ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная(коррекционная) школа-интернат»
ПРИНЯТО:
На заседании Педагогического совета
Протокол № _____от_______________20 г
|
УТВЕРЖДЕНО:
Приказом ГОУ «П-Забайкальская специальная /коррекционная/ школа- интернат» от ______________г. № ____
Директор школы: В.В.Ржевцев
|
ПОЛОЖЕНИЕ
об адаптированной рабочей программе
в рамках реализации ФГОС-ОВЗ
- Общее положение
1.1.Настоящее Положение разработано на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.),
- Приказа Министерства образования и науки РФ №1598 от 19.12.2014г «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вар 4.3. ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»,
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слабовидящих обучающихся вар 4.2. ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»,
- адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования умственно отсталых обучающихся с НОДА обучающихся вар 6.3. ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»,
- адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования обучающегося с РАС вар 8.3., 8.4. ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат».
адаптированной общеобразовательной программы начального общего образования слепого обучающегося с легкой умственной отсталостью вар.3.3. ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат»
и регламентирует порядок разработки и реализации адаптированных рабочих программ педагогов.
1.2. Адаптированная рабочая программа педагога (далее – Программа) – нормативно-управленческий документ конкретной образовательной организации, который должен обеспечить достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ. В то же время адаптированная рабочая программа - инструмент, с помощью которого учитель определяет оптимальные и наиболее эффективные для данного класса (группы) обучающихся содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса в соответствии с результатами ПМПК и уровнями образовательных программ.
1.3. Адаптированные рабочие программы составляются на основе:
- примерных программ по отдельным учебным предметам начального общего образования и авторских программ к линиям учебников, входящих в федеральный перечень УМК, рекомендованных Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;
- примерных коррекционно-развивающих программ по отдельным предметам коррекционно-развивающей области начального общего образования и материалам авторского учебно-методического комплекса.
1.4.Адаптированная рабочая программа разрабатывается педагогом или группой педагогов и проходит экспертизу на уровне общеобразовательного учреждения.
1.5.Количество часов, отводимых на освоение адаптированной рабочей программы, должно соответствовать учебному плану ГОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) школа-интернат».
1.6. Цель адаптированной рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенному учебному курсу для детей с ОВЗ.
Задачи программы:
- Адаптировать содержание учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ;
- Определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся с ОВЗ.
1.4. Функции рабочей программы:
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- целеполагания, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- определения содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- оценочная, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся.
2. Разработка адаптированной рабочей программы
2.1. Адаптированная рабочая программа составляется учителем-предметником, педагогом коррекционно-развивающей области по определенному учебному предмету, коррекционному занятию на уровень обучения в соответствии с рекомендациями ПМПК.
2.2. Учитель должен создать отдельную адаптированную программу для обучающихся с ОВЗ в соответствии со структурой рабочей программы, изложенной в данном Положении.
2.3. Рабочая программа является основой для создания учителем календарно-тематического планирования на каждый учебный год.
2.4. Учитель в адаптированной рабочей программе по предмету (курсу) распределяет часы по разделам и темам самостоятельно, ориентируясь на используемые учебно-методические комплекты и индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ.
2.5.Рабочая программа должна быть оформлена по образцу, аккуратно, без исправлений выполнена на компьютере. Текст набирается в редакторе Word шрифтом Times New Roman, кегль 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине, поля со всех сторон 1- 2 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется, так же, как и листы приложения.
Календарно-тематическое планирование представляется в виде таблицы.
2.5. Структура адаптированной учебной программы по предмету, курсу должна быть единой для всех работающих в данной школе учителей.
Структура адаптированной программы
3.1. Структура Программы является формой представления учебного предмета (курса) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала, и включает в себя следующие разделы:
Разделы
программы
|
Содержание разделов адаптированной рабочей программы
|
Титульный лист
|
- Полное наименование образовательной организации;
- гриф утверждения и согласования программы (таблица №1);
Таблица 1
«Согласовано»
Руководитель МО
________________ (Ф.И.О.)
Протокол № ___ от
«____»________20 _ г.
|
«Согласовано»
Председатель методического совета
______________Казанцева Т.В (Ф.И.О.)
«____»________20__г.
|
«Утверждаю»
Директор школы-интерната___________ В.В.Ржевцев
Приказ № ___ от «___»_________20__ г.
|
- название учебного предмета, для изучения которого написана программа;
- указание уровня обучения, на котором изучается программа (базовый, профильный)
- фамилию, имя и отчество составителя программы;
- название населенного пункта, в котором подготовлена программа;
- год написания программы.
|
- Пояснительная записка
|
В тексте пояснительной записки к Адаптированной рабочей программе указывается:
- название, автор и год издания предметной учебной программы (примерной, авторской), на основе которой разработана Адаптированная рабочая программа;
- цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений, которые формулируются в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и с учетом особенностей общеобразовательного учреждения;
- изменения, внесенные в примерную (типовую) и авторскую учебную программу и их обоснование
- программы для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в коррекционные курсы включить в пояснительную записку направление коррекционной работы, требования к уровню подготовки, а также компоненты: «академический» и «жизненные компетенции», специальные методы, приемы и средства обучения.
|
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
|
Общая характеристика учебного предмета, курса
включает цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы УУД.
|
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
|
Указывается количество учебных часов, на которое рассчитана адаптированная рабочая программа, в том числе количестве часов для проведения практических работ, экскурсий, проектов, исследований; об используемом учебно-методическом комплексе, дополнительной литературе. Количество учебных часов должно соответствовать УП школы. Необходимо указать общее количество часов на учебный предмет, количество часов в неделю. В том случае, если количество часов в УП отличается от количества часов, определенных примерной или авторской программой, надо обосновать изменения в пояснительной записке ( для слепых и слабовидящих обучающихся пролонгированные сроки).
|
4. Ценностные ориентиры
|
Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле изучения данного предмета, его вкладе в развитие личности обучающихся.
|
5.Планируемые результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
|
Содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.
Дается описание системы оценивания по предмету в форме промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, согласно локального акта образовательного учреждения.
В программе для обучащихся с интеллектуальной недостаточностью – личностные и предметные результаты
|
6. Содержание образования по предмету.
|
Содержание учебного предмета, курса; подробное обоснование о внесенных изменениях в используемую программу с учётом психофизических особенностей детей с ОВЗ.
4.2. При описании содержания тем рабочей программы устанавливается следующая последовательность изложения материала:
- название темы (раздела);
- содержание учебной темы (раздела);
- необходимое количество часов для изучения темы (раздела).
|
7. Календарно-тематическое планирование
|
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
|
Раздел (кол-во часов)
|
Тем урока
|
Кол-во часов
|
Дата проведения
|
Вид деятельности
|
Планируемые результаты
|
|
|
|
План
|
Факт
|
|
Предметные
|
Метпредметные
|
Личностные
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8. Ресурсное обеспечение учебного процесса:
- УМК
- Литература
- Средства обучения
|
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса; дидактического материала коррекционно-развивающего характера.
|
7. Рассмотрение и утверждение адаптированной рабочей программы
- Адаптированная рабочая программа рассматривается на заседании методического объединения учителей (результаты рассмотрения заносятся в протокол);
- Адаптированная рабочая программа по предмету согласовывается заместителем директора по учебно-воспитательной работе в части соответствия рабочей программы ФГОС ОВЗ и учебному плану школы-интерната.
- Педагогический совет школы-интерната после обсуждения рассматривает адаптированную рабочую программу по предмету. В случае необходимости педагогический совет даёт рекомендации по доработке программы.
- Адаптированная рабочая программа утверждается директором образовательной организации.
7.5. После утверждения руководителем образовательного учреждения адаптированная рабочая программа становится нормативным документом, реализуемым в данном образовательном учреждении. Общий перечень Рабочих программ утверждается приказом по общеобразовательному учреждению.
7.6. Все изменения, дополнения, вносимые учителем в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с администрацией.
8. Действие адаптированной рабочей программы
8.1. Срок действия адаптированной рабочей программы зависит от срока реализации.
8.2. Хранение адаптированной рабочей программы
Первый экземпляр рабочей программы хранится в кабинете заместителя директора по УВР.
Второй экземпляр находится у педагога (возможно в электронном виде).
Адаптированные рабочие программы педагогов хранятся в кабинете заместителя директора по УВР 1 год.
8.3. Адаптированная рабочая программа обновляется ежегодно. |