Сегодня семья переживает серьезный кризис. Утрачены многие семейно-нравственные позиции, изменилось отношение родителей к детям. Нарушен психологический микросоциум семьи. В сегодняшних условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, т.к. изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными. Родители равнодушны к своим детям, не стремятся понять их, построить правильные взаимоотношения, не желают изучать что-либо из педагогики и психологии, не уделяют внимания детям, дети чаще всего покинуты на произвол судьбы. Более устойчивые семьи, на первый взгляд, занимаются воспитанием своего ребенка, осуществляют должный уход, но пренебрежение интересами и потребностями развивающейся личности несовершеннолетнего, приводи к непониманию.
А в подростковом возрасте, когда формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого поведения, особенно остро встают проблемы взаимодействия детей с родителями. Родители начинают сталкиваться со множеством проблем. Они иногда не знают, как правильно реагировать на отдельные поведенческие проявления ребенка, не понимают мотивов его различных поступков, не могут определить причины возникающих сложностей в процессе выполнения какой-либо деятельности ребенка. Со многими возникающими проблемами большинство родителей не могут справиться самостоятельно. Для ребенка же большую роль играет его значимость в семье. Его значимость значительно возрастет, если он своими усилиями сможет сплотить родителей, развить в них наблюдательность, критичность в воспитании детей.
Поэтому приоритетным направлением ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» является работа с семьей, осуществление её сопровождения. Одной из форм работы с семьей несовершеннолетних, находящихся в конфликте с законом является организация Клуба «Семья».
Реализация занятий Клуба будет содействовать развитию психолого-педагогической компетентности родителей, реализации родительского потенциала, более тесному контакту родителей и детей, их взаимопониманию.
Цель: обогащение социального опыта детей и их родителей, формирование и сохранение гармоничных семейных отношений.
Задачи:
- Выявить готовность семьи к активному взаимодействию со специалистами школы-интерната на основе социально - педагогической и психологической диагностик;
- Способствовать повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) путём их просвещения;
- Содействовать формированию зрелой родительской позиции — чувства ответственности, умения принимать решения в пользу ребенка во всех ситуациях, в которых затрагиваются его интересы;
- Установление партнёрских отношений с семьёй каждого ребёнка.
- Содействие созданию в семье доброжелательных взаимоотношений, атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки, взаимозаинтересованности и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
6. Повышение роли ребенка во внутрисемейных отношениях.
Целевая группа - родители несовершеннолетних, состоящих на учете в органах системы профилактики, несовершеннолетние.
Формы работы
- Социально-педагогический патронаж семьи.
- Беседа.
- Консультации.
- Наблюдение.
- Тренинги.
- Деловые игры.
- Круглые столы.
Методы реализации.
- Диагностические:
- метод опроса (анкетирование, тестирование)
- наблюдение,
- лекции, беседы,
- психодиагностика
- Метод психологического консультирования.
Средства реализации
- Сбор первичной информации о ребенке и семье (рейды, поликлиника, школа, соседи).
- Ознакомительная беседа с ребенком (лучше в школе, где после наводящих вопросов выясняется отношение родителей к ребенку).
- Обобщение информации с обсуждением далее на заседании ПМП консилиума.
Этапы работы:
- Организационный этап (август)
- Организация и проведение круглого стола с участием специалистов межведомственных организаций.
- Определение состава группы несовершеннолетних и их родителей.
- Организационно-информационное собрание участников Клуба.
II. Диагностический этап (сентябрь-октябрь, май)
- Социально-педагогическая диагностика семей.
- Первичная психологическая диагностика несовершеннолетних и родителей.
- Итоговая психологическая и социально-педагогическая диагностика участников проекта.
- Коррекционно-реабилитационный этап (ноябрь-апрель)
- Организация работы с семьей в Клубе «Семья»
- Индивидуальное консультирование подростков и родителей (психологическое и педагогическое)
- Знакомство с нормативно-правовыми документами, документами, регламентирующими права и обязанности несовершеннолетних, родителей (законных представителей).
- Тренинги для родителей по коррекции детско-родительских отношений
- Тренинги с подростками по коррекции конфликтного, отклоняющегося поведения.
- Совместные тренинги родители и дети по коррекции детско-родительских отношений
- Организация совместных мероприятий.
- Заключительный этап (июнь)
- Подведение итогов.
- Проведение межведомственного круглого стола по итогам и перспективам реализации занятий Клуба «Семья».
План мероприятий.
№
|
Тема занятия
|
Форма работы
|
Дата проведения
|
ответственный
|
1
|
Презентация: «Секреты семейного воспитания»
|
Предметный разговор «Основы семейного благополучия»
|
Август
|
ЗД по УВР. педагог-психолог с приглашением специалистов межведомственных структур
|
2.
|
Диагностика личности несовершеннолетних, детско-родительских отношений
|
Анкетирование, тестирование, рисуночные тесты
|
Сентябрь-октябрь
|
Педагог-психолог, социальный педагог
|
3
|
Роль отца и матери в воспитании детей. Основные права и обязанности родителей и ребенка.
|
Обмен мнениями между родителями.
|
Ноябрь
|
Педагог-психолог, социальный педагог
|
4
|
Семейные ссоры, причины семейных конфликтов. Простительные и непростительные поступки. Пути выхода из конфликтной ситуации.
|
Совместный тренинг детско-родительских отношений
|
Декабрь
|
Педагог-психолог
|
5
|
Права ребёнка в случае, когда родители отстраняются от процесса воспитания ребёнка. Возрождение, укрепление и сохранение эмоционального и физического здоровья детей.
|
Ролевая игра «День наоборот».
|
Январь
|
Педагог-психолог, социальный педагог
|
6
|
Жизнь, которую мы выбираем» профилактика уходов детей из дома.
|
Моделирование ситуаций.
|
Февраль
|
ЗД по УВР
Инспектор ПДН
|
7
|
«Наполни смыслом каждое мгновенье» формирование и развитие навыков перспективного видения, моделирования своего будущего через постановку жизненных целей, оценку возможностей, препятствий и ресурсов для достижения поставленных целей, расширение взгляда на собственную жизнь, оценка временной перспективы жизни.
|
Тренинг для несовершеннолетних.
Совместное творчество родителей и детей к школьной выставке.
|
Март
|
Педагог-психолог.
Классные руководители
|
8.
|
Выбор профессии - залог успеха и процветания в жизни
|
Презентация
|
Апрель
|
Социальный педагог
|
9.
|
Вторичная диагностика
|
Анкетирование, тестирование, рисуночные тесты
|
Май
|
Педагог-психолог
Социальный педагог
|
10
|
Итоговое мероприятие «Что изменилось в нас».
|
Презентация портфолио семьи несовершеннолетними, подготовленной совместно с родителями
|
Май
|
ЗД по УВР педагог-психолог, социальный педагог
|
11
|
Заседание членов Консультативного пункта с приглашением специалистов межведомственных структур
|
Круглый стол по итогам работы
|
Июнь
|
Директор школы
|
Ожидаемые результаты:
- Совершенствование системы совместной деятельности системы профилактики;
- Сокращение численности асоциального поведения подростков;
- Сокращение преступности среди подростков;
- Оказание социально-психологической и педагогической помощи детям, родителям (законным представителям);
- Улучшение внутрисемейных отношений, улучшение микроклимата в семьях;
- Рост педагогической культуры родителей.
На заключительном этапе планируется анализ работы посредством обратной связи с целевой группой на основании обработки данных:
- Отзывы семей, принимающих участие в реализации проекта, отражающие субъективную удовлетворенность о полученных услугах.
- Анкеты для родителей и детей.
- Диагностика психоэмоционального состояния участников с применением проективных методик.
В целях информирования населения о ходе и результатах работы Клуба «Семья» и распространения положительного опыта планируется:
- Взаимодействие со средствами массовой информации:
- публикация статей в педагогических изданиях;
- Выпуск буклетов.
- Фотоотчет о работе.
.
|