Воскресенье
10.11.2024
23:00
Категории раздела
Программы школы [30]
Нормативно правовая база [19]
Методическое сопровождение [3]
Образовательные программы [132]
Общеобразовательные программы [6]
Вход на сайт
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Решаем вместе
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Версия сайта для слабовидящих
Образовательный сайт ГОУ "ПЕТРОВСК-ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ"

Методическая разработка по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Забайкальский краевой институт повышения квалификации работников образования.

Институт развития образования.

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся. воспитанников с ОВЗ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

 

 

 

 

Методическая разработка по составлению специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

 

 

 

Разработал                                                                      Заместитель директора  по УВР

Казанцева Т.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2015г

Методическая разработка рассмотрена  на заседании методического совета школы-интерната.

Рекомендована к использованию в области обучения и воспитания ребенка с МТНР

 

Протокол от «____»__________20___г. №______

 

Председатель комиссии                                                       И.О.Фамилия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В методическом пособии дается структура и содержание  разработки специальной индивидуальной программы развития (СИПР) учащегося с множественными тяжелыми нарушениями в развитии.

Пособие предназначено для учителей начальных классов, работающих в общеобразовательных, специальных (коррекционных) школах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост числа  детей с множественными, тяжелыми нарушениями в развитии, нуждающимися  в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания и  в получении  специальной психолого-педагогической помощи.              Право на равенство возможностей, на полноценное участие в жизни общества, право на образование и социальную защиту – главные проблемы современного общества.

            При  разработке  АООП  для  детей  с  тяжелыми  множественными  нарушениями развития  (ТМНР)  учитываются  особенности  психического  и  (или)  физического развития  детей,  индивидуальные  возможности,  а  также  особые  образовательные потребности,  обеспечивающие  развитие жизненных компетенций в рамках различных социальных сфер (социальной, образовательной,  досуговой,  трудовой и др.).

 Основные направления   сопровождения ребёнка  с МТНР состоят в следующем:

  • В образовательной области:
  • Организация системы доступного обучения на основе изменения содержания, вариативности АООП, разработке и реализации СИПР;
  • Использование специфических методов и средств обучения на  основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей.
  • В коррекционно-развивающей области:
  • определение наиболее адекватных и оптимальных  путей  развития ребёнка с ТМНР специалистами и педагогами школы;
  • Взаимодействие  и сотрудничество  специалистов сопровождения, педагогических и медицинских работников, направленных  на преодоление или ослабление  недостатков психофизического развития;
  • Взаимодействие и сотрудничество с семьей ребенка с целью ее воздействия  на развитие ребенка с МТНР.
  • В воспитательной области:
  • Формирование типологических свойств и качеств личности  через инвариантные  виды деятельности (трудовую, коммуникативную, игровую и т.д.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.

       Структура специальной индивидуальной программы  развития  (далее СИПР) для  обучающимся с умеренной и тяжелой  степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с  тяжелыми множественными нарушениями развития,   разработана в соответствии с требованиями    Федерального государственного образовательного Стандарта для детей с ОВЗ и адаптированной образовательной программы для детей с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями).    

     Для того чтобы можно было отследить эффективность   психолого-педагогического и медико - социального сопровождения  и  анализировать динамику развития каждого обучающегося специалистами и педагогами    разработана карта  специальная индивидуальная программа развития (СИПР).

        Основная цель ведения СИПР – установление уровня зоны актуального психического развития ребенка,  выявление зоны ближайшего развития, личностных особенностей школьника, что позволит педагогам планировать индивидуальные меры коррекции и профилактики отдельных сторон психического развития ребенка, а также в определенной мере, результаты своего труда. Специальная индивидуальная  программа  развития должна содержать такие задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха. Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных  пределах.

Рассмотрим подробнее разделы  карты.

В первой части даются  персональные данные ребенке и его родителях или лиц заменяющих родителей (опекунов), о составе семьи и ее социальном статусе, об отношении родителей к образованию ребенка. Целесообразно отметить сведения о родителях (образование, возраст, место работы). Также   в раздел входят медицинский анамнез ребенка, состояние зрительных функций, сопутствующие заболевания.

Во второй части дается характеристика обследования ребенка на момент начала обучения в школе. Данные предоставляются на основе диагностического обследования педагогом, медицинским работником  и имеющимися специалистами в школе.  Вывод – какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка.
В индивидуальном учебном плане представлен  образовательный компонент, в котором  прописывается,  какое программное содержание необходимо, чтобы учесть особые образовательные потребности ребенка: (основные образовательные области, предметы, курсы коррекционно-развивающей направленности;  условия выполнения программы: форма организации занятий, специальный режим.  Индивидуальный  учебный план раскрывает содержание образования на определенном году обучения с включением программы учебных предметов, других программ (формирования базовых учебных действий, формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, внеурочной деятельности.

Содержание образования в условиях организации школы и семьи содержит рекомендации, которые предлагаются педагогом и специалистами по целенаправленному  общению с ребенком в семье через игру, чтение, культурные выходы; занятия физкультурой, посильным трудом; интересы ребенка к той или иной проблеме, ситуации и т.д.

Условия реализации потребности в уходе и присмотре за ребенком в период занятий обсуждаются с родителями. Указывается степень самостоятельности ребенка. Составляется индивидуальный график расписаний с указанием времени, деятельности и лица, осуществляющего уход и присмотр.

В раздел о перечне специалистов, участвующих в реализации СИПР вносится коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимся, ее приемы, методы и формы. В коррекционном блоке следует предусмотреть раздел учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, а также, что немаловажно, раздел учителя, который имеет возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с обучающимся в урочной и внеурочной деятельности по предмету. В силу того, что у учителей-предметников, воспитателей образовательных учреждений возникают серьезные трудности при проектировании направлений и методов коррекционной работы, данный раздел могут содержательно наполнять учителя-дефектологи.

В раздел взаимодействия и сотрудничества с родителями вносится воспитательный компонент, который  содержит раздел учителя, воспитателя, педагога дополнительного образования, а также раздел, реализуемый родителями обучающихся, в котором описываются условия взаимодействия специалистов и родителей,  мероприятия, способствующие социализации и адаптации ребенка в школе.

В перечень технических средств обучения и дидактического материала вносятся сведения о необходимости  их применения учащегося с МТНР для реализации СИПР.

Средства мониторинга прописываются каждым специалистом отдельно, и  они же  прослеживают динамику развития ребенка. Мониторинг проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий, внесенных в СИПР: «выполняет действие самостоятельно», выполняет действие по инструкции», «выполняет действие с частичной помощью», «действие не выполняет» и т.д. На основе итогового контроля составляется СИПР на следующий учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для учащихся. воспитанников с ОВЗ «Петровск-Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

 

Рассмотрена  и принята

 на заседании  педсовета

от»____»_________________20_____г

протокол №________

 

СПЕЦИАЛЬНАЯ  ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА  РАЗВИТИЯ

(СИПР)

ученика  ___________________

   срок реализации______________

                                    класс___________________

 

 

 

 

 

 

 

                                    2015г

  1. ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ  О  РЕБЕНКЕ.
    1.  

Фамилия, имя_____________________________________________________________

Дата рождения_______________________________

Дата поступления в школу-интернат__________________________

 

  1. СОСТАВ  СЕМЬИ

ФИО родителей _____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социальный статус семьи______________________________________________________

Бытовые условия_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Отношение родителей к образованию ребенка_____________________________________

  1. МЕДИЦИНСКИЕ  ДАННЫЕ.

Состояние органов зрения_____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Сопутствующие заболевания____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Заключение медицинских работников___________________________________________

____________________________________________________________________________

Заключение и рекомендации  ПМПК_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  РАЗВИТИЯ  РЕБЕНКА  НА  МОМЕНТ  СОСТАВЛЕНИЯ  СИПР.
    1. Психолого-педагогическая  информация.

1.Особенности психических процессов

 

1.1. Память

 

 

1.2. Внимание

 

 

1.3. Восприятие

 

 

1.4. Мышление

 

 

1.5. Особенности речевой деятельности

 

2. Особенности моторики (координация, мелкая моторика и др.)

 

3. Сформированность представлений (объем, адекватность, временные и пространственные представления)

 

4. Характеристика общения

 

 

5. Эмоционально-волевая сфера

 

 

6. Социальная адаптированность

 

7. Интересы, предпочтения

 

 

Заключение, рекомендации

 

 

  1. Результаты логопедического обследования:

 

Словарный запас

 

 

Связная речь

 

 

Грамматический строй речи

 

 

  •  

 

 

Фонематическое восприятие

 

 

  •  

 

 

  1. Сформированность учебных навыков:

 

  •  

 

 

 

 

  •  

 

 

 

 

Чтение и развитие речи

 

 

 

 

Состояние продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

 

  •  

 

 

 

 

 

Вывод (выбор программного обеспечения)___________________________________

  •  
  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ  УЧЕБНЫЙ  ПЛАН
    1. Образовательный компонент ( заполняет учитель начальных классов)

Основные образовательные области, учебные предметы, курсы коррекционно-развивающей направленности________________________________________________

3.2. Условия выполнения программы:

Форма организации обучения______________________________________________

Специальный режим _____________________________________________________

3.3. Индивидуальный учебный план  (включение  учебной недельной нагрузки)

Образовательная область

Предмет

Кол-во часов

 

 

 

3.4. Содержание программы.

Программы учебных предметов (приложение)

Другие программы ( формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся, внеурочной деятельности) приложение

 

  1. Содержание образования в условиях школы-интерната и семьи

Рекомендации родителям по вопросам обучения ребенка_______________________

  •  

5. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

  •  

 

  1.  

Коррекционный компонент (учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог)

6.1. Содержание психолого-педагогической коррекционной работы

Направление работы

Цели задачи

Формы, приемы, методы работы

Ожидаемый результат

Требования к реализации программы

6.2. Содержание логопедической  коррекционной работы

Направление работы

Цели задачи

Формы, приемы, методы работы

Ожидаемый результат

Требования к реализации программы

6.3. Содержание коррекционной работы учителем-дефектологом

Направление работы

Цели задачи

Формы, приемы, методы работы

Ожидаемый результат

Требования к реализации программы

7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ  И  СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА  И  СЕМЬИ.

7.1. Воспитательный компонент (классный руководитель/ воспитатель/ педагог доп.образования/ родитель)

Дата

Мероприятие

Форма и содержание работы

Ответственный педагог, специалист

Результаты

         

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ  СРЕДСТВ  И  ДИДАКТИЧЕСКИХ   МАТЕРИАЛОВ

Технические средства и дидактические материалы

Цель применения

 

 

9. СРЕДСТВО  МОНИТОРИНГА  И ОЦЕНКА  ДИНАМИКИ  РАЗВИТИЯ

9.1. Педагогический мониторинг

Мониторинг учебных достижений

Диагностический инструментарий учителя

 

Динамика образовательного уровня

 

 

1полугодие

2полугодие

9.2.  Психолого-педагогический мониторинг

Мониторинг  достижений

Диагностический инструментарий педагога-психолога

 

Динамика уровня  психических процессов

 

 

1полугодие

2полугодие

9.3. Мониторинг учителя-логопеда

Мониторинг  достижений

Диагностический инструментарий учителя-логопеда

 

Динамика уровня  речевого развития

 

 

1полугодие

2полугодие

9.4. Мониторинг и динамика достижений учителя-дефектолога (олигофренопедагога)

Мониторинг  достижений

Диагностический инструментарий учителя-дефектолога

 

Динамика уровня  познавательных процессов

 

 

1полугодие

2полугодие

 

ИТОГОВЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБРАЗОВАНИЯ _______________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Учитель:

Специалисты:

Категория: Методическое сопровождение | Добавил: tanya (13.06.2016)
Просмотров: 2454 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: