Воскресенье
19.05.2024
15:25
Категории раздела
Мероприятия [8]
Публикации [2]
Профилактика правонарушений [11]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

программа "«Большие братья, большие сестры» (организация наставнической работы)

ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»

 

ПРИНЯТО:

На заседании Педагогического совета 

Протокол № от_______________20 г

УТВЕРЖДЕНО:

Приказом ГОУ                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               «П-Забайкальская специальная                       /коррекционная/                                                                                           школа- интернат»                                                                от ______________г. № ____

Директор школы:                        В.В.Ржевцев

 

 

ПРОГРАММА

«Большие братья, большие сестры»

(организация наставнической работы)

 

 

 

 

 

 

2020г

 

  1. Актуальность и перспективность

Молодое поколение России переживает кризисную социально­психологическую ситуацию: меняются стереотипы поведения в обществе, нормативные и ценностные ориентации, непрерывно возрастает интенсивность стрессовых ситуаций, что вызывает состояние психоэмоционального напряжения, увеличение форм саморазрушающего поведения. Без определенных жизненных навыков подростки оказываются не подготовленными ко многим ситуациям социального риска.

Возрастает количество детей, подростков, которые в силу определенных обстоятельств более других категорий подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной их дезадаптации. Им необходима действенная эффективная помощь и поддержка.

Одной из самой сложной социальной проблемой является социализация и адаптация  выпускников школы-интерната.  Связано это с тем, что во время проживания ребенка в школе-интернате происходят искажения восприятия мира и жизни в его сознании. Дети-сироты покидают учреждение с иждивенческим настроем, с чувством, что «им все должны», и это становится нормой жизни. Уже потом они с огромным трудом осознают свои ошибки, ищут пути выживания, нередко попадая в сложные жизненные ситуации, часто заполняя собой исправительные учреждения. За время пребывания в системе детдомов и школ-интернатов  дети-сироты привыкают жить на всем готовом, не включаясь в процесс получения навыков самообслуживания, приготовления еды. У них есть проблемы с мотивацией к образованию, им сложно создать семью.

Решение данной проблемы в подростковой среде лежит в плоскости формирования психологически здоровой личности. То есть, человека разумного, открытого к сотрудничеству, защищенного и вооруженного необходимым инструментарием, чтобы справляться с жизненными вызовами. Среди критериев психологического здоровья можно выделить целеустремленность, социальную активность, осознанность в принятии решений и совершении поступков.

Убеждение и личный пример, моральная поддержка и укрепление веры подростка в свои силы и возможности, вовлечение в интересную деятельность - все эти приемы, безусловно, способствуют социально-одобряемым формам поведения.

Одним из наиболее эффективных и целесообразных средств формирования у обучающихся социального опыта и воспитания гуманности, морально- нравственных ценностей является наставничество и волонтерство. Для детей-сирот, особенно старшего возраста, необходим взрослый, который не был бы в прямом смысле слова педагогом или учителем, но и не был бы просто приятелем-сверстником. Он должен помогать сиротам входить в действительность взрослой жизни, наращивать социальные навыки и контакты, помогать в затруднительных ситуациях. Как и всем детям, воспитанникам школы-интерната  нужно внимание и забота значимого взрослого, позитивный жизненный опыт, поддержка на сложном этапе перехода из интернатного учреждения к самостоятельной жизни.

Настоящая программа «Большие братья, большие сестры» направлена на оказание молодыми добровольцами поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Следует отметить, что сама идея программы и ее методология не является новой. Аналогом и прообразом программы считается программа «Большие братья, большие сестры» (англ. «Big Brothers, Big Sisters»), впервые появившаяся в США в 1904 году, а также программа «Старший брат, старшая сестра», реализуемая в г. Санкт-Петербурге.

Сегодня «Большие братья, большие сестры» - это международная волонтерская программа индивидуального наставничества для детей в трудной жизненной ситуации, которая реализуется в 13 странах мира, включая Россию.

Научные, методологические, нормативные правовые и методические основания

Основанием для разработки программы, определяющими приоритеты в деятельности органов и учреждений образования в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений являются:

  • Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
  • Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации";
  • ЗАКОН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ от 3 июля 2009 года N 199-ЗЗК  профилактике правонарушений в Забайкальском крае (с изменениями на 5 октября 2017 года;)
  • Постановление № 100/н от 06 апреля 2016 года "Об утверждении Порядка взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении";
  • ЗАКОН ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ от 14 марта 2018 года № 1569-ЗЗК «Об отдельных вопросах профилактики правонарушений в Забайкальском крае».

Настоящая программа предполагает решение нескольких задач: во-первых, это организация занятости детей в досуговое время и полноценного отдыха. Период взросления - это период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. Соответственно усиливается значение общения со сверстниками для психического развития подростка. В этот период наиболее значимо групповое общение, так как принадлежность к группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников. С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста - проблема отверженности. От отверженности следует отличать низкую общительность, когда подросток по тем или иным причинам не включается в группу. При отверженности переживания могут быть негативными, если подросток адекватно осознает свое положение либо неадекватными - позитивными, выполняющими защитную функцию, если подросток оценивает свое положение как благополучное.

Столкновение норм, принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становится причиной подростковой девиации. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

Учитывая особенности подросткового возраста, стремление к общению, стремление понять себя и окружающий мир, программа должна включать в себя мероприятия, направленные на формирование и развитие навыков межличностного общения и предупреждение возникновения у подростка установки на наркотизацию.

Все вышеперечисленные возрастные особенности необходимо учитывать при организации работы.

Термины используемые в данной программе

Кураторы - специалист или группа специалистов, которые работают с волонтерами-наставниками, создают индивидуальный план, отбирают и готовят наставников, отбирают наставляемых, осуществляют мониторинг программы, сопровождение сформированных пар, оценивают эффективность программы, ведут необходимую документацию (далее - куратор).

Наставник - доброволец, который готов помочь подростку в трудной жизненной ситуации в поиске индивидуальных жизненных целей и способов их достижения, передать ему знания, умения и навыки, предоставить помощь и совет, оказать необходимую поддержку. Наставник общается с подростком,
оказывает ему моральную поддержку, помогает советом, делится жизненным
опытом, мотивирует к продолжению обучения и профессиональной ориентации, учит самостоятельности в бытовых вопросах и в принятии решений, помогает реализовывать личностный потенциал путем перехода на иной уровень знаний, жизненных навыков, мышления и сознания.

В ходе реализации программы наставник должен обладать следующими качествами и профессиональными навыками:

  1. Ответственность;
  2. Пунктуальность;
  3. Честность;
  4. Конфиденциальность;
  5. Отсутствие вредных привычек (все виды зависимостей);
  6. Безопасность (не совершать действий, опасных для жизни и здоровья ребенка);
  7. Оперативно информировать куратора о нестандартных ситуациях;
  8. Сообщать куратору об изменении контактных данных (номера телефона, адреса электронной почты);
  9. Не принимать решения, выходящие за рамки обязанностей волонтера, без согласования с куратором;
  10. Регулярно взаимодействовать с куратором;
  11. Совместно с куратором участвовать в разработке индивидуального плана работы;
  12. Принимать участие в организации досуга ребенка, исходя из его потребностей и в соответствии с планом социальной адаптации;
  13. Информировать родителей (законных представителей) о планируемых мероприятиях с ребенком и получать их согласие;
  14. Заранее предупреждать об изменении планов;
  15. Заботиться о моральном, этическом, психологическом, культурном развитии ребенка;
  16. Не наказывать ребенка;
  17. Относиться к ребенку уважительно и др.

Практическая направленность

Основным содержательным компонентом программы является оказание индивидуальной поддержки одному конкретному ребенку в течение длительного времени. Поддержка осуществляется посредством общения и построения доверительных отношений между волонтером и ребенком. Волонтер программы берет на себя обязательство регулярно, не менее двух-трех часов в неделю, проводить время совместно с ребенком. Совместное проведение времени может включать самые разные занятия: прогулки, посещение кино, театров, музеев, игры, помощь ребенку в освоении школьных знаний и многое другое. Благодаря доверительным отношениям, возникающим в процессе такого общения, волонтер становится для ребенка источником эмоциональной поддержки и служит положительным примером для подражания. Также, благодаря отношениям, у ребенка расширяется круг интересов, улучшаются коммуникативные навыки, формируются новые положительные модели поведения, повышается уверенность в себе и своих силах.

Цель и задачи

Цель программы - развитие личностного потенциала и социальной адаптации детям, находящимся в трудной жизненной ситуации

Задачи:

оказание эмоциональной поддержки детям, находящимся в трудной жиз­ненной ситуации;

формирование позитивной ролевой модели для ребёнка;

развитие коммуникативных навыков ребёнка;

профилактика рискованного поведения среди детей, в особенности среди подростков;

расширение кругозора ребёнка и его представлений о мире.

Целевые группы:

кураторы: взрослые наставники - несовершеннолетние 15-18 лет;

участники программы - несовершеннолетние 7-14 лет.

Продолжительность программы

Программа реализуется в несколько этапов:

  1. Организационно-мотивационный;
  2. Обучающий;
  3. Подготовительный;
  4. Деятельностный;
  5. Оценочный.

Обязательными условиями программы являются:

  1. периодичность встреч - не реже одного раза в неделю, не менее двух­-трех часов в неделю в течение минимум одного года;
  2. график встреч должен быть удобен для ребенка и не должен мешать основным занятиям ребенка (школа, секции и т.д.);
  3. график встреч должен быть предсказуемым для всех;
  4. волонтер не может знакомить ребенка с третьими лицами без согласия координатора программы;
  5. другие лица (родители ребенка, другие дети, друзья волонтера и т.д.) не могут участвовать в этих встречах; это правило важно строго соблюдать по крайней первое время, которое требуется на построение доверительных от­ношений между волонтером и ребенком;
  6. встречи должны проходить на нейтральной территории (не в квартире ребенка или в том учреждении, в котором он проживает); это также важно для построения доверительных отношений между волонтером и ребенком. Если ребенок проживает в учреждении и отсутствует возможность встречаться за его пределами, тогда необходимо предоставить отдельное помещение для общения волонтера и ребенка. Если организация, реализующая программу, имеет возможность выделять помещение для проведения встреч волонтеров с детьми, это является дополнительным ресурсом.

Требования к результату усвоения программы

Реализация программы позволит ребенку получить необходимую ему дополнительную поддержку, прежде всего, за счет регулярного общения и выстраивания личных отношений с волонтером - «с большим братом» или «сестрой». Принимая личное участие в жизни ребенка, волонтер не только оказывает ему эмоциональную поддержку, но и является источником эффективных и положительных моделей поведения, которые часто отсутствуют в ближайшем социальном окружении ребенка. Благодаря участию в программе, у детей улучшаются:

- коммуникативные навыки и отношения со сверстниками,

- растет уверенность в себе,

- формируется позитивное отношение к себе,

- уменьшаются эмоциональные и поведенческие трудности,

- улучшается адаптация к школе.

- расширяются социальные связи,

- появляются новые увлечения и интерес к социальной жизни.

Тематический план программы

План разрабатывается педагогом-психологом школы-интерната с учетом пояснительной записки программы и имеющихся ресурсов

 

Тематический план программы

| РАССМОТРЕН                                                                       УТВЕРЖДЕН

методическим объединением                                              педагогическим советом

ПРОТОКОЛ______________________________________________ ПРОТОКОЛ___

«_______ »_____________ 20_____ г.

«               »                          20 г.

Учебный план программы

Цель программы:

Категория обучающихся: несовершеннолетние, находящиеся в конфликте с законом

Срок обучения: 1 год

Режим занятий: 2р в неделю

Наименование блока

Всего часов

В том числе

Форма контроля

Теоретических

Практических

1

Организационно­

мотивационный

8

3

5

Предварительный, текущий

2

Обучающий

50

27

23

Текущий, периодичный

3

Подготовительный

6

5

1

предварительный

4

Деятельностный (из п2)

50

27

23

текущий

5

Оценочный

6

5

1

итоговый

 

ИТОГО

68

40

28

 

 

 

Категория: Профилактика правонарушений | Добавил: skoshipz (21.01.2022)
Просмотров: 168 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: