обучения. Эта предметная область направлена на развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения.
3. Обществознание и естествознание (66часов за 1 год) представлен предметами:
окружающий мир – 2 часа недельная нагрузка.
4. Образовательная область «Искусство» (66 часов за 1 год) представлена предметами:
музыка 1 ч в неделю, направлена на развитие способностей к восприятию произведений музыкального искусства;
ИЗО – 1 ч. в неделю, направлен на развитие способностей к художественно- образному эмоционально – ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; на формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности.
5. Образовательная область «Технология» (33ч за 1 год) представлена предметом «Технология (труд)» 1 час в неделю
6. Образовательная область «Физическая культура» (99 ч. за 1 г.) представлена предметами - физическая культура - 3 часа недельная нагрузка в каждом классе,
Коррекционно-развивающая область - отражающая особенности обучения в школе для слепых и слабовидящих детей направлена на коррекцию отклонений в развитии, адаптации ребенка в социуме, подготовку учащихся к усвоению содержания образования на каждой ступени образования.
Коррекционно-развивающая область представлена:
- СБО (социально-бытовая ориентировка (16,5ч за год) 1ч в две недели;
- Ритмика (16,5ч за год) 1ч в две недели,
- Адаптивная физическая культура (АФК) (16,5ч за год) 1ч в две недели;
- индивидуальные, групповые занятия развивающей направленности (33ч) 1ч в неделю;
- развитие зрительного восприятия (33ч) 1ч в неделю;
- пространственная ориентировка (33ч) 1ч в неделю;
- развитие коммуникативной деятельности
- развитие мимики и пантомимики (16,5ч за год) 1ч в две недели.
Коррекционные курсы являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся через 45 минутного перерыва после урочной деятельности.
Внеурочная деятельность школьников — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В государственном образовательном стандарте обучающихся с ограниченными возможностями здоровья отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по направлениям развития личности в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования. Внеурочная деятельность в школе-интернате организуется в режиме школы полного дня, где предусмотрены прогулки, обед, приготовление домашних заданий, а затем внеурочная деятельность.
Время, отводимое на внеурочную деятельность в первом класса, составляет не более 165 часов в год. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельности, составляет 5 часов и осуществляется по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное - 1 ч в неделю представлено курсом «Подвижные и народные игры» и способствует повышению уровня двигательной активности, укреплению здоровья детей, развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, формирование культуры общения со сверстниками, самостоятельности в двигательной деятельности.
Духовно-нравственное – 1 час в неделю представлено курсом «Истоки», который направлен на приобщение детей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям; на создание условий для формирования позитивного отношения школьника к родному Отечеству, к родному краю, природе и культуре, труду.
Социальное - 1ч в неделю представлено курсом «Дружный городок», который способствует развитию личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Общеинтеллектуальное – 1ч в неделю представлено курсом «Уроки психологического развития». Данный курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах.
Общекультурное – 1 ч в неделю представлено курсом «Театральные ступеньки», который способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя (разумеется, на первых порах с педагогом) и, играя, воспитывать и развивать понимающего театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением, помогать ребенку в самореализации и самопроявлении в общении и в творчестве.
Учебный план для II – IV классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
Продолжительность учебного года во 2 – 4 классах составляет 34 недели при 6-дневной учебной недели. Занятия организованы в 1 смену. Продолжительность урока – 40 минут (СанПин 2.4.2. 1178-02). На 1 ступени реализуется программа «Школа России».
Основная образовательная программа начального общего образования в начальной школе (2-4кл) реализуется по модели четырехлетней начальной школы ФГОС второго поколения через учебный план. Работа школы организуется в режиме шестидневной недели при 40- минутной продолжительности уроков во 2-4 классах. Учитывая особенности контингента учащихся начальной школы (различный уровень подготовки к обучению в школе, значительное количество детей с сочетанными нарушениями), недопустимость перегрузок, а также объем и содержание программного материала в учебном плане школы-интерната сохраняется прежнее количество часов по русскому языку, чтению, математике и природоведению в 3-4 классах. Во 2-4 классах также ведется обучение по предмету «Английский язык».
Инвариативная часть учебного плана определяет перечень образовательных учебных предметов, обязательных для реализации в ОУ и коррекционную подготовку. Вариативная часть (школьный компонент) предполагает введение 3 часов во 2-3кл, которые отведены на информатику (1ч), технологию (1ч), внеклассное чтение (1ч- 2кл), Забайкаловедение (1ч – 3кл). В четвертом классе вариативная часть предполагает введение 2часов, которые отведены на информатику (1ч), Забайкаловедение (1ч).
Коррекционно-развивающая область - отражающая особенности обучения в школе для слепых и слабовидящих детей и направлена на коррекцию отклонений в развитии, адаптации ребенка в социуме, подготовку учащихся к усвоению содержания образования на каждой ступени образования.
Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения и непосредственно связанные с этим особенности в развитии слабовидящих детей (ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире к началу школьного обучения, недостатки в развитии моторики, речи, меньшая познавательная активность, замедленность и неточность зрительного восприятия, недостатки в развитии личности, большая утомляемость, физическая ослабленность и др.), а также опыт коррекционно - компенсаторной направленности их обучения, в базисный учебный план общего начального образования включены коррекционные курсы: охрана зрения и развитие зрительного восприятия, развитие осязания и мелкой моторики руки, развитие мимики и пантомимики, социально - бытовая ориентировка, ЛФК, ритмика, предметно-практическая деятельность. Содержание этих занятий и количество часов определяется школой и зависит от особенностей учащихся, запроса родителей и возможностей школы
Ритмика – 1 час недельная нагрузка в каждом классе и направлена на укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению; на формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни.
Занятия по ЛФК проводятся по группам, которые комплектуются в соответствии с медицинскими показаниями и утверждаются приказом директора школы. Занятия проводятся 2 раза в неделю с каждой группой во внеурочное время. Группы могут быть разновозрастные.
Охрана зрения и развитие зрительного восприятия - 2 ч в неделю направлен на развитие зрительного восприятия как важнейшего вида перцепции в единстве с развитием познавательной деятельности, что дает возможность обеспечить продуктивное обучение.
Развитие осязания и мелкой моторики руки – 2 ч в неделю направлен на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира, а так же обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов.
Развитие мимики и пантомимики– 2 ч в неделю направлен на овладение техникой мимики и пантомимики и умение пользоваться сформированными навыками культурного поведения в свободной практической деятельности. Занятия проводятся с подгруппой учащихся, состоящих из 3-4 чел.
ППД– 1 ч в неделю (2-4кл) направлен на формирование произвольных целенаправленных действий с различными предметами и материалами, коррекцию недостатков восприятия, внимания, зрительно-двигательной координации, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления детей, а также речи учащихся в связи с практической деятельностью.
СБО – 1ч в неделю направлен на формирование знаний, умений, навыков, сопутствующих социальной адаптации, повышению уровня общего развития обучающихся, способствующего всесторонней подготовке к будущей самостоятельной жизни; воспитанию трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда, применению на практике правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Коррекционные курсы дополняют и расширяют возможности слабовидящих обучающихся в успешности овладения знаниями и умениями программного материал и своим содержанием подготавливает обучающихся к переходу на следующую ступень общего образования.
Базисным учебным планом специального (коррекционного) образовательного учреждения во 2-4 классах на освоение коррекционных курсов отводится 10часов.
Коррекционные занятия проводятся до и после уроков по графику вне сетки обязательных учебных часов, учитывая психофизические особенности учащихся. .
Часы занятий, включенные в коррекционно-развивающую область, не входят в максимальную нагрузку (Письмо МО РФ от 06.09.2002г. № 03-51-127 ин./13-03).
Основное общее образование.
Учебный план школы для освоения общеобразовательной программы основного общего образования пролонгирован на дополнительный год обучения. Необходимость более длительного обучения на ступени основного общего образования слабовидящих детей определяется их общим уровнем психофизического развития, состоянием здоровья, снижением общей работоспособности, что замедляет обучаемость этих детей.
В основной школе целью образования является формирование умений организации и программирования эффективной индивидуальной и коллективной деятельности, как учебной, так и социально-творческой; подготовка к осознанному и основанному на предметных знаниях выбору будущей образовательной траектории.
Содержание образования на второй ступени является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. На второй ступени обучения базисным учебным планом специального (коррекционного) ОУ определено количество часов, отводимое на освоение общеобразовательных предметов, курса трудовой подготовки, коррекционных курсов, обязательных занятий по выбору обучающихся (школьный компонент). Особое место в этой ступени принадлежит 5-7 классам. Содержание обучения в 5-6 классах должно реализовать принцип преемственности с начальной школой, обеспечить адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В период перехода на федеральные государственные образовательные стандарты в региональный компонент учебного плана вводятся следующие учебные курсы по классам: в 5-ом классе вводится «Фольклор Забайкалья», в 6-м классе «Зеленый мир Забайкалья», в 7-м классе краеведческий курс «История Забайкалья».
В 7-10 классах, с одной стороны, завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы, a с другой - создаются условия для осознанного выбора обучающимися профиля обучения в старшем звене. Исходя из возможностей контингента незрячих и слабовидящих учащихся, часы трудовой подготовки в 9,10 классах отведены на изучение предметов медицинского профиля. Курс предпрофильной подготовки «Введение в специальность» введен в 9, 10классах – 2 час в неделю и направлен на профессиональное самоопределение слабовидящих обучающихся. Содержание курса должно помочь будущему выпускнику оценить свои собственные способности, склонности и интересы, соответствующие собственному здоровью и выстроить проект своей профессиональной карьеры. Этому способствуют и обязательные занятия по выбору – «Анатомия и физиология человека» -2ч в неделю, «Латинский язык» в 8-9кл по 1 ч, «Экология человека в 7кл – 1 ч. В целях осуществления непрерывного гражданско-правового образования в 7-9 классах введен курс «Обществознание», направленный на формирование у учащихся четких нравственных ориентиров, гражданственности, патриотизма, толерантности. 1 ч направлен на предмет «Информатика» с целью овладения умениями работать с ИКТ. Опыт и результативность работы показали объективную необходимость сохранения в школьном компоненте учебного плана предмета МХК в 8-10кл. На предмете «технология» обучающие класса делятся на подгруппы (мальчики, девочки) и объединяются со смежными классами.
Продолжительность обучения в основной школе – 6 лет (5 – 10 классы). Учащиеся проходят полный объем программы общеобразовательной школы, получают после окончания документ общего образца, имеют возможность свободного выбора дальнейшего жизненного пути.
Факультативные занятия, на которые выделены часы в 8-10 классах, предполагают помочь ученику правильно решить проблему профессионального пути, способствуют формированию представлений о профессии медицинского работника, рассматривают психологические особенности и содействуют взаимопониманию всех участников лечебно- профилактического процесса (пациентов, их родственников, других медицинских работников) в рамках медицинского профиля обучения.
Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения и непосредственно, связанные с этим особенности в развитии слабовидящих детей, в базисный учебный план на второй ступени обучения включены коррекционные курсы: охрана зрения и развитие зрительного восприятия (5-7кл); ЛФК (5-7кл); СБО (5-10кл); ритмика (5-7кл); развитие осязания и мелкой моторики руки (5-8кл); мимики и пантомимики (5-10кл). Включение в базисный учебный план коррекционных курсов наряду с обязательными занятиями по выбору (школьный компонент), факультативных занятий обеспечивает индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их зрительных возможностей, познавательной активности, интересов, личностных особенностей. Коррекционные занятия (индивидуальные, групповые и подгрупповые) дополняют и расширяют возможности слепых и слабовидящих учащихся в успешном овладении программным материалом и необходимыми умениями и навыками.
Среднее общее образование.
Старшая школа - завершающий этап общего образования - ставит своей целью подготовить выпускников к полноценному участию в жизни своего государства в форме
продолжения образования и/или трудовой деятельности. Учебный план для 11-12-х классов обеспечивает функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействует их общественному и гражданскому самоопределению. Эффективное достижение указанных целей решается введением профильного обучения в старших классах, которое ориентировано на индивидуализацию обучения.
Приоритетами при формировании учебного плана школы являются:
- защита обучающихся от перегрузок и сохранение их психологического и физического здоровья;
- интересы обучающихся, включение регионального минимума содержания образования выбор профиля;
- преемственность образовательных программ на разных ступенях общего образования, возможности получения профильного образования.
Учебный план для профильных 11-12 классов ориентирован на 2-х летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. В 11–ом классе продолжительность учебного года 34 учебных недель, в 12-ом – 34 учебные недели. Продолжительность урока – 40 минут. Режим работы – шестидневная учебная неделя.
Принципы построения школьного учебного плана для 11-12 классов основаны на идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта. Исходя из этого, учебные предметы представлены в учебном плане на базовом и профильном уровнях.
Базовые общеобразовательные учебные предметы – учебные предметы федерального компонента, направлены на завершение общеобразовательной подготовки учащихся. На профильном уровне: в старших классах учащиеся получают профильную подготовку «Основы массажа». Часы трудовой подготовки в 11- 12 классах отведены на изучение курса «Сестринское дело», который являются подготовительным к дальнейшему изучению учащимися курса «Общий и гигиенический (оздоровительный) массаж» в 11-12 классах. Реализация предпрофессиональной подготовки в рамках курса «Массаж» в 11-12 класса способствуют социализации, профессиональной ориентации, подготовки к профессиональному образованию и профессиональной деятельности. Предмет «Информатика» в 11-12кл вводится с целью дальнейшего овладения умениями работать с ИКТ, на основе Приказа МО и науки РФ от 03.06.94 согласно которому часы регионального компонента отводятся в компонент образовательного учреждения
Таким образом, вариативная часть учебного плана предполагает выбор школой предметов, необходимых для изучения слепыми и слабовидящими учащимися, детьми-инвалидами по зрению с целью лучшей их адаптации в обществе, углубления знаний об окружающем мире, создания единого образовательного пространства.
Факультативные занятия, на которые выделены часы в 11-12 классах, предполагают изучение гуманитарных, естественных наук и необходимы для развития разносторонних интересов и способностей учащихся в рамках медицинского профиля обучения. Факультативный курс «Генетика» (1ч в неделю в 11-12кл) позволит выпускникам овладеть методами генетического анализа наследования признаков, расширить знания обучающихся в области курса общей биологии и ее раздела. Факультативный курс «Профкарьера (1ч в неделю в 11-12кл) способствует осознанному профессиональному самоопределению обучающихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с потребностями общества, региона в кадрах.
В базисный учебный план на третьей ступени обучения включены коррекционные курсы: СБО (11-12кл); мимики и пантомимики (11-12 кл). Все представленные образовательные области в учебном плане школы обеспечивают подготовку социальную готовность выпускника к вхождению в самостоятельную жизнь и ориентируют образовательный процесс на достижение выпускникам уровня функциональной грамотности.
Специальное (коррекционное) образование.
Базисный учебный план специальных классов специальных (коррекционных) учреждений 4 вида (для слабовидящих обучающихся, имеющих умственную отсталость) рассчитан на девятилетний срок обучения. В базисном учебном плане сочетаются предметы общеобразовательных областей и коррекционные занятия (инвариативная часть). Объем знаний, умений и навыков, которые предполагается сформировать в течение 9-летнего обучения в школе, примерно соответствует объему знаний, умений и навыков выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.
На ступени начального образования на всех учебных задачах по образовательным областям и на коррекционных занятиях решается целый ряд общих задач – прежде всего, это всемерное развитие познавательных возможностей обучающихся через формирование мелкой моторики руки, развития осязания как средства познания предметов в единстве со зрением, создание представлений о разнообразии и многомерности окружающего мира, о пространстве и времени, о наличии у живых существ и у предметов различных очень важных свойств и функций. Еще одной задачей является обеспечение развития устной речи обучающихся. Обучению письменной речи предшествует значительный период, в котором проводятся всестороннее развитие устной речи в единстве с предметно-практической деятельностью.
Блок коррекционных занятий (СБО, ЛФК, ритмика, ориентировка в пространстве, ППД, ОПТ, индивидуальные занятия - развитие речи) направлен на развитие точных движений рук и всего тела, развитие речи в единстве с предметно-практической деятельностью, координацию движений, подготовки к овладению трудовыми действиями, важными в быту и при производстве.
Особенностью обучения в первом классе является апробация ФГОС – ОВЗ НОО. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающих с легкой умственной отсталостью (вариант 3) в 1-ом классах реализуется в рамках Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Максимальный объем учебной нагрузки учащихся выдержан с учетом 5- дневной учебной недели на всех ступенях образования.
Учебный план начального общего образования обеспечивает:
- введение в действие и реализацию требований ФГОС-ОВЗ;
- состав и структуру обязательных предметных областей, отражающих требования федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- состав и структуру предметов коррекционной направленности;
- определяет перечень направлений внеурочной деятельности по классам;
- определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся;
- определяет показатели финансирования (в часах);
- определяет максимальный объем домашних заданий (в первом классе домашние задания не задаются);
- 5-летний срок освоения адаптированных образовательных программ начального общего образования для 1-5 классов. Продолжительность учебного года в 1 классе – 33 учебные недели, во 2-5 - 34 учебные недели;
- в 1 классе обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся
- используется «ступенчатый» режим обучения в первом классе (в сентябре, октябре – по 3 урока в день (35 минут каждый), в ноябре, декабре - по 4 урока (35 минут каждый), с января по май - по 4 урока (40 минут каждый)
Инвариативная часть учебного плана определяет перечень образовательных курсов, предметов, обязательных для реализации во всех общеобразовательных учреждениях РФ, и время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения; обеспечивает достижение важнейших целей современного начального образования: формирование гордости за свою страну, приобщение к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям, готовность к продолжению образования в основной школе, формирование здорового образа жизни, усвоение элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях, личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Обязательные предметные области:
1. Предметная область филология представлена предметами:
русский язык – 5 часов в неделю;
литературное чтение – 4 часа;
2. Математика представлена предметом:
математика – 4 ч. недельная нагрузка за каждый год обучения.
3. Естествознание представлен предметами:
окружающий мир – 2 часа недельная нагрузка.
4. Образовательная область «Искусство» представлена предметами:
музыка 1 ч в неделю,
ИЗО – 1 ч. в неделю,
5. Образовательная область «Технология» представлена предметом «Ручной труд» 1 час в неделю
6. Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом - физическая культура - 3 часа недельная нагрузка в каждом классе,
Коррекционно-развивающая область - отражающая особенности обучения в школе для слепых и слабовидящих детей направлена на коррекцию отклонений в развитии, адаптации ребенка в социуме, подготовку учащихся к усвоению содержания образования на каждой ступени образования.
Коррекционно-развивающая область представлена:
- СБО (социально-бытовая ориентировка)и пространственная ориентировка 2ч в неделю;
- Ритмика 1ч в неделю,
- Адаптивная физическая культура 1ч в неделю;
- индивидуальные, групповые занятия развивающей направленности 2ч в неделю.
Коррекционные курсы являются обязательными и проводятся в форме групповых и индивидуальных коррекционных занятий. Часы коррекционно-развивающей области, не входят в предельно допустимую учебную нагрузку, проводятся через 45 минутного перерыва после урочной деятельности.
Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельности, составляет 4 часов и осуществляется по следующим направлениям:
Спортивно-оздоровительное - 1 ч в неделю представлено курсом «Подвижные игры».
Нравственное – 1 час в неделю представлено курсом «Дорогами добра».
Социальное - 1ч в неделю представлено курсом «Дружный городок»
Общекультурное – 1 ч в неделю представлено курсом «Театральные ступеньки». (Приложение 1) |