МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»
|
ГС(К)ОУ для обучающихся. воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
УТВЕРЖДАЮ:
|
Ректор
|
_______________ /И.О. Фамилия/
|
«____»_______________2014 г.
|
М.П.
|
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (профессиональной переподготовки «Коррекционная педагогика»)
Технологические аспекты коррекционно-развивающего обучения слепых и слабовидящих обучающихся в условиях специальных (коррекционных) учреждений общеобразовательных организаций
(Стажировочный модуль)
Чита, 2015
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
«Технологические аспекты коррекционно-развивающего обучения слепых и слабовидящих обучающихся в условиях специальных (коррекционных) учреждений и общеобразовательных организаций»
«Технологические аспекты коррекционно-развивающего обучения слепых и слабовидящих обучающихся в условиях общеобразовательных организаций»
/Т.В.Казанцева,/Е.А.Сорокина/ – Чита: ИРО Забайкальского края, 2015. - … с.
Программа предназначена для учителей начальных классов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений
Программа составлена с учетом требований Минобрнауки РФ к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации (или профессиональной переподготовки).
Разработчики: Казанцева Т.В., Сорокина Е.А.
(подпись)
01.10.2015 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
- содержание стажировки
- формы работы стажировки
-оценка результатов стажировки
- образовательный продукт стажеров
- условия проведения стажировки
2. Учебно-тематический план
ã ИРО Забайкальского края, 2015
Пояснительная записка
Выход на требуемый уровень результативности работы школы как значимого социального института российского социума, безусловно, зависит от качества организации образовательного процесса. Инновационное восприятие содержания деятельности педагогов все чаще основывается на линиях - деятельностного подхода и развивающем обучении, когда главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться.
Современный процесс обучения ориентирован на управление учителем познавательной деятельностью школьников, и к концу обучения в школе он должен осуществляться по такой схеме: планирование учениками своей деятельности на уроке – выбор ими источников информации – освоение и присвоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками – самоанализ школьниками результатов работы.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. В нашей школе созданы условия специального пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методами и технологиями коррекционного обучения и воспитания. Грамотное сочетание педагогами школы- интерната традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся, воспитанников познавательной активности, творческих способностей, школьной мотивации в образовательном процессе.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые в нашем учреждении содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании образовательного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
Предлагаемая программа стажировки нацелена на оказание методической и консультативной помощи педагогам образовательных организаций в разработке коррекционной программы, модели ИОМ, СИПР, на овладение навыками применения современных технологий коррекционно-развивающего обучения, позволяющих достичь планируемых результатов АООП с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ по зрению.
Целью стажировки является повышение профессиональных компетенций стажеров в сфере коррекционно-развивающего обучения в условиях внедрения ФГОС для обучения детей с ОВЗ на примере АООП для обучения слепых и слабовидящих детей.
Задачи:
- Познакомить стажеров с моделью коррекционно-развивающей работы в условиях специализированной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей;
- Оказать содействие в освоении участниками стажировки навыков проектирования АООП НОО на примере разработки АООП НОО для слепых и слабовидящих детей
- Сформировать у стажеров понимание требований к разработке коррекционной программы, модели индивидуального образовательного маршрута, специальной программы педагогической реабилитации;
- Подготовить перечень предложений по разработке в общеобразовательных организациях АООП НОО.
Ожидаемые результаты:
Результатами стажировки является повышение профессиональных компетенций стажеров в сфере коррекционно-развивающего обучения в условиях внедрения ФГОС для обучения детей с ОВЗ на примере АООП для обучения слепых и слабовидящих детей и определены в следующем:
- На основе изученного опыта выделить особенности коррекционно-развивающей работы в условиях специализированной школы-интерната для слепых и слабовидящих детей;
- Разработать вариант АООП НОО (макет, организационную схему, проект) с учетом условий общеобразовательной организации.
- Оформить требования к варианту коррекционной программы, модели ИОМ, СИПР, индивидуальной карты комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях конкретного образовательного учреждения.
Индикаторы результативности стажерской практики:
1. Доля стажеров, участвовавших в экспертизе нормативных документов школы-организатора стажерской практики;
2. Доля стажеров, участвовавших в анализе посещенных занятий, уроков;
3.Доля стажеров, подготовивших:
- вариант АООП НОО;
- вариант коррекционной программы
- вариант индивидуального образовательного маршрута;
- вариант карты сопровождения в условиях реализации ФГОС для обучения детей с ОВЗ;
3. Доля стажеров, повысивших уровень компетентности в рамках планируемых задач.
4. Доля стажеров, удовлетворенных организацией стажировочного мероприятия.
Содержание стажировки:
Стажерская практика предусматривает выполнение стажерами практических заданий (стажерских «проб»). Стажерские «пробы» включают следующие виды деятельности:
1. опыт проектирования коррекционной программы в рамках АООП НОО с учетом особенностей слепых и слабовидящих детей.
2.мониторинг уровня профессиональной готовности педагогов к реализации коррекционно-педагогической деятельности в соответствии с требованиями Стандарта.
3. создание методических рекомендаций по обучению и воспитания слабовидящего ребенка
4.особенности организации коррекционно-развивающей среды в условиях СКОШИ, проектирование ИОМ ребенка с ОВЗ, создание индивидуальной карты комплексного сопровождения ребенка.
5.подготовка плана реализации коррекционной работы в условиях реализации ФГОС ООО в «своем» образовательном учреждении.
Стажировка будет осуществляться как в форме однократного обучения, так и в нескольких распределенных во времени, модулей:
Раздел 1: «Психолого-педагогические аспекты сопровождения слепых и слабовидящих детей в рамках коррекционно-развивающей работы в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ»
Раздел 2: «Организация коррекционно-развивающего пространства для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС НОО для детей ОВЗ»
Формы работы стажировки:
Стажировка предусматривает:
-предварительную самостоятельную теоретическую подготовку по теме стажировки с обязательным подтверждением данной работы на площадке;
-работа в малых группах – проектирование основных компонентов коррекционной программы, самостоятельная работа стажеров над проектами, презентация результатов проектирования;
-включенное наблюдение: посещение открытых занятий, уроков с коррекционной направленностью, активное наблюдение за работой детей; обзорная экскурсия. Изучение моделей коррекционно-развивающего образовательного пространства в СКОШИ;
-аналитические семинары по итогам включенного наблюдения;
-выставки – презентации, раскрывающие деятельность школы по теме стажерской практики, методический комментарий к материалам выставки;
работников;
-участие в практико-ориентированном семинаре, деловой игре;
-разработка педагогического продукта, проекта как результата стажировки.
В ходе реализации программы стажировки предполагается использование методов проблемного и проектного обучения, интерактивных форм, которые предусматривают актуализацию творческого потенциала стажеров, их самостоятельность и инициативу.
Оценка результатов стажировки будет осуществляться в двух аспектах:
Внешняя оценка результатов стажеров. Внешнюю оценку эффективности результатов стажировки проведет экспертная группа, созданная из числа представителей администрации, педагогов школы-интерната.
-Самооценка стажерами собственных результатов с использованием интерактивных технологий:
1.Формы представления зачетных стажерских проб (по выбору стажирующегося)
2.Разработка, представление или публичная защита стажером собственной модели любого раздела данной стажировочной площадки.
Образовательный продукт стажеров в ходе освоения содержания программы индивидуальный образ- проект (коррекционной программы, СИПР, карты комплексного сопровождения ребенка), разрабатываемый стажером или группой стажеров на основе транслируемого опыта и его адаптация к условиям конкретного ОУ.
Итоговый продукт:
-Информационно-практическое пособие, которое будет являться дидактическим и методическим сопровождением к данному модельному проектировочному курсу;
-методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с нарушением зрения;
-индивидуальная карта комплексного сопровождения ребенка с нарушением зрения;
-методические рекомендации по составлению СИПР.
Специфика стажировки:
Особенности организации и содержания коррекционно-развивающей среды, коррекционной направленности урока, занятия в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушением зрения.
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Забайкальского края»
ГС(К)ОУ для обучающихся. воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»