Воскресенье
19.05.2024
12:00
Категории раздела
Мероприятия [8]
Публикации [2]
Профилактика правонарушений [11]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

«Модель организации образовательного процесса в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Забайкальский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

 

ГС(К)ОУ для обучающихся. воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

УТВЕРЖДАЮ:

 

Ректор

_______________ /И.О. Фамилия/

 

«____»_______________2015 г.

М.П.

 

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (профессиональной переподготовки)

 

Модель организации образовательного процесса в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида

( наименование программы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчики программы:

 

Казанцева Т.В.  ЗД по УВР

Сорокина Е.А.  учитель

Чита, 2015

 

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (или профессиональной переподготовки) 

 

 Модель организации образовательного процесса в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида

  название

/ Казанцева Т.В.  ЗД по УВР, Сорокина Е.А.  учитель

Чита: ИРО Забайкальского края, 2015.

 

Программа предназначена для руководящих и педагогических работников общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ

 

Программа составлена с учетом требований Минобрнауки РФ к дополнительной профессиональной образовательной программе повышения квалификации (или профессиональной переподготовки).

Разработчики __________________Т.В.Казанцева

                                         (подпись)                  Е.А.Сорокина

 

 

09.12.2015 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ã   ИРО Забайкальского края, 2015

 

Государственное   образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Забайкальского края» 

ГС(К)ОУ для обучающихся. воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

                                                     

 

   «УТВЕРЖДАЮ»

Директор ……………………

Проректор по учебной работе_________                                                                    

                                                И.О.Фамилия

 

 

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН МОДУЛЯ

 

 дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки

 

 

«Модель организации образовательного процесса в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 3-4 вида

 

Пояснительная записка.

Необходимые   изменения в образовании обучающихся с ОВЗ, определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС-ОВЗ),   практически зафиксировавшим те объективные изменения, которые уже происходят  в обществе (новые цель и содержание образования, новое  целеполагание при проектировании  адаптированных основных образовательных программ, внедрение современных образовательных технологий и средств обучения, новые требования ко всем работникам системы  образования).

ФГОС ОВЗ  предъявляет серьезные требования к условиям реализации  адаптированных  основных образовательных программ. Задача обеспечения реализации этих требований стоит, прежде всего, перед руководителями образовательных учреждений. Настоящая программа повышения квалификации направлена на подготовку руководителей и педагогов учреждений образования  к эффективному внедрению и реализации ФГОС ОВЗ.

Программа стажировки  руководящих и педагогических и  кадров разработана в соответствии с ква­лификационными требованиями  к руко­водителям образовательных учреждений, замес­тителям директоров,  непосредственно организующим процесс управления образовательным учреждением и педагогическим работникам, осуществляющим образовательную деятельность.

Слушателям  стажировки предлагаются задания по введению ФГОС ОВЗ  с учетом конкретных условий пространства своего образовательного учреждения.

Кроме практики самостоятельного описания про­екта реализации ФГОС-ОВЗ, слушатели получают воз­можность апробировать разработанные материалы в аудитории, которая может компетентно оценить качество созданного продукта, указать на имеющие­ся недоработки, помочь исправить содержательные пробелы. Такая предварительная апробация проек­та и его качественный профессиональный анализ помогают слушателям стажировки повысить самооценку, утвердиться в желании использовать новые педаго­гические технологии  в работе с детьми с ОВЗ и в дальнейшем активно работать в данном направлении с учетом изменяющейся ситуации, тех задач, кото­рые стоят перед педагогическим коллективом конк­ретного образовательного учреждения. Слушателям стажировки предлагаются задания  с учетом конкретных условий своего образовательного учреждения.

         Цель программы – повышение квалификации руководителей и педагогических работников ОУ по вопросам реализации и введения ФГОС-ОВЗ начального  общего образования, в вопросах формирования жизненных компетентностей у слабовидящих обучающихся.

Задачи:

- познакомить слушателей с организацией работы по внедрению новых образовательных стандартов, нормативно-правовой базой, необходимой для введения ФГОС-ОВЗ;

-разработать пакет проектов нормативных документов по ФГОС-ОВЗ конкретной школы слушателями стажировки;

- сформировать у стажеров представление  о понятиях «академический компонент», «жизненная компетентность»;

- организовать деятельность стажеров выявлению собственных профессиональных дефицитов в вопросах формирования «жизненной компетентности» у учащихся с ОВЗ;

-  анализу, на основе актуализации собственного опыта во взаимодействии с коллегами  способности  формировать и оценивать  жизненные компетентности учащегося.

Целевая  группа программы стажировки: руководящие  и педагогические работники общеобразовательных, специальных (коррекционных) образовательных  школ Петровск-Забайкальского  района и  города.

Ожидаемые результаты:

Результатами стажировки является   повышение профессиональных компетентностей руководящих и педагогических работников  в вопросах реализации и введения ФГОС-ОВЗ начального  общего образования, в частности:

1. знание сущности инновационного опыта стажировочной площадки на базе Петровск-Забайкальской специальной (коррекционной) школы-интернат;

2. ознакомление с нормативно-правовой базой введения ФГОС-ОВЗ, с алгоритмами вариантов обучения обучающихся на примере ФГОС НОО для слепых и слабовидящих обучающихся;

3. на основе изученного опыта уметь выделять особенности формирования жизненных компетенций  у обучающихся с ОВЗ;

4. разработать вариант формирования жизненных компетенций по направлению «Овладение навыками коммуникации»,  показателей оценки уровня социализации по трем уровням.

5. технологическая готовность к реализации введен я ФГОС-ОВЗ  в условиях «своего» образовательного учреждения.

Индикаторы результативности стажерской практики:

1. Доля стажеров, повысивших свою компетентность в рамках планируемых задач;

2. Доля стажеров, участвующих   в анализе посещенных уроков и занятий;

3. Доля стажеров, включенных  в активную стажировочную практику;

4. Доля стажеров, подготовивших  индикаторы по одному их направлений формирования жизненной компетенции; показателей оценки уровня социализации.

Содержание стажировки:

   1.Содержание стажировки предусматривает  работу стажеров по теоретическому аспекту темы стажировочной площадки;

  2. Опыт проектирования «жизненных» компетентностей в рамках одного направления  с учетом особенностей слабовидящих обучающихся;

   3. Особенности  формирования жизненных компетенций в рамках  организации урочной деятельности  и внеурочного занятия.

  4.  основные подходы к оценке уровня социализации слабовидящих обучающихся.

 

Планируемы результаты освоения модулей:

Стажеры, освоившие программу модулей, должны:

Знать:

- нормативно-правовую базу введения ФГОС  ОВЗ НОО  в практику работы общеобразовательного учреждения;

- требования к вариантам   АООП ФГОС-ОВЗ НОО;

- коррекционно-развивающие технологии, способствующие формированию жизненных компетентностей обучающихся с ОВЗ на примере  урочных и внеурочных занятий со слабовидящими обучающимися.

  Уметь:

- использовать в практике работы варианты программ ФГОС- ОВЗ;

- проектировать учебные занятия и занятия внеурочной деятельности  в игровой, здоровьсберегающей, коррекционно-разивающей, дифференцированной технологиях, с целью формирования жизненных компетенций ребенка с ОВЗ.

Владеть:

- методами проектирования  жизненных компетенций в условиях реализации вариантов АООП для детей с ОВЗ;

- основными подходами к оценке уровня социализации обучающихся с ОВЗ на примере опыта школы-интерната в работе со слабовидящими и слепыми детьми.

Обладать:

- ключевыми профессиональными компетенциями, помогающими выстраивать свою профессиональную деятельность в соответствии с требования ФГОС ОВЗ НОО.

    Основные формы работы стажировочной площадки: деловая  игра, педагогическое моделирование и проектирование,  элементы социаль­но-психологического тренинга. 

               Стажировка предусматривает обучение:

Дистанционно:

- предварительную самостоятельную теоретическую подготовку по теме «Нормативно-правовое обеспечение  введения и реализации ФГОС ОВЗ НОО с обязательным подтверждением данной работы на площадке (обсуждение тестирование);

Очно:

-  участие в практических семинарах,

- участие в круглом столе по итогам включенного наблюдения: посещения уроков, занятий, наблюдение за работой детей, посещение выставок, обзорная экскурсия;

- выставки-презентации, раскрывающие деятельность школы по теме стажерской практики, методический комментарий к материалам выставки;

- работа в группах – заполнение индикаторов формирования жизненной компетенции  по одному направлению, показателей оценки подходов к уровню социализации;

- презентация собственного опыта

В ходе реализации программы стажировки предлагается использование методов проблемного и проектного обучения, интерактивных форм, которые предусматривают актуализацию творческого потенциала стажеров, их самостоятельность и инициативу.

Оценка результатов стажировки будет осуществляться в двух аспектах:

Внешняя оценка результатов стажеров. Внешнюю оценку эффективности результатов стажировки проведет экспертная группа, созданная из числа представителей администрации, педагогов школы-интерната.

-Самооценка стажерами собственных результатов с использованием интерактивных технологий:

1.Формы представления зачетных стажерских проб (по выбору стажирующегося)

2.Разработка, представление или публичная защита стажером собственной модели любого раздела данной стажировочной площадки.

Образовательный продукт стажеров в ходе освоения содержания программы индивидуальный образ- таблица основных подходов к оценке результатов социализации, формирования жизненных компетенций  по направлению «овладение навыками коммуникации

Итоговый продукт:

-Информационно-практическое пособие, которое будет являться дидактическим и методическим сопровождением к данному модульному проектировочному курсу;

- методические рекомендации по обучению и воспитанию разных категорий учащихся с ОВЗ

Специфика стажировки:

Особенности организации и содержания образовательной  среды, коррекционно-развивающей  направленности урока, занятия по формированию жизненных компетентностей в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся с нарушением зрения.

 

 

 

 

Наименование   модулей 

Обязательной аудиторной учебной нагрузки

(час.)

Самостоятельной работы обучающихся

(час.)

Стажировки, практика

 

(час.)

Всего учебной нагрузки по модулю /(час.)  (сумма часов  в колонках

3,7,9)

 

Форма контроля

 

Общее количество зачетных единиц по модулю

 

 

 

Всего

 

 

в т.ч., лекции

 

 

в т. ч., практических и лабораторных  видов занятий

 

 

 

в т.ч., с использованием ДОТ

 

 

Всего

в т.ч., с использованием ДОТ

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

М 1

 «Модуль   1.  

Ключевые аспекты ФГОС-ОВЗ. Нормативно-правовые основы разработки и реализации ФГОС-ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1

Нормативно-правовое обеспечение АООП НОО  для слепых и слабовидящих обучающихся, регламентирующее введение ФГОС-ОВЗ в СКОШИ

 

 

 

 

Экспертная оценка нормативно-правового обеспечения ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся

 

1.2.

Вариативность содержания ФГОС НОО для слепых и слабовидящих. Академический компонент и жизненные  компетентности

 

 

 

 

Алгоритм вариантов обучения по ФГОС ОВЗ

 

1.3.

 

Включенное наблюдение учебных и воспитательных занятий с целью наблюдения за формированием жизненных компетентностей и академического компонента учащихся с нарушением зрения

 

4

 

 

 

 

Круглый стол «Формирование жизненных компетенций учащихся с нарушением зрения в урочное и внеурочное время по итогам включенного наблюдения

 

 

Итого:

2

6

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Модуль 2. Социализация учащихся с нарушением зрения через  формирование жизненных компетенций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1.

Формирование жизненных компетенций у слабовидящих обучающихся как одно из условий социализации и успешности детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС-ОВЗ.

 

3

1

2

 

 

 

3

 

Формирование жизненных компетентностей по направлению «Овладение навыками коммуникации»

 

2.2.

Основные направления социализации через освоение слабовидящими обучающимися академического компонента и жизненных компетентностей в условиях введения и реализации ФГОС-ОВЗ

2

2

 

 

 

 

2

 

 

 

2.3.

Основные подходы к оценке уровня социализации обучающихся с нарушением зрения

2

1

1

 

 

 

2

 

Разработка оценочных  таблиц для проведения мониторинга и оценке эффективности социализации учащихся

 

2.4

Круглый стол-обсуждение. Рефлексивная самодиагностика

1

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

Итого

8

4

4

 

 

 

8

 

 

 

 

ИТОГО

16

6

10

 

 

 

16

 

 

 

                             
 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

 

№ модуля

Наименование модуля  и тем

Содержание обучения (по темам в дидактических

единицах), наименование и тематика лабораторных работ, практических занятий (семинаров), самостоятельной работы, используемых образовательных технологий и рекомендуемой литературы

1

2

3

М 1

Ключевые аспекты ФГОС-ОВЗ. Нормативно-правовые основы разработки и реализации ФГОС-ОВЗ

 

1.1.

Нормативно-правовое обеспечение АООП НОО  для слепых и слабовидящих обучающихся, регламентирующее введение ФГОС-ОВЗ в СКОШИ

Смысл разработки ФГОС для детей с ОВЗ; принципы, задачи и содержательные аспекты разработки ФГОС ОВЗ;  нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (далее ФГОС ОВЗ);  создание аналитического и нормативно-правового методического обеспечения реализации ФГОС ОВЗ;  наличие локальной нормативной правовой базы по вопросам введения ФГОС ОВЗ в школе. Подготовка к введению и реализации ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Практическое задание:  Экспертная оценка нормативно-правового обеспечения ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся

1.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вариативность содержания ФГОС НОО для слепых и слабовидящих. Академический компонент и жизненные  компетентности

Нововведения ФГОС НОО ОВЗ.  Вариативные возможности обучения для всех категорий обучающихся с ОВЗ, включая инклюзивное образование. Содержание  каждой области образования. Два взаимодополняющих компонента – академический и «жизненной компетенции». Соотношение данных компонентов и  вариативность программного содержания и результатов обучения. Практикум: Алгоритм вариантов обучения по ФГОС ОВЗ, анализ  вариативности АООП для слепых и слабовидящих обучающихся.

1.3.

Включенное наблюдение учебных и воспитательных занятий с целью наблюдения за формированием жизненных компетентностей и академического компонента учащихся с нарушением зрения

 Практикум: наблюдение за ходом занятий, уроков, анализ по предложенной схеме за ходом формирования жизненных компетенций слабовидящих обучающихся. Разработка плана урока с использованием своего опыта по формированию жизненных компетенций.

М 2

Социализация учащихся с нарушением зрения через  формирование жизненных компетенций

 

2.1.

Формирование жизненных компетенций у слабовидящих обучающихся как одно из условий социализации и успешности детей с нарушением зрения в условиях реализации ФГОС-ОВЗ.

 

Особенности формирования жизненных компетенций у слепых и слабовидящих учащихся. Основные направления формирования жизненной компетентности слепых и слабовидящих  учащихся Процесс формирования жизненных компетентностей.

Практическое задание

Формирование жизненных компетентностей по направлению «Овладение навыками коммуникации»

2.2.

Основные направления социализации через освоение слабовидящими обучающимися академического компонента и жизненных компетентностей в условиях введения и реализации ФГОС-ОВЗ

       Социализация детей с ОВЗ.  Основные направления социально-педагогической работы по развитию способностей к социализации  слепых и слабовидящих школьников. Социально-психологические и психолого-педагогические факторы социализации.  Школа-интернат как центр социализации и профориентации детей с нарушением зрения.

2.3.

Основные подходы к оценке уровня социализации обучающихся с нарушением зрения

Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Социализация: основные подходы.  Основные этапы социализации индивида

2.4.

Круглый стол-обсуждение. Рефлексивная самодиагностика

Раскрытие  широкого спектра мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, активизировать педагогов  на поиск путей, связанных  с введением и реализацией ФГОС ОВЗ. Самодиагностика,  самоанализ  собственной профессиональной компетентности  в области данного вопроса.

 

Лабораторные работы

 

 

Практические занятия (семинары)

Практическое задание «Экспертная оценка нормативно-правового обеспечения ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся»

Практикум: Алгоритм вариантов обучения по ФГОС ОВЗ, анализ  вариативности АООП для слепых и слабовидящих обучающихся.

Круглый стол: наблюдение за ходом занятий, уроков, анализ по предложенной схеме за ходом формирования жизненных компетенций слабовидящих обучающихся. Разработка плана урока с использованием своего опыта по формированию жизненных компетенций.

Практическое задание

Формирование жизненных компетентностей по направлению «Овладение навыками коммуникации»

 Практикум: Разработка оценочных  таблиц для проведения мониторинга и оценке эффективности социализации учащихся

 

 

Самостоятельная работа

Опережающее изучение нормативно-правовой базы введения  ФГОС ОВЗ НОО.

 

Используемые

образовательные

технологии

Информационно-коммуникативные, обучение в сотрудничестве,  технология проектного обучения, технология учебной деловой игры.

 

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

1. Мудрик, А. В. Социализация человека. / А. В. Мудрик. – М.: Академия, 2005. – 172 с.;

2. Филонов Г. Н. Социальная педагогика. Управляемый потенциал и прикладные функции. – М. : ЦСП РАО, 1995.;

3. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория социальной работы. – М.: ВЛАДОС, 2001.

Сайт ФГОС-ОВЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ МОДУЛЯ

 

Название 

Основные показатели оценки

Формы и методы

контроля и оценки

Количество зачетных единиц

Уровень освоения модуля

1

Ключевые аспекты ФГОС-ОВЗ. Нормативно-правовые основы разработки и реализации ФГОС-ОВЗ

- Доля стажеров, повысивших свою компетентность в рамках НПБ ФГОС ОВЗ НОО;

Представление экспертной оценки нормативно-правового обеспечения ФГОС для слепых и слабовидящих обучающихся, анализ  вариативности АООП для слепых и слабовидящих обучающихся.

Анкетирование.

Рефлексия

1ед

Оценочная шкала

Отчет о стажировке

2

Социализация учащихся с нарушением зрения через  формирование жизненных компетенций

доля стажеров, участвовавших в анализе посещенных занятий, уроков;

-доля стажеров, подготовивших проект  по формированию  жизненных компетентностей по направлению «Овладение навыками коммуникации»;

-доля стажеров , разработавших оценочных  таблицы для проведения мониторинга и оценки эффективности социализации учащихся.

-степень удовлетворенности стажеров  результатами стажерской практики.

 

Представление схемы анализа урока, проект по формированию  жизненных компетентностей по направлению «Овладение навыками коммуникации» и разработавших оценочные  таблицы для проведения мониторинга и оценки эффективности социализации учащихся.

 

1ед

Контрольная ведомость стажера по модульной программе

Отчет о стажировке

 

 

 

Рассмотрено:

 на заседании кафедры (факультета, центра)

 

«__» __________2015 г., протокол № ______

 

Руководитель структурного подразделения_________________И.О.Фамилия

 

 

Категория: Мероприятия | Добавил: tanya (14.05.2016)
Просмотров: 888 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: