ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта Создание школьного этнографического музея «Народы Забайкалья»
|
Организация-заявитель
Государственное специальное (коррекционное( образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
|
Руководитель проекта
Макарова Елена Ивановна учитель истории
|
География проекта
Забайкальский край, г.Петровск-Забайкальский, ул. Металлургов, 220, ГС(К)ОУ «П-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»!
|
Участники
Воспитанники и учащиеся школы-интерната, педагоги, родители.
|
Цель проекта
Создание школьного этнографического музея с целью сохранения исторической памяти и наследия; развитие интереса к истории своего края, малой Родины; формирование нравственно-патриотических чувств и убеждений.
|
Краткая аннотация проекта
Проект создания школьного этнографического музея «Народы Забайкалья» способствует укреплению нравственных качеств у детей и подростков, формированию у подрастающего поколения чувства гордости, верности своей малой Родине, изучению истории и культуры народов Забайкалья, отчетливых представлений о неразрывной связи исторических судеб народа родного края с историей страны. Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы:
- проводить конкурсы, викторины, олимпиады, экскурсии, акции;
- осуществлять взаимодействие с муниципальным краеведческим музеем г.П-Забайкальского, школьными музеями других общеобразовательных учреждений;
- организовать творческую мастерскую, способствующую развитию интереса учащихся к ремеслам народов Забайкалья;
- пополнять экспонаты музея предметами и изделиями, выполненные учащимися и воспитанниками школы-интерната.
|
Ожидаемые результаты
- Освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
- Создание экспозиций этнографического музея «Народы Забайкалья» школы- интерната;
- Формирование социально-активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, нравственности;
- Представление поисковой, исследовательской, предметно-практической деятельности ученическому, педагогическому, родительскому сообществу, на всех уровнях;
- Установление связей со школьными, муниципальными и областными музеями.
|
Срок выполнения проекта
Апрель 2012 - май 2016 гг.
|
Введение
В современном обществе недостаточно развит уровень духовной культуры, отсутствуют иерархии нравственных ценностей, проявляется низкая культура чувств, незначительный интерес к истории своего края, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Но в последнее время наметились значительные перемены: идет поиск новых идеалов, ценностей, ориентиров. Такая тенденция коснулась и школы. В такой ситуации своевременно обратиться к истории, переосмыслить события прошлого, чтобы взять все хорошее для сегодняшнего дня.
С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего края, быта, культуры своих предков вырастет гражданином обладающим чувством достоинства, гордости, ответственности за свою малую Родину.
Решению проблемы успешного воспитания нравственно-патриотических качеств личности детей и подростков, необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об истории и культуре своей Малой Родине, о своем крае. Полноценное нравственно - патриотическое воспитание возможно только при наличии интересного и необходимого дела, объединяющего детей и взрослых общей заботой и коллективной творческой деятельностью. Таким делом, на наш взгляд, сегодня может стать школьный музей, который позволит привлечь учащихся к работе над проектом становления музея, организовать совместную поисковую деятельность педагогов и учащихся с привлечением родителей.
Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и патриотизма, раскрывает истинные ценности народов, населяющих наше Забайкалье.
Мысль о создании музея возникла после проведения второй научно-практической конференции «Мой первый шаг в науку», на которой группа учащихся под руководством учителей истории и технологии защищала проект «Культура семейских Забайкалья». Дальнейшее ознакомление с культурой и бытом старообрядцев группа учащихся получила на Межрегиональном фестивале «»Семейская круговая», проходившем в с.Красный Чикой.
Профиль любого школьного музея определяется научной дисциплиной, на основе которой строится его экспозиция. В нашей школе – это история, краеведение, литература и технология.
Выбор профиля музея ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» был определён конкретными условиями школы, возможностями комплектовать фонды музея подлинниками и предметами (изделиями), сделанные руками воспитанников и учащихся. Весь материал музея будет представлен разделами; «Семейские», «Казаки», «Буряты», «Эвенки»
Сбор материалов для школьного музея подчиняется учебно-воспитательным задачам, которые стоят перед школой-интернатом, а также позволяет решить задачи, связанные с реализацией программы «Развитие потенциальных возможностей и способностей детей и подростков » в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Цель проекта
Создание школьного этнографического музея с целью сохранения исторической памяти и наследия; развитие интереса к истории своего края, малой Родины; формирование нравственно-патриотических чувств и убеждений.
Задачи:
- Способствовать углублению знаний по истории, краеведению;
- Формировать любовь и уважение к родному краю, культуре и быту, народов, населяющих Забайкалье;
- Содействовать бережному отношению к плодам труда, опыту предшествующих поколений;
- Приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти через пополнение и обновление разделов музея;
- Способствовать воспитанию толерантного отношения к народам, населяющих Забайкалье, Гражданина своей страны;
- Установление контакта с музеями, привлечение к проекту педагогов, родителей учащихся, общественности;
- Привлечение средств массовой информации к освещению проекта;
- Организовать обмен опытом.
Гипотеза:
Если деятельность школы-интерната будет направлена на создание и становление этнографического музея, то это будет способствовать формированию у учащихся толерантного сознания, нравственно-патриотических чувств, развития интереса, любви и уважения к своему краю, малой Родине.
Сроки реализации проекта: Апрель 2012 - май 2016 гг.
Этапы реализации проекта:
1 этап: апрель 2012 г. – сентябрь 2012 г.
- анализ состояния проблемы;
- изучение методико-педагогической литературы, позволяющей выявить состояние проблемы, проанализировать опыт создания школьных музеев с целью формирования толерантного самосознания и воспитания нравственно-патриотических чувств учащихся;
- собеседование с учащимися, педагогами, родителями с целью выявления приемлемых форм воспитания и образования на базе музея.
- библиографический поиск по проблеме;
- анализ воспитательных возможностей музея для формирования у учащихся толерантного самосознания и нравственно-патриотических чувств;
- актуализация темы для всех субъектов образовательного процесса;
- определение круга лиц для сотрудничества по созданию экспозиции музея;
- разработка программы деятельности.
-
2 этап: сентябрь 2012г. – май 2016 г.
- организация поисково-исследовательской работы по подбору материалов раздела «Семейские», «Казаки», «Буряты», «Эвенки»;
- создание творческих групп по направлениям деятельности музея;
- обучение актива музея;
- создание музея: оформление экспозиций;
- организация работы творческих мастерских обучающихся в рамках направлений и разделов музея;
- разработка и организация системы урочной и внеурочной деятельности школы с использованием возможностей музея;
- установление сотрудничества со школьными и муниципальным музеем г.П-Забайкальского.
- освещение деятельности школьного музея через СМИ, выпуск информационных буклетов, брошюр.
3 этап: сентябрь 2014г. - май 2016 г.
- мониторинг влияния деятельности музея в школе на формирование толерантного самосознания, нравственно-патриотических чувств;
- формирование банка методических разработок;
- подведение итогов и анализ результатов;
- выбор новых направлений работы школьного музея.
Ожидаемые результаты
В ходе проектной деятельности предполагается получить следующие результаты:
- освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
- создание экспозиций этнографического музея «Народы Забайкалья» школы- интерната;
- Освоение учащимися специфических приемов музейной деятельности;
- Создание экспозиций этнографического музея «Народы Забайкалья» школы- интерната;
- Формирование социально-активной личности, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, нравственности;
- Представление поисковой, исследовательской, предметно-практической деятельности ученическому, педагогическому, родительскому сообществу, на всех уровнях;
- Установление связей со школьными, муниципальными и областными музеями.
После открытия музея будет проводиться постоянная работа по пополнению новыми материалами, экспозициями для привлечения посетителей. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы-интерната. Он должен стать одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства, координатором нравственно-патриотической деятельности школы, связующей нитью между образовательным учреждением и другими общественными организациями.
План работы школьного этнографического музея
«Народы Забайкалья»
Поиск и создание экспозиций музея
|
2012-2013
|
2013-2014
|
2014-2015
|
2015-2016
|
2016
|
1.Пополнение
экспозиции
раздела «Семейские»
2. Участие в Межре-
гиональном
фестивале «Семейс-
кая круговая»
|
1.Пополнение
экспозиции
раздела «Казаки»
2. Посещение этнографического музея в г.Улан-Удэ
3. Посещение краеведческого музея школы-интерната с. Толбага.
4. Участие во 2
Межрегиональном
фестивале
«Семейская
круговая»
|
1.Пополнение
экспозиции
раздела «Буряты»
2. Выезд учащихся в с. У-Обор
|
Пополнение
экспозиции
раздела «Эвенки»
2. Приглашение
членов школьного музея с.Тунгокочен
|
Дополнительный подбор экспозиций по все разделам
|
Научно-исследовательская работа
|
1.Участие в школьной научно-практической конференции с проектом «Культура семейских Забайкалья»
|
1.Участие в школьной
научно-практической
конференции
с проектом «Культура
и быт забайкальских
казаков »
|
1.Участие в школьной
научно-практической
конференции
с проектом
«Культура и быт
бурятского народа»
|
1.Участие в школьной
научно-практической
конференции с проектом
«Культура
эвенков Забайкалья»
|
|
2.
|
2.Творческий отчет на городской конференции краеведов
|
2. Проведение социологичес
кого
опроса о направлениях и деятельности
школьного музея
|
|
|
3.
|
3.Музейная акция «Возвращенные из забвения» (фотоархив)
|
|
3.Музейная акция
«Возвращенные из забвения» (документы)
|
|
4.Краеведческие чтения на базе городского музея
|
5.Проведение мастер-классов учащимися школы-интерната по изготовлению моделей одежды, предметов, утвари и др ремеслами народов Забайкалья в рамках городского муниципального округа «г.Петровск-Забайкальский» (д\сады, школы)
|
Проведение творческих мероприятий (конкурсы, фестивали, открытые уроки, внеурочные занятия)
|
1.Участие в конкурсах, Интернет-конкурсах, конференциях, посвященных культуре, быту, истории народов, населяющих Забайкалье
|
1.Фестиваль «Народы Забайкалья»
|
2.
|
2.Публикация на образовательных сайтах о работе музея
|
2.Публикация на образовательных сайтах
видео мастер-классов
|
2.Публикация на образовательных сайтах
работ учащихся
|
|
Организация работы творческих групп учащихся
|
Выбор актива музея. Привлечение учащихся к кружковой деятельности
|
Организация и работа творческих групп учащихся по направлениям:
- исследовательс
кая работа;
- творческая мастерская
|
Создание группы
экскурсоводов из числа
учащихся школы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективы развития:
После окончания проектного периода деятельность этнографического музея «Народы Забайкалья» будет продолжаться и развиваться. Финансовой основой деятельности музея станут средства ГС(К)ОУ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» и привлеченные средства. Музей будет зарегистрирован на сайте школы-интерната.
Предполагается, что музей будет способствовать укреплению связей между школьными музея общеобразовательных учреждений города и области, муниципальным краеведческим музеем г.П-Забайкальского и Ассамблеей Народов Забайкалья
|