Программа по формированию и развитию правовых знаний
и правовой культуры обучающихся
ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
«Страна особых правил»
Пояснительная записка
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений. Программа «Страна особых правил» ориентирована на решение целей и задач программы р азвития школы, где выделены основные аспекты правового воспитания: правопорядок, законопослушное поведение, дисциплина, толерантное отношение. Основные аспекты программы взаимосвязаны с направлениями ФГОС: программа социализации обучающихся в разделах: «Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека», «Воспитание нравственных чувств и этического сознания». Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится:
- знание системы основных правовых предписаний,
- понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию,
- активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Программа « Страна особых правил» учитывает особенности развития образования в регионе, в частности гражданско-патриотического, гражданско – правового, что позволяет обеспечить реализацию мероприятий различного характера, позволяющих обучающимся актуализировать и оформить свои гражданско-патриотические ценности и установки, сформировать или развить основные компетентности, обеспечивающие реализацию гражданско-патриотических ценностей и установок. Позволяет осуществлять партнерские связи с полицией, администрацией города.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание учащихся приобретает актуальность в 13-17 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового воспитания в школе является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. В программе уделяется внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Цель и задачи Программы
Цель:
Знакомство несовершеннолетних с нормативно-правовой базой, регулирующей права несовершеннолетних, формирование основ правового сознания подростков.
Задачи:
Сформировать у школьников уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознание своих прав и ответственности за своим поступки и действия;
Развивать навыки умения выражать свое мнение и конструктивно разрешать конфликты;
Развивать навыки участия в процесс выработки и принятия решений в социально-правовых ситуациях;
Содействовать раскрытию творческого потенциала обучающихся через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.
Программа разработана на основе следующих документов:
1. Конвенции о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной
Ассамблеи от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г (ст.6,8,16,27.28,29,30)
2. Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями от 20.07.2000г) ст. 14.
3. Закона РФ №120 от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
4.Закона Забайкальского края от 03.июля 2009 г № 199-ЗЗК « О профилактике правонарушений в Забайкальском крае (с изменениями на 5 октября 2017 г)
5. Постановления № 100/н от 06.04.2016 г «Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями , находящимися в социально опасном положении»
6.Закона Забайкальского края от 14.03.2018 г № 1569-ЗЗК «Об отдельных вопросах профилактики правонарушений в Забайкальском крае»
7. Программы воспитательной работы школы-интерната «Планете по имени Школа».
9. Устава школы
Программа основана на следующих принципах:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными и апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов по правовому воспитанию.
Принцип преемственности – поддержание связи между возрастными категориями, учет уровня развития и состояния здоровья.
Принцип гарантированности – реализация конституционных прав детей, подростков и юношества на получение образования и медицинского обслуживания, выполнение государственных гарантий.
Принцип гуманизации и демократизации — определение конкретных целей и задач образования, воспитания и развития личности, создание комфортной среды и условий для ее самореализации.
Принцип социальной компенсации — обеспечение социальной и правовой защищенности детей, подростков и юношества, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки.
Принцип аксиологического подхода — определение и поддержание жизни человека как высшей ценности.
Формы работы:
При реализации программы «Страна особых правил» используются следующие формы работы:
❏ месячник правовых знаний;
❏ открытые классные и общешкольные мероприятия правовой направленности;
❏ традиционные мероприятия и спортивные праздники, приуроченные к памятным датам;
❏ экскурсии;
❏ правовые викторины, олимпиады;
❏ семинары, беседы, классные часы классных руководителей;
❏ определение уровня сформированности правовых знаний обучающихся через
анкетирование; беседы, тренинги, практикумы, коррекционные занятия с психологом по формированию правового самосознания обучающихся;
❏ участие в работе волонтерского отряда «Юный волонтер»;
❏ проведение профилактических и просветительских мероприятий с привлечением специалистов сторонних организаций.
Использование современных образовательных технологий:
Программа предусматривает использование методов личностно -ориентированного обучения, метода проектов, исследовательского метода, метода проблемного обучения, игровую технологию.
Срок реализации программы: 2020 - 2021учебный год
Целевая группа: обучающиеся в возрасте 13-18 лет.
Место реализации программы:
Государственное общеобразовательное учреждение "Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Прогнозируемые результаты реализации Программы.
Показатели оценки эффективности Программы “Страна особых правил” определяются на основе анализа динамики мониторинговых оценок.
Реализация Программы «Страна особых правил» нацелена на реализацию воспитания правосознания и формирования законопослушного поведения школьников призвана способствовать формированию у учащихся правовой культуры и законопослушности. В результате учащиеся должны:
- повышение степени законопослушности молодежи, снижение уровня преступности;
-обеспечение заинтересованности обучающихся в соблюдении действующих законов,
развитии законотворческой деятельности;
- обладать системой знаний в области прав и законов, уметь пользоваться этими знаниями;
- жить по законам морали и государства, быть законопослушным (по мере возможности охранять правопорядок);
- активно участвовать в законодательном творчестве;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
- осознавать нравственные ценности жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость.
В результате реализации Программы «Страна особых правил» возможно снижение численности учащихся, совершивших преступления и правонарушения, а также состоящих на учете в подразделении по делам несовершеннолетних; формирование положительной мотивации учащихся на исполнение правил, законов, учебную деятельность.
В рамках программы «Страна особых правил» реализуются УУД:
Личностные универсальные учебные действия:
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация,
- понимание конвенционального характера морали.
- уважение к личности, ее достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, умение контролировать и разрешать конфликты.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- адекватно, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и походу его реализации;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать.
Познавательные универсальные учебные действия:
- строить логические рассуждения, включающие установление причинно- следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования.
Социальные партнеры:
- Отдел полиции МО МВД России «Петровск-Забайкальский»;
- ПДН МО МВД России «Петровск-Забайкальский»
- ГИБДД МО МВД России «Петровск-Забайкальский»;
- КДН и ЗП г.Петровска-Забайкальского;
- Отдел опеки и попечительства г. Петровск-Забайкальский
Описание содержания программы.
Программа состоит из двух блоков:
- Блок «Я и мое поведение»», включает в себя 8 часов
- Блок «Я- гражданин», включает в себя 10 часов.