Литературное чтение
Адаптированная рабочая программа обучения
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа обучения по окружающему миру для 5 «Б» класса составлена на базовом уровне начального общего образования для слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3) в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
- Приказом Минобразования и науки РФ от 19.12 2014 за № 1598 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья» с изменениями на08.11.2022г;
- Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. № 1023“Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 за № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648–20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Постановлением Главного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.03.2021№ 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022г за № 858;
-Адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования
Для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3)ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»;
- Адаптированной рабочей программой воспитания ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
- и на основе программы специальных (коррекционных) учреждений «Русский язык/Чтение и развитие речи». Авторы: А.К.Аксёнова, С.В.Комарова, Э.В.Якубовская (под редакцией кандидата психологических наук, профессора И.М.Бгажноковой .
Адаптированная рабочая программа составлена для реализации в 5 «Б» классе, где обучаются дети со сложным дефектом развития, в том числе: умственная отсталость, нарушения зрения, речевые нарушения. У обучающихся снижено внимание, что проявляется в трудностях привлечения внимания, невозможностью длительной его концентрации, наличии быстрой и легкой отвлекаемости, рассеянности, низком объеме.
Для детей данного класса характерны следующие особенности зрительного восприятия: значительное снижение объема восприятия, его дифференцированности, появление глобализации восприятия, возникновения значительных трудностей восприятия объектов, требующих тонкого анализа частей и свойств и др. У подавляющего большинства обучающихся отмечается нарушение речевого развития, при этом страдают все компоненты речи: лексика, звукопроизношение, грамматический строй. Нарушение грамматического строя речи проявляется во фрагментарности, структурой неоформленности предложений, в пропусках главных членов. Для них характерен замедленный темп развития связной речи, качественные ее особенности: трудности вербализации, трудности понимания причинно-следственных связей, временных и пространственных обозначений, малый словарный запас.
Так же у обучающихся нарушено мышление (слабость мышления, недостаточная дифференцированность обобщений, ситуативность, нарушение способности к обобщению, что значительно усугубляется, с одной стороны, неполноценностью чувственной информации, с другой, - неполноценностью других мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования и др.). Мышление характеризуется косностью, тугоподвижностью.
У детей наблюдаются нарушения строения и мотивации деятельности, проявляющееся в неправильном соотношении цели и действия, вследствие чего выполнение действий приобретает формальный характер, не рассчитанный на получение реально значимых результатов. Обучающиеся часто подменяют или упрощают цель деятельности, поставленную задачу они зачастую выполняют без предварительной ориентировки в ней, без должного анализа содержащихся в ней данных, что свидетельствует о нарушении ориентировочной основы действия. Для многих из них характерно недостаточно критичное отношение к результатам, полученным в процессе деятельности, наличие низкого уровня развития познавательных интересов.
Все обучающиеся умеют читать, при этом у большинства техника чтения находится на низком уровне: слоговое чтение, местами переходящее в побуквенное; при чтении допускаются следующие ошибки: замена сходных по написанию или парных по звонкости-глухости букв, неправильная постановка ударения, чтение с несоблюдением границ предложений; понимание прочитанного самостоятельно эпизодическое или отсутствует; выразительность отсутствует. Пересказ прослушанного или прочитанного неполный, по наводящим вопросам.
Скачать программу |