Визитная карточка школы
История школы.
Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат осуществляет обучение слепых и слабовидящих детей Школа – единственная в Забайкальском крае, в которой обучаются дети с нарушением зрения единственное учебное заведение для слепых и слабовидящих детей в Забайкальском крае. История школы начинает свой отчет с 1950г, когда по решению Читинского облисполкома в городе Петровск-Забайкальский была открыта школа для слепых детей. Первыми ее учениками стали дети, которым исполнилось 7 лет и те, которые должны были учиться в 6-7 классах. Всего чуть больше 10 чел. В 1955г в школе обучается уже 60 чел. Первый выпуск учащихся состоялся в 1958г, их было всего 9 человек. С 1964 года школа обучает слабовидящих учащихся.
С 1959г по 1985г школу возглавлял участник Великой Отечественной войны, Отличник народного просвещения Николай Васильевич Соболев. Это по его инициативе в школе-интернате проводилась краеведческая работа: найдены могилы солдат, умерших от ран в госпитале нашего города, установлены памятники-обелиски. По сложившейся традиции учащиеся ежегодно ухаживают за этими памятниками.
В 1992г создан семейный тип воспитания. В школе было организовано 5 разновозрастных семей, которые учились создавать в своем доме уют, учились жить вместе, делиться радостями друг с другом.
В 1993 г осуществляется переход на среднее (полное) образование с дополнительной начальной профессиональной подготовкой «массажист». Выпускники нашей школы работают массажистами в поликлиниках, больницах, санаториях, курортах, в спортивных сборных Забайкальского края и за его пределами.
Замечательные городские конкуры духового оркестра, ВИА, сводного хора, где наши учащиеся наравне с другими детьми города принимали участие и занимали призовые места. Школа радовалась каждой победе своих воспитанников.
В 1997г открывается диагностическая группа детского сада в которую принимаются дети в возрасте от 4 лет.
12 октября 2012г в школе-интернате создан детский этнографический музей-мастерская «Народы Забайкалья». Музей представлен 4 разделами: «Семейские», «Казаки», Буряты» и «Эвенки» Учащиеся знакомятся с культурой народов Забайкалья, с бытом, условиями проживания, изучают и шьют костюмы народностей, строят макеты жилища, осваивают народные ремесла.
С 2016 года школа осуществляет обучение детей – воспитанников ГСУ СО «Петровск-Забайкальский детский дом для умственно отсталых детей».
Сменяются поколения воспитанников, меняются жизненные ситуации, а школа продолжает работать в соответствии с изменившимися требованиями.
История продолжается..........
И сегодня школа-интернат представляет собой учебный комплекс, в котором обучаются и живут воспитанники с различными заболеваниями глаз, с остротой зрения на лучше видящем глазу с переносимой коррекцией от 0,05 до 0,4, дети с более высокой остротой зрения при наличии прогрессирующего заболевания. В школу принимаются слепые дети, которые обучаются по системе Л.Брайля.
В настоящее время педагогическим коллективом школы руководит Ржевцев
Владислав Васильевич. ЗД по УВР – Казанцева Татьяна Викторовна
Школа-интернат осуществляет воспитание и обучение по программам:
- АООП НОО вар 4.2: 4.3: 6.3; 6,4, 8.3; 8.4;
- АООП ООО для слепых и слабовидящих обучающихся;
- АООП СОО для слепых и слабовидящих обучающихся;
- АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР вар 2; вар 1;
- АООП слепых и слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Формы обучения: очная, индивидуальная.
Приоритет развития школы-интерната сосредоточен в следующих областях деятельности:
- в образовательной сфере:
- разработка и внедрение новых подходов в учебно-воспитательном процессе, ориентированных на успешную социализацию детей с нарушением зрения с учетом индивидуальных особенностей личности каждого ребенка и возможности усвоения ими учебной программы, на основе развития компенсаторных процессов:
- итоги апробации и реализации ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО.
- реализация предпрофессиональной и профессиональной подготовки детей с нарушением зрения в условиях коррекционного учреждения, с целью создания основы для осознанного выбора и освоения профессии, адаптации личности к жизни в обществе;
- реализация коррекционно-развивающих программ через внедрение новых современных технологий.
- использование интегративного подхода как механизма взаимосвязи основного и развитой системы дополнительного образования;
- реализация системы мониторинга и ее оптимизация по осуществлению контроля качества обучения;
- внедрение системы учета индивидуальных достижений обучающихся «Портфолио ученика».
- в сфере психолого-педагогического обеспечения учебно-воспитательного процесса:
- использование психолого-педагогического инструментария и проведение обследования учащихся и воспитанников с целью выявления у них ведущих мотивов и интересов;
- внедрение психолого-педагогического пакета для диагностики, педагогического сопровождения и социального самоопределения учащихся;
- дальнейшее развитие технологий психологической безопасности в образовательном пространстве школы-интерната;
- использование технологий психолого-педагогической поддержки социального и профессионального самоопределения обучающихся.
- реализация программы социально-психолого-педагогического и медицинского сопровождения на всех этапах обучения и воспитания учащихся.
- в сфере кадровой политики :
- формирование стратегических преимуществ школы-интерната путем удовлетворения потребностей учреждения в компетентных, высокомотивированных специалистах, приверженных ценностям педагогической профессии;
- повышение компетентности педагогического кадрового потенциала школы-интерната, развитие мотивации к овладению новыми психолого-педагогическими технологиями;
- активизация работы по повышению качества преподавания за счет повышения квалификации педагогического состава;
- психолого-педагогическая подготовка воспитателей;
- организация публикаций статей и методических работ педагогов по результатам инновационной и экспериментальной деятельности;
- в сфере укрепления материально-технической базы:
- оптимальная, с точки зрения образовательного эффекта, работа по реализации ФГОС ОВЗ НОО, ФГОС УО в части условий обучения, сохранение материально-технической базы и максимально эффективное целевое использование имеющегося тифлооборудования,
- реализация программы «Доступная среда».
- в сфере информатизации образовательной среды:
- формирование ИКТ-компетентности учащихся.
- в сфере системы воспитательной деятельности и дополнительном образовании:
- использование новых форм организации воспитательной работы, направленных на гражданственно-патриотическое, экологическое воспитание, развития трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, выработку устойчивых нравственно-эстетических ориентиров обучающихся;
- функционирование самоуправления школьного совета как наиболее эффективной формы управления, обеспечивающей активное участие родителей и учащихся в соуправлении школы-интерната;
- организация клубной деятельности, как способа реализации личностных интересов, потенциальных способностей и склонностей воспитанников школы-интерната;
- воспитание нравственного, самостоятельного, активного гражданина, с четко выраженной, позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.
- в сфере сохранения и укрепления здоровья:
- комплексный подход и внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с учащимися с нарушением зрения;
- разработка и внедрение комплексного мониторинга здоровья детей и оценка эффективности здоровьсберегающей деятельности школы-интерната;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки обучавшихся и оптимизация индивидуального образовательного маршрута ребенка;
- организация воспитательной работы по формированию у обучающихся, воспитанников ценностного отношения к своему здоровью и обучению навыкам ЗОЖ. Реализация программы «Школа здоровья»
- в сфере управления деятельностью школы-интерната:
- создание условий для функционирования школы-интерната в режиме развития;
- оптимизация распределения функциональных обязанностей администрации по управлению школой-интернатом в режиме развития;
- привлечение к управлению школой-интернатом учащихся, родителей, общественных организаций;
- дальнейшее развитие различных форм сотрудничества с общественными институтами, организациями;
- совершенствование материально-технической и информационной базы учебно-воспитательного процесса.
В школе ведется предпрофессиональная подготовка к получению профессии «массажист». В старших классах учащиеся изучают такие предметы, как латинский язык, анатомия, введение в специальность, основы массажа, сестринское дело. После окончания школы выпускники поступают в Читинский медколледж, Петровск-Забайкальское медицинское училище.
Также школа реализует коррекционно-развивающие программы, включающие коррекцию познавательной деятельности, предметно-практическую деятельность, коррекцию зрительного восприятия, ЛФК, социально-бытовую ориентировку, ритмику, ориентацию в пространстве, коррекцию речи. Коррекционно-развивающая работа в школе строится с учетом особых образовательных потребностей детей с нарушением зрения и заключений краевой психолого-медико-педагогической комиссии. Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с нарушением зрения и оказание помощи детям этой категории в освоении программ обучения.
Режим работы: пятидневная учебная неделя для обучающихся 1-6классов, шестидневная – для остальных обучающихся. В шестой день недели проводятся занятия внеурочной деятельности, КРЗ. Занятия проводятся в одну смену. Вторая половина дня посвящена работе кружков, секций общешкольным и групповым мероприятиям, самоподготовке. Дети получают не только академические знания по предметам, но и развиваются творчески, участвуют и побеждают в научно-практических конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах, мероприятиях различных уровней. Они с радостью творят, занимаются в кружках по интересам. Растут позитивными и успешными, уверенными в себе и готовыми к преодолению любых жизненных трудностей.
В школе-интернате созданы условия для социальной адаптации, профилактики, лечения и развития остаточного зрения, компенсации недостаточного зрительного опыта и психологических особенностей, обусловленных заболеваниями.
Учащиеся нашей школы уникальны. Да, нарушенное зрение не дает им возможности видеть мир во всем богатстве красок, но этот недостаток они компенсируют ярким проявлением иных способностей: феноменальной памятью, фантазией, музыкальностью, интуицией, богатством внутреннего мира и человеческой чуткостью. Учащиеся школы показывают высокие результаты в конкурсах, фестивалях, олимпиадах разных уровней.
Созданное в школе специальное образовательно-воспитательное и коррекционное пространство школы-интерната, включает наличие доступной инфраструктуры, дизайн внутреннего пространства, тифлооборудования, соблюдение офтальмоэргономических условий, и конечно, наличие квалифицированных кадров, владеющих специальными методами, приемами, технологиями коррекционного обучения и воспитания.
- школе работают педагоги, мастера своего дела, с активной жизненной позицией, профессиональным долгом. Учителя воспитатели и специалисты осуществляют образовательный процесс, учебную и дополнительную деятельность, тесно взаимодействуют с учениками, родителями, и стремятся к тому, чтобы каждый обучающийся сумел раскрыть свои потенциальные способности для дальнейшей их реализации, был успешным в будущем.
Категория педагогических кадров:
Учителя- 33 чел
Воспитатели 12 чел
Педагог-организатор 1
Специалисты – 3 чел
Образование педагогических кадров :
Высшее педаг:
Учителя – 23
Воспитатели – 2
Специалисты – 3
Высшее непедагогическое:
Учителя – 4
Воспитатель- 1
Среднее специальное
Учителя – 6чел
Воспитатели – 9
Прошли дополнительную профессиональную переподготовку по специальности «тифлопедагог», «олигофренопедагог», «дефектолог» - 34чел
Среди педагогов 4 учителя высшей категории, 8 учителей 1 категории. В школе работают педагоги, которые за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в развитие образования награждены:
- медалью-ордена «За заслуги перед Отечеством» - Ржевцев Владислав Васильевич;
- нагрудным знаком « Почетный работник сферы образования РФ» - Казанцева Татьяна Викторовна;
- нагрудным знаком «Заслуженный работник образования Забайкальского края» - учитель технологии Макарова Наталья Николаевна, учитель начальных классов Леухина Татьяна Борисовна, воспитатель Карпова Татьяна Алексеевна; учитель музыки Андреева Ольга Николаевна, директор школы Ржевцев Владислав Васильевич, учитель начальных классов Малкова Татьяна Анатольевна
- Почетной грамотой Министерства образования РФ воспитатели Самотина Татьяна Владимировна, Карпова Татьяна Алексеевна, Зуева Любовь Борисовна; учитель начальных классов Малкова Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы Дашко Наталья Сергеевна, педагог-организатор Дутова Валентина Георгиевна