Государственное общеобразовательное учреждение «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Рассмотрена Утверждаю
на заседании педагогического Приказ №__ от «__»______2021г
совета
Протокол № 1 от «27»августа 2021г Директор школы:_________В.В.Ржевцев
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
на 2020-2025 гг.
. Петровск-Забайкальский
2021 г
Программа воспитания (далее - Программа) ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» (далее школа-интернат) разработана в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся» от 31 июля 2020г № 304 –ФЗ; стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025года (2015г); Указа Президента РФ от 7 мая 2018г «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024года»; Указа Президента РФ от 21 июля 2020г № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030года»; с методическими рекомендациями «Примерной программы воспитания», утверждённой 02.06.2020 года на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) общего образования.
Данная программа направлена на приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе, а так же решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа является обязательной частью основных общеобразовательных программ школы-интерната и призвана помочь всем участникам образовательного процесса реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности и тем самым сделать школу воспитывающей организацией. Вместе с тем, Программа призвана обеспечить достижение обучающимся личностных результатов, определенные ФГОС ОВЗ, ФГОС ООО, ФГОС СОО: формирование у них основы российской идентичности; готовность к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности школы.
Программа воспитания ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» включает в себя четыре основных раздела:
Раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса», в котором кратко описывается специфика деятельности в сфере воспитания.
раздел «Цель и задачи воспитания», в котором на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
Раздел «Виды, формы и содержание деятельности», в котором показано, каким образом будет осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из инвариантных и вариативных модулей. Инвариантными модулями являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», «Самоуправление» и «Профориентация». Вариативные модули: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы»,
показывают, каким образом в школе-интернате осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы.
К программе воспитания прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы.
Данная программа воспитания показывает систему работы со слепыми и слабовидящими обучающимися в школе-интернате.
РАЗДЕЛ 1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ- ИНТЕРНАТЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Школа-интернат единственное учреждение в Забайкальском крае, где обучаются дети с нарушением зрения. Открыта в 1950г по решению Читинского облисполкома. С 2001 году школа-интернат располагается в трехэтажном благоустроенном здании, приспособленным под школу.ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа» является средней общеобразовательной школой. Обучение ведётся с 1 по 12 класс по трем уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование. Также школа-интернат осуществляет обучение детей со сложной структурой дефекта (слепые и слабовидящие с интеллектуальными нарушениями, слабовидящие с РАС, НОДА), с 2016года – воспитанников ГСУ СО «Петровск-Забайкальский детский дом-интернат» для умственно отсталых детей» (ТМНР).
Школа-интернат удалена от культурных центров, спортивных школ и школ искусств. Качество сети Интернет невысокое. Район «Мясокомбинат» города Петровск – Забайкальского, в котором находится школа-интернат, относится к старой части города, в которой также нет новостроек, культурных объектов. Данные факторы не могут не вносить особенности в воспитательный процесс. Но следствием этого являются и положительные стороны:
- Социокультурная среда района более консервативна и традиционна, сохраняется внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Природная среда естественна и приближена к людям.
- Круг общения обучающихся здесь не столь обширен, но само общение отличается детальным знанием окружающих людей. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к традициям, почитание старших, взаимопомощь и это способствует установлению доброжелательных и доверительных отношений между педагогами, школьниками и их родителями. В небольшом коллективе обучающихся интенсивнее идет процесс установления межличностных контактов, существует реальная возможность проявить себя в общем деле и при создании ситуации совместного поиска стимулируется активность учащихся и учителей. Нет резкой обособленности между классами, учащимися разного возраста.Запрос социума – создать в школе оздоровительно-культурную-досуговую деятельность учащихся, способствующую самосовершенствованию и саморазвитию ученика.Поэтому на базе школы работает система внеурочной деятельности. Это кружки, секции, студии разных направлений.Знание личностных и возрастных особенностей слепых и слабовидящих обучающихся необходимы для организации, планирования, диагностики, консультирования и коррекционной работы в школе.
В школе обучается дети с ограниченными возможностями здоровья, среди них дети-инвалиды, опекаемые. Обучаются в школе дети из разных районов Забайкальского края, дети-сироты, дети, проживающие на территории города и имеющиеся направления в специализированную образовательную организацию.
В школе-интернате создана система партнерства с социальными организациями и ведомствами:- с учреждениями дополнительного образования: МУДО «Городская станция юных натуралистов»; МУДО «Городской центр детского творчества», МБУДО «Детская художественная школа им Н.Полянского»;
- с учреждениями культуры: Дворец Культуры и Спорта, детская городская библиотека, Музей Декабристов, Краеведческий музей;
- с учреждениями ОВД, Прокуратуры, ГИБДД, МУЦРБ:
- с общественными организациями: филиалом Забайкальской краевой организации Всероссийского общества слепых, Забайкальская региональная организация Всероссийского общества инвалидов;
- с краевыми учреждениями: ГУК "Специализированная библиотека. для слабовидящих и незрячих" Забайкальского края, ГУ ДО «Центр детского юношеского технического творчества».
В школе функционируют волонтерский отряд, работает школьный этнографический музей-мастерская «Народы Забайкалья».
Сегодня наша образовательная организация работает в инновационном режиме. Коллектив школы-интерната обеспечивает условия для беспрепятственного и равного доступа к качественному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. С марта 2014 года школе-интернату присвоен статус региональной стажировочной площадки по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей», а с декабря 2015г школа становится региональным ресурсным центром по экспериментальной апробации введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и апробации АООП ООО для слепых и слабовидящих обучающихся.
Процесс воспитания в ГОУ«Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» основывается на следующих принципах:
Приоритет безопасности ребенка - неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, а так же при нахождении его в образовательной организации;
Совместное решение личностно и общественно значимых проблем-личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития школьника, а воспитание - это педагогическая поддержка процесса развития личности обучающегося, организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
Системно-деятельностная организация воспитания - интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся осуществляется на основе базовых национальных ценностей, системности, целесообразности и не шаблонности воспитания как условия его эффективности;
Полисубъектность воспитания и социализации - обучающийся включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки, поэтому деятельность нашего образовательного учреждения, всего педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнёрства является ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, вне учебной, внешкольной, общественно значимой деятельности;
Событийность - реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и содержательными событиями, общими совместными делами как предмета совместной заботы и взрослых, и детей;
Ориентация на идеал - воспитание всегда ориентировано на определённый идеал, который являет собой высшую цель стремлений, деятельности воспитания и самовоспитания, духовно-нравственного развития личности. В нашей школе формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания в рамках гражданскопатриотического воспитания, музейной педагогике, что позволяет обучающимся сопоставить свои жизненные приоритеты с духовной высотой, героизмом идеала;
Диалогическое общение - предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога: подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми;
Психологическая комфортная среда - ориентир на создание в образовательной организации для каждого ребенка и взрослого позитивных эмоций и доверительных отношений, конструктивного взаимодействия школьников и педагогов;
Следование нравственному примеру - содержание учебного процесса, вне учебной и внешкольной деятельности наполняется примерами нравственного поведения, особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя, его внешний вид, культура общения и т.д;.
Основными традициями воспитания в школе-интернате являются следующие:
- ключевые общешкольные дела,которые являются стержнем годового цикла воспитательной работы школы и через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ результатов, которые являются важной чертой каждого ключевого дела;
ступени социального роста обучающихся (от пассивного наблюдателя до участника, от участника до организатора, от организатора до лидера того или иного дела) через создание таких условий, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах;
конструктивное межличностное, межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность припроведении общешкольных дел;
ориентация на формирование, создание и активизацию ученического самоуправления, как на уровне класса, так и на уровне школы, на создание детских общественных формирований в рамках реализации подпрограммы «Планета по имени «Школа», на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
формирование корпуса классных руководителей, реализующего по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в том числе и в разрешении конфликтов) функции и т.д.
Основными традициями воспитания в ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат» являются следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и школьников является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие школьников, а также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую.
|