Пояснительная записка.
Необходимые изменения в образовании обучающихся с ОВЗ, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-ОВЗ), практически зафиксировавшим те объективные изменения, которые уже происходят в обществе (новые цель и содержание образования, новое целеполагание при проектировании адаптированных основных образовательных программ, внедрение современных образовательных технологий и средств обучения, новые требования ко всем работникам системы образования).
ФГОС ОВЗ предъявляет серьезные требования к условиям реализации адаптированных основных образовательных программ. Задача обеспечения реализации этих требований стоит, прежде всего, перед руководителями образовательных учреждений. Настоящая программа повышения квалификации направлена на подготовку руководителей и педагогов учреждений образования к эффективному внедрению и реализации ФГОС ОВЗ.
Программа стажировки руководящих и педагогических и кадров разработана в соответствии с квалификационными требованиями к руководителям образовательных учреждений, заместителям директоров, непосредственно организующим процесс управления образовательным учреждением и педагогическим работникам, осуществляющим образовательную деятельность.
Слушателям стажировки предлагаются задания по введению ФГОС ОВЗ с учетом конкретных условий пространства своего образовательного учреждения.
Кроме практики самостоятельного описания проекта реализации ФГОС-ОВЗ, слушатели получают возможность апробировать разработанные материалы в аудитории, которая может компетентно оценить качество созданного продукта, указать на имеющиеся недоработки, помочь исправить содержательные пробелы. Такая предварительная апробация проекта и его качественный профессиональный анализ помогают слушателям стажировки повысить самооценку, утвердиться в желании использовать новые педагогические технологии в работе с детьми с ОВЗ и в дальнейшем активно работать в данном направлении с учетом изменяющейся ситуации, тех задач, которые стоят перед педагогическим коллективом конкретного образовательного учреждения. Слушателям стажировки предлагаются задания с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения.
Цель программы – повышение квалификации руководителей и педагогических работников ОУ по вопросам реализации и введения ФГОС-ОВЗ начального общего образования, в вопросах формирования жизненных компетентностей у слабовидящих обучающихся.
Задачи:
- познакомить слушателей с организацией работы по внедрению новых образовательных стандартов, нормативно-правовой базой, необходимой для введения ФГОС-ОВЗ;
-разработать пакет проектов нормативных документов по ФГОС-ОВЗ конкретной школы слушателями стажировки;
- сформировать у стажеров представление о понятиях «академический компонент», «жизненная компетентность»;
- организовать деятельность стажеров выявлению собственных профессиональных дефицитов в вопросах формирования «жизненной компетентности» у учащихся с ОВЗ;
- анализу, на основе актуализации собственного опыта во взаимодействии с коллегами способности формировать и оценивать жизненные компетентности учащегося.
Целевая группа программы стажировки: руководящие и педагогические работники общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных школ Петровск-Забайкальского района и города.
Ожидаемые результаты:
Результатами стажировки является повышение профессиональных компетентностей руководящих и педагогических работников в вопросах реализации и введения ФГОС-ОВЗ начального общего образования, в частности:
1. знание сущности инновационного опыта стажировочной площадки на базе Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы-интернат;
2. ознакомление с нормативно-правовой базой введения ФГОС-ОВЗ, с алгоритмами вариантов обучения обучающихся на примере ФГОС НОО для слепых и слабовидящих обучающихся;
3. на основе изученного опыта уметь выделять особенности формирования жизненных компетенций у обучающихся с ОВЗ;
4. разработать вариант формирования жизненных компетенций по направлению «Овладение навыками коммуникации», показателей оценки уровня социализации по трем уровням.
5. технологическая готовность к реализации введен я ФГОС-ОВЗ в условиях «своего» образовательного учреждения.
Индикаторы результативности стажерской практики:
1. Доля стажеров, повысивших свою компетентность в рамках планируемых задач;
2. Доля стажеров, участвующих в анализе посещенных уроков и занятий;
3. Доля стажеров, включенных в активную стажировочную практику;
4. Доля стажеров, подготовивших индикаторы по одному их направлений формирования жизненной компетенции; показателей оценки уровня социализации.
Содержание стажировки:
1.Содержание стажировки предусматривает работу стажеров по теоретическому аспекту темы стажировочной площадки;
2. Опыт проектирования «жизненных» компетентностей в рамках одного направления с учетом особенностей слабовидящих обучающихся;
3. Особенности формирования жизненных компетенций в рамках организации урочной деятельности и внеурочного занятия.
4. основные подходы к оценке уровня социализации слабовидящих обучающихся.
Планируемы результаты освоения модулей:
Стажеры, освоившие программу модулей, должны:
Знать:
- нормативно-правовую базу введения ФГОС ОВЗ НОО в практику работы общеобразовательного учреждения;
- требования к вариантам АООП ФГОС-ОВЗ НОО;
- коррекционно-развивающие технологии, способствующие формированию жизненных компетентностей обучающихся с ОВЗ на примере урочных и внеурочных занятий со слабовидящими обучающимися.
Уметь:
- использовать в практике работы варианты программ ФГОС- ОВЗ;
- проектировать учебные занятия и занятия внеурочной деятельности в игровой, здоровьсберегающей, коррекционно-разивающей, дифференцированной технологиях, с целью формирования жизненных компетенций ребенка с ОВЗ.
Владеть:
- методами проектирования жизненных компетенций в условиях реализации вариантов АООП для детей с ОВЗ;
- основными подходами к оценке уровня социализации обучающихся с ОВЗ на примере опыта школы-интерната в работе со слабовидящими и слепыми детьми.
Обладать:
- ключевыми профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требования ФГОС ОВЗ НОО.
Основные формы работы стажировочной площадки: деловая игра, педагогическое моделирование и проектирование, элементы социально-психологического тренинга.
Стажировка предусматривает обучение:
Дистанционно:
- предварительную самостоятельную теоретическую подготовку по теме «Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС ОВЗ НОО с обязательным подтверждением данной работы на площадке (обсуждение тестирование);
Очно:
- участие в практических семинарах,
- участие в круглом столе по итогам включенного наблюдения: посещения уроков, занятий, наблюдение за работой детей, посещение выставок, обзорная экскурсия;
- выставки-презентации, раскрывающие деятельность школы по теме стажерской практики, методический комментарий к материалам выставки;
- работа в группах – заполнение индикаторов формирования жизненной компетенции по одному направлению, показателей оценки подходов к уровню социализации;
- презентация собственного опыта
В ходе реализации программы стажировки предлагается использование методов проблемного и проектного обучения, интерактивных форм, которые предусматривают актуализацию творческого потенциала стажеров, их самостоятельность и инициативу.
Оценка результатов стажировки будет осуществляться в двух аспектах:
Внешняя оценка результатов стажеров. Внешнюю оценку эффективности результатов стажировки проведет экспертная группа, созданная из числа представителей администрации, педагогов школы-интерната.
-Самооценка стажерами собственных результатов с использованием интерактивных технологий:
1.Формы представления зачетных стажерских проб (по выбору стажирующегося)
2.Разработка, представление или публичная защита стажером собственной модели любого раздела данной стажировочной площадки.
Образовательный продукт стажеров в ходе освоения содержания программы индивидуальный образ- таблица основных подходов к оценке результатов социализации, формирования жизненных компетенций по направлению «овладение навыками коммуникации
Итоговый продукт:
-Информационно-практическое пособие, которое будет являться дидактическим и методическим сопровождением к данному модульному проектировочному курсу;
- методические рекомендации по обучению и воспитанию разных категорий учащихся с ОВЗ
Специфика стажировки:
Особенности организации и содержания образовательной среды, коррекционно-развивающей направленности урока, занятия по формированию жизненных компетентностей в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушением зрения.