Забайкальский краевой институт повышения квалификации работников образования.
Институт развития образования.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся. воспитанников с ОВЗ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Методическая разработка по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР)
Разработал Заместитель директора по УВР
Казанцева Т.В.
2015г
Методическая разработка рассмотрена на заседании методического совета школы-интерната.
Рекомендована к использованию в области обучения и воспитания ребенка с МТНР
Протокол от «____»__________20___г. №______
Председатель комиссии И.О.Фамилия
В методическом пособии дается структура и содержание разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) учащегося с множественными тяжелыми нарушениями в развитии.
Пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих в общеобразовательных, специальных (коррекционных) школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.
Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост числа детей с множественными, тяжелыми нарушениями в развитии, нуждающимися в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания и в получении специальной психолого-педагогической помощи. Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного общества.
При разработке АООП для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) учитываются особенности психического и (или) физического развития детей, индивидуальные возможности, а также особые образовательные потребности, обеспечивающие развитие жизненных компетенций в рамках различных социальных сфер (социальной, образовательной, досуговой, трудовой и др.).
Основные направления сопровождения ребёнка с МТНР состоят в следующем:
- В образовательной области:
- Организация системы доступного обучения на основе изменения содержания, вариативности АООП, разработке и реализации СИПР;
- Использование специфических методов и средств обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей.
- В коррекционно-развивающей области:
- определение наиболее адекватных и оптимальных путей развития ребёнка с ТМНР специалистами и педагогами школы;
- Взаимодействие и сотрудничество специалистов сопровождения, педагогических и медицинских работников, направленных на преодоление или ослабление недостатков психофизического развития;
- Взаимодействие и сотрудничество с семьей ребенка с целью ее воздействия на развитие ребенка с МТНР.
- В воспитательной области:
- Формирование типологических свойств и качеств личности через инвариантные виды деятельности (трудовую, коммуникативную, игровую и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Структура специальной индивидуальной программы развития (далее СИПР) для обучающимся с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного Стандарта для детей с ОВЗ и адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).
Для того чтобы можно было отследить эффективность психолого-педагогического и медико - социального сопровождения и анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами и педагогами разработана карта специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
Основная цель ведения СИПР – установление уровня зоны актуального психического развития ребенка, выявление зоны ближайшего развития, личностных особенностей школьника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также в определенной мере, результаты своего труда. Специальная индивидуальная программа развития должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.
Рассмотрим подробнее разделы карты.
В первой части даются персональные данные ребенке и его родителях или лиц заменяющих родителей (опекунов), о составе семьи и ее социальном статусе, об отношении родителей к образованию ребенка. Целесообразно отметить сведения о родителях (образование, возраст, место работы). Также в раздел входят медицинский анамнез ребенка, состояние зрительных функций, сопутствующие заболевания.
Во второй части дается характеристика обследования ребенка на момент начала обучения в школе. Данные предоставляются на основе диагностического обследования педагогом, медицинским работником и имеющимися специалистами в школе. Вывод – какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка.
В индивидуальном учебном плане представлен образовательный компонент, в котором прописывается, какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка: (основные образовательные области, предметы, курсы коррекционно-развивающей направленности; условия выполнения программы: форма организации занятий, специальный режим. Индивидуальный учебный план раскрывает содержание образования на определенном году обучения с включением программы учебных предметов, других программ (формирования базовых учебных действий, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочной деятельности.
Содержание образования в условиях организации школы и семьи содержит рекомендации, которые предлагаются педагогом и специалистами по целенаправленному общению с ребенком в семье через игру, чтение, культурные выходы; занятия физкультурой, посильным трудом; интересы ребенка к той или иной проблеме, ситуации и т.д.
Условия реализации потребности в уходе и присмотре за ребенком в период занятий обсуждаются с родителями. Указывается степень самостоятельности ребенка. Составляется индивидуальный график расписаний с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр.
В раздел о перечне специалистов, участвующих в реализации СИПР вносится коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.
В раздел взаимодействия и сотрудничества с родителями вносится воспитательный компонент, который содержит раздел учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей, мероприятия, способствующие социализации и адаптации ребенка в школе.
В перечень технических средств обучения и дидактического материала вносятся сведения о необходимости их применения учащегося с МТНР для реализации СИПР.
Средства мониторинга прописываются каждым специалистом отдельно, и они же прослеживают динамику развития ребенка. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», выполняет действие по инструкции», «выполняет действие с частичной помощью», «действие не выполняет» и т.д. На основе итогового контроля составляется СИПР на следующий учебный год.
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся. воспитанников с ОВЗ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Рассмотрена и принята
на заседании педсовета
от»____»_________________20_____г
протокол №________
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
(СИПР)
ученика ___________________
срок реализации______________
класс___________________
2015г
- ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ.
-
Фамилия, имя_____________________________________________________________
Дата рождения_______________________________
Дата поступления в школу-интернат__________________________
- СОСТАВ СЕМЬИ
ФИО родителей _____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Социальный статус семьи______________________________________________________
Бытовые условия_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отношение родителей к образованию ребенка_____________________________________
- МЕДИЦИНСКИЕ ДАННЫЕ.
Состояние органов зрения_____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сопутствующие заболевания____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Заключение медицинских работников___________________________________________
____________________________________________________________________________
Заключение и рекомендации ПМПК_____________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА НА МОМЕНТ СОСТАВЛЕНИЯ СИПР.
- Психолого-педагогическая информация.
1.Особенности психических процессов
|
|
1.1. Память
|
|
1.2. Внимание
|
|
1.3. Восприятие
|
|
1.4. Мышление
|
|
1.5. Особенности речевой деятельности
|
|
2. Особенности моторики (координация, мелкая моторика и др.)
|
|
3. Сформированность представлений (объем, адекватность, временные и пространственные представления)
|
|
4. Характеристика общения
|
|
5. Эмоционально-волевая сфера
|
|
6. Социальная адаптированность
|
|
7. Интересы, предпочтения
|
|
Заключение, рекомендации
|
|
- Результаты логопедического обследования:
Словарный запас
|
|
Связная речь
|
|
Грамматический строй речи
|
|
|
|
Фонематическое восприятие
|
|
|
|
- Сформированность учебных навыков:
|
|
|
|
Чтение и развитие речи
|
|
Состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)
|
|
|
|
Вывод (выбор программного обеспечения)___________________________________
- ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
- Образовательный компонент ( заполняет учитель начальных классов)
Основные образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей направленности________________________________________________
3.2. Условия выполнения программы:
Форма организации обучения______________________________________________
Специальный режим _____________________________________________________
3.3. Индивидуальный учебный план (включение учебной недельной нагрузки)
Образовательная область
|
Предмет
|
Кол-во часов
|
|
|
|
3.4. Содержание программы.
Программы учебных предметов (приложение)
Другие программы ( формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, внеурочной деятельности) приложение
- Содержание образования в условиях школы-интерната и семьи
Рекомендации родителям по вопросам обучения ребенка_______________________
5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре
-
Коррекционный компонент (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог)
6.1. Содержание психолого-педагогической коррекционной работы
Направление работы
|
Цели задачи
|
Формы, приемы, методы работы
|
Ожидаемый результат
|
Требования к реализации программы
|
6.2. Содержание логопедической коррекционной работы
Направление работы
|
Цели задачи
|
Формы, приемы, методы работы
|
Ожидаемый результат
|
Требования к реализации программы
|
6.3. Содержание коррекционной работы учителем-дефектологом
Направление работы
|
Цели задачи
|
Формы, приемы, методы работы
|
Ожидаемый результат
|
Требования к реализации программы
|
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА И СЕМЬИ.
7.1. Воспитательный компонент (классный руководитель/ воспитатель/ педагог доп.образования/ родитель)
Дата
|
Мероприятие
|
Форма и содержание работы
|
Ответственный педагог, специалист
|
Результаты
|
|
|
|
|
|
8. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ДИДАКТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ
Технические средства и дидактические материалы
|
Цель применения
|
|
|
9. СРЕДСТВО МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ
9.1. Педагогический мониторинг
Мониторинг учебных достижений
|
Диагностический инструментарий учителя
|
Динамика образовательного уровня
|
|
|
1полугодие
|
2полугодие
|
9.2. Психолого-педагогический мониторинг
Мониторинг достижений
|
Диагностический инструментарий педагога-психолога
|
Динамика уровня психических процессов
|
|
|
1полугодие
|
2полугодие
|
9.3. Мониторинг учителя-логопеда
Мониторинг достижений
|
Диагностический инструментарий учителя-логопеда
|
Динамика уровня речевого развития
|
|
|
1полугодие
|
2полугодие
|
9.4. Мониторинг и динамика достижений учителя-дефектолога (олигофренопедагога)
Мониторинг достижений
|
Диагностический инструментарий учителя-дефектолога
|
Динамика уровня познавательных процессов
|
|
|
1полугодие
|
2полугодие
|
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Учитель:
Специалисты: |