ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная
(коррекционная) школа-интернат»
Принята на Утверждаю:
педагогическом совете Директор школы____________
«31» августа 2017г. Ржевцев В.В.
Скачать концепцию.
Титульный лист
КОНЦЕПЦИЯ
воспитательной системы
ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
на 2017-2022 г.г.
Научить человека быть счастливым — нельзя,
но воспитать его так,
чтобы он был счастливым, можно.
Макаренко А.С.
В жизни каждого ученика школа занимает важное место, так как выступает для ребёнка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает освоить те законы, по которым живёт взрослый мир, реально помочь в самоопределении личности и формировании мировоззрения каждого ученика. Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. Каждый ребёнок - особенный, это бесспорно. И всё же есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении их прав на полноценное образование и воспитание, желание и готовность включить их в детское сообщество. Выбранная система воспитания имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России складывается особая культура поддержки и помощи ребёнку в воспитательно-образовательном процессе психолого - педагогическом сопровождении. Воспитание не в состоянии изменить ситуацию, сложившуюся в обществе и микросреду ученика, но в состоянии помочь выработать необходимое отношение к позитивным и негативным сторонам действительности, приучить к активному участию в преобразованиях современной жизни, сформировать коммуникативные и лидерские качества личности. Это и предстоит решить школе-интернату как институту социализации. На это нацелена воспитательная работа в школе – научить ребенка делать свой выбор в реальном обществе, чтобы не потеряться в многообразии и сложности сегодняшней жизни, гармонично
сочетая духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты познания и освоения жизни. Современное общество нуждается в
способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства.
При разработке концепции воспитательной работы нашей школы-интерната педагогический коллектив использовал собственный немалый опыт воспитательной работы, что помогло не отойти от школьных традиций в воспитании учащихся и систематизировать опыт воспитательной работы педагогов. Идея « Хочешь быть успешным? Будь им!», сформулированная с учётом интересов родителей и детей легла в основу концепции воспитательной системы школы-интерната. Бесспорно, любому человеку необходимо чувство собственной значимости и успешности. Быть УСПЕШНЫМ - сегодня это значит быть физически здоровой, интеллектуально развитой, ценностно-ориентированной, социально активной личностью с креативным и гибким мышлением, способной быстро адаптироваться в условиях современной жизни. В центре образования, в отличие от других общеобразовательных учреждений города, сложный, неоднородный по составу, социальной зрелости, материальному положению, мотивам обучения, уровню подготовки контингента обучающихся. Это дети-сироты, из малообеспеченных и многодетных, неблагополучных семей, одиноких матерей. Педагогическому коллективу необходимо принимать во внимание сложившиеся социально-экономические условия семей учащихся и стремиться к предоставлению максимально возможных образовательных услуг всем учащимся, вне зависимости от их социально-экономического статуса, в целях наиболее полного, гармоничного развития каждого ребенка.
Концепция воспитательной работы школы-интерната предлагает следующее понимание содержания параметров социально активной личности.
-Социально активная личность – это культурный, воспитанный человек.
-Социально активная личность – это духовная личность. Работа в этом направлении подразумевает овладение учащимися общечеловеческими нормами нравственности.
-Социально – активная личность – это личность творческая.
-Социально-активная личность – это гуманная личность.
-Социально активная личность- это успешная личность.
Данная концепция предполагает: разработку Программы воспитательной работы школы-интерната; программ по приоритетным направлениям, совершенствование системы управления воспитательной системой школы; обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных условий развития воспитания; повышение эффективности и качества воспитательной деятельности в образовательном учреждении.
Концепция воспитательной системы школы-интерната разработана в целях создания методологической основы по созданию воспитательной среды в ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат», организацию в ней воспитывающей деятельности и призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход к ее организации, проведению и решению соответствующих проблем. Изменения социально-экономических условий, жесткие требования общества и рынка труда, предъявляемых к молодым людям, вступающим во «взрослую» жизнь с одной стороны и неготовность повернуться к нуждам и проблемам людей с ограниченными возможностями здоровья с другой стороны, обуславливают невостребованность лиц данной категории.
Это ставит перед современной школой задачу подготовки конкурентоспособного выпускника, повышает требования к общей и трудовой подготовке детей с нарушением зрения, а, следовательно, и к организации учебно-воспитательного процесса.
Концепция воспитательной системы школы-интерната строится на основе концепций В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д., Иванова И.П., Щурковой Н.Е. и
развивается в соответствии с законом РФ «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования на период до 2020 года, письмом Министерства образования РФ «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении», Конвенцией о правах ребенка, федеральных законов в сфере образования, Устава школы, Программой развития.
Воспитательная система школы-интерната охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социально-предметной, предметно-эстетической среды, непрестанно расширяющееся воспитательное пространство.
Организация воспитательного процесса в школе закладывает у подрастающего поколения основы общественных идеалов и ценностей, создает условия, при которых каждый ребенок может научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество.
Основными идеями, которые легли в основу воспитательной системы школы-интерната, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, связь с семьей. Воспитательная система создается и развивается в целях оптимизации условий развития и самореализации личности, как воспитанника, так и педагога.
Целевые установки нормативных документов в своей совокупности являются общим ориентиром в воспитательной работе с подрастающим поколением. В своей работе школа-интернат опирается на нормативно-правовые документы Российской Федерации:
-Конституцию Российской Федерации;
-Закон Российской Федерации «Об образовании» (от 10.07.1992 г. №3266-1; в редакции федерального закона от 23.12.2003 г. №186-ФЗ);
-Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года; |