Материально-техническое и информационное обеспечение реализации АООП для слепых и слабовидящих обучающихся
Состав, характеристика помещения.
Здание - трехэтажное, приспособленное под школьное помещение, площадью 3528 кв.м.
Год постройки 1994г.
Учебных кабинетов – 19;
Помимо обычных учебных кабинетов школа имеет:
- спортзал;
- мастерские;
- компьютерный класс – 1;
- медицинский кабинет + процедурный кабинет;
- сенсорная комната;
- логопедический кабинет;
- кабинет ЛФК;
- кабинет массажа;
- библиотека;
- музей «Народы Забайкалья»
В школе имеется столовая, рассчитанная на 60 посадочных мест.
Так же на территории школы находится детская площадка, спортивная площадка.
Библиотека: общий объем фонда – 7135 книги, из них – 1200 учебники. Книг на флэш-носителях – 120шт, книги на аудио-носителях («говорящие книги») -1100шт.
Оснащенность средствами ИКТ (на 1 апреля 2016 года):
Доля ПК, используемых в учебном процессе – 100%;
Доля учебных кабинетов, оснащенных ПК – 100%;
Общее кол-во компьютеров, включая ноутбуки, моноблоки –31.
Все учебные кабинеты оснащены комплектами мультимедийного оборудования (проектор).
Описание инновационного оборудования и средств обучения и воспитания.
В школе в целях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты для обучающихся с ОВЗ, в последнее время происходит интенсивное внедрение инновационного учебно-тифлопедагогического оборудования и средств информатизации.
Используемые современные средства ИКТ и цифровые устройства.
Интерактивные доски (16шт) способствуют стимулированию когнитивных аспектов обучения, таких как восприятие и осознание информации, одновременному использованию нескольких каналов восприятия учащегося в процессе обучения, включению в познавательную деятельность арсенала новых методов, основанных на использовании средств ИКТ; повышают интерактивность, развивают диалогический характер, усиливают наглядность в обучении, повышают уровень визуализации изучаемого материала, абстрактной информации за счет динамического представления процессов, объектов и процессов микро- и макромиров; расширяют круг задач, используемых в обучении.
Цифровая модульная система для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства предназначена для работы с текстом, чтения, прослушивания и управления информационными компонентами (книги, справочники, энциклопедии, учебники, а также художественная литература, журналы).
Универсальное цифровое устройство для чтения цифровых «говорящих» книг предназначено для воспроизведения «говорящих» книг, записанных на флэш-картах прослушивать «говорящие книги», способствует развитию познавательной активности.
Принтер с рельефно-точечным шрифтом Брайля (2шт) для печати и конвертации текста из любого текстового редактора в брайлевский документ, рельефно-точечными символами на бумаге. Текстовая информация, выводимая в данном виде, становится одним из немногих средств получения различных знаний, новостей. Также расширяет восприятие, развивает воображение, мышление и увеличивает общий реабилитационный эффект.
Документ камера AverVision F 15 (7шт) непосредственно отображает на экран печатные или рукописные материалы, трёхмерные предметы; передает изображения документов, трехмерных объектов в виде видеосигнала на телевизор, монитор, интерактивную доску или с помощью проектора на экран; обеспечивает максимальную наглядность обучения, возможность оперативного включения в процесс урока любых иллюстративных материалов; увеличивает степень интерактивности и наглядности проводимых уроков за счет возможности показа «живой картинки» с документ-камеры.
Электронная лупа на штативе (30шт) увеличивает изображения с подсветкой, регулирует интенсивность и угол освещения. Способствует сохранению зрения, усиливает концентрацию внимания, сокращает время на поиск необходимой информации.
Электронные увеличители увеличивают изображения, дают возможность читать тексты с обычным размером шрифта, сохраняют зрение, усиливают концентрацию внимания, сокращают время на поиск необходимой информации.
Портативный видеоувеличитель HV-MVC увеличивает, фиксирует изображение, сохраняет зрение, усиливает концентрацию внимания, сокращает время на поиск необходимой информации.
Тифлофлешплеер является техническим средством реабилитации инвалидов по зрению и предназначен для чтения «говорящих книг»тифлоформата, записанных на флеш-картах. Кроме того, Аппарат оснащен диктофоном, радиоприемником УКВ и FM диапазонов, говорящими часами-будильником. Данное устройство было разработано для компенсации ограничений жизнедеятельности инвалидов в части способности к обучению, общению, трудовой деятельности.
Видеокамера - комбинация телевизионной передающей камеры и устройства для видеозаписи.
Телевизионное увеличительное устройство предназначено для воспроизведения на экране монитора увеличенного изображения объектов для выполнения работ со зрительной нагрузкой людьми с пониженной остротой зрения.
Компьютерный комплекс «БОС-здоровье логопедический» (2шт). Комплекс предназначен для совершенствования и коррекции речевой функции у здоровых и больных людей (дети с 4 лет, подростки и взрослые) методом биологической обратной связи.
Наглядные пособия, дидактические материалы, демонстрационные пособия предназначены для ознакомления школьников начальных классов с определенными понятиями, предметами и характеристиками, развития связной речи, обучения грамоте, расширение кругозора, общей и социально-бытовой осведомленности т .д.
Оборудование для школьных мастерских предназначено для развития навыков работы на многофункциональном, токарном, сверлильном станках, швейных машинках; формирования навыков работы с разными видами инструментов, способствует развитию коррекция памяти, восприятия, логического мышления, развитие мелкой моторики, эстетического вкуса, аккуратности, внимательности; развивает умения при работе с металлом, деревом, тканями и др.
Спортивное оборудование предназначено для занятий АФК и уроков физкультуры учащихся разных групп здоровья; способствует поддержанию в тонусе мышцы всего тела, укрепляет сердечно-сосудистую, нервную и дыхательную системы, повышает выносливость; улучшает циркуляцию крови во время занятий и т.д.
Сенсорная комната для оказания комплексной помощи детям: это и развитие психических процессов, и снятие эмоциональной напряженности, мышечной усталости, а так же достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
Учебно-лабораторное оборудование .
Цифровые микроскопы
Это простое в использовании устройство обладает большими возможностями: с его помощью в реальном времени на экране компьютера можно наблюдать многократно увеличенное изображение микрообъектов, а также создавать снимки и видеозаписи протекающих в микромире процессов. Эти возможности микроскопа помогают обеспечить наглядность занятий на таких уроках как природоведение и окружающий мир, биология, химия и физика.
Изменение инфраструктуры школы-интерната.
Материальная составляющая инфраструктуры направлена на изменение качества условий. Пространство нашей школы-интерната функционально и эстетически грамотно оформлено, обеспечивает физическую и психологическую безопасность, не содержит рисков для здоровья. Инфраструктура нашей школы предполагает использование информационно-образовательной среды для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ-компетентностью. Постоянно планируются мероприятия по поддержанию и улучшению материально-технической базы учреждения.
В рамках ФЦПРО по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей» в 2014, 2015 гг. приобретено оборудование на сумму 7млн664тыс 406рб 10коп
В настоящее время в образовательном процессе используются:
Кабинетов информатики |
1 |
Из них рабочих мест |
6 |
Количество компьютеров, используемых в учебном процессе |
31 |
Количество компьютеров, используемых администрацией |
1 |
Количество компьютеров, ноутбуков, используемых специалистами |
3 |
Количество классов (учебных помещений), оснащенных интерактивным комплектом (интерактивная доска, ноутбук, проектор) |
16 |
Выделена линия для подключения школы к сети Интернет, скорость подключения |
от 128 кбит/с до 256 кбит/с |
кол-во принтеров |
3 |
Адрес электронной почты |
|
Адрес сайта школы в Интернет |
skoshipz.ucoz.ru |
Методическая составляющая инфраструктуры переориентирована на поддержку деятельности каждого учителя. 77% учителей школы-интерната прошли курсовую подготовку по интерактивным средствам обучения. Педагоги школы принимают активное участие в различных конкурсах, являются членами различных интернет – сообществ. (Сеть творческих учителей; Всероссийский интернет — педсовет, Университет коррекционной педагогики и др.). Неотъемлемой частью методической составляющей инфраструктуры школы является кабинет учителя. Сегодня урок не ограничен учебником по предмету, классной доской и учителем. По современным требованиям образовательного стандарта традиционная форма урока не может дать учащимся такой объем информации, каким является урок с использованием информационных технологий, для этого есть всё необходимое соответствующее техническое оснащение.
Учителя и учащиеся школы достаточно активно используют на уроках разнообразные цифровые образовательные ресурсы: интерактивные пособия, медиапрезентации, видеофильмы. Это позволяет делать урок интересным и увлекательным, способствовать увеличению объёма полученной информации, качественному усвоению материала.
Школа является региональным ресурсным центром по апробации Федерального государственного образовательного стандарта для слепых и слабовидящих обучающихся. На базе школы-интерната проводятся стажировочные площадки для педагогов, специалистов, руководителей ОУ по вопросам внедрения и реализации ФГОС-ОВЗ.
Организационная составляющая инфраструктуры направлена на:
- создание образовательного пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения;
- на обеспечение образовательных достижений учителя и ученика;
- на систему поддержки и сопровождения детей, обладающими потенциальными способностями и склонностями;
- на организацию и проведение факультативных занятий, различного вида занятий кружковой деятельности, мероприятий, конференций, семинаров, праздников, вечеров, конкурсов;
- на организацию предметно-развивающей и здоровьесберегающей среды в образовательном пространстве школы.
Важным условием создания полноценной школьной среды является наличие оздоровительной инфраструктуры. Организовать учебный процесс так, чтобы сохранить здоровье детей - одна из основных задач учреждения. Здание школы имеет местное отопление, водопровод, холодное и горячее водоснабжение, канализацию. Большое значение для сохранения здоровья детей имеет организация питания. В школе работает столовая на 60 посадочных мест; горячим питанием охвачены 100% учащихся, из них 50% организованно получают горячие завтраки и обеды, 50% детей –пятиразовым питанием. Ежегодно полную диспансеризацию проходят все учащиеся. Дети-сироты в летний период отдыхают в пришкольных лагерях. В школе есть лицензированный медицинский кабинет. Медицинское обслуживание осуществляет врач –окулист (0,5ст), врач-психиатр (0,5ст) и медицинские сестры.
Для учащихся 1-ых классов введена динамическая пауза(45 мин.) с ежедневной прогулкой. Для занятий физической культурой и спортом обновлен спортивный зал., кабинет ЛФК. В 2015 году завершено строительство спортивной площадки (каток, футбольное поле) на территории, благодаря благотворительной акции «Спорт без границ». Это стало возможным благодаря проявлению внимания к учреждению со стороны привлечения социального партнера «Мегафон». В школе реализуется комплексная программа «Здоровье», цель которой обеспечение безопасности и сохранение здоровья обучающихся. Традиционны такие мероприятия как День здоровья, месячники здорового образа жизни (ноябрь, февраль), конкурс «Самый спортивный класс», различные соревнования .
Информационная составляющая инфраструктуры. Школа-интернат использует самые разные каналы для распространения рекламной информации о возможностях школы. Регулярно публикуем материалы о школе, школьных мероприятиях, событиях в местной районной газете «Петровск-Забайкальские вести». Новостная cтраничка школьного сайта содержит новости, материалы педагогической деятельности, что позволяет привлекать внимание коллег, педагогов из других школ, регоинов. Для пользователей сайта «Одноклассники» создана группа «Петровск-Забайкальская СКОШИ», где помещаем фоторепортажи с мероприятий, делимся главными событиями. Таким образом, вовлекаем определенный процент наших учащихся, родителей, выпускников - пользователей социальных сетей.
Школа работает в тесном контакте с общественными структурами, организациями: Центром детского творчества, Дворцом культуры и спорта, библиотеками, центральной районной больницей, музеями города и школ, КДН, ПДН, родителями учащихся, с медицинскими колледжами, училищами края, ПУ. Такая совместная деятельность направлена на успешное воспитание личности обучающего с нарушением зрения, его успешной адаптации и социализации в обществе.
Одной из главных задач школы-интерната является обеспечение комфортной, безопасной школьной среды. Организация безопасности в школе складывается не только из решения организационных вопросов и разработки соответствующих документов, предусматривающих порядок действий при возникновении ЧС, а также взаимодействия с силовыми структурами и вышестоящими организациями, но и физической, и инженерно - технической защищенности, наличия технических средств пожарного контроля и наличия средств пожаротушения.
В реализации направления «Изменение школьной инфраструктуры» выявлены следующие проблемы:
- требует решения вопрос подключения к высокоскоростному Интернету;
- создание и наладка локально-вычислительных сетей внутри образовательных учреждений;
- необходимость в приобретении учебников для слабовидящих обучающихся, реализующих общеобразовательные программы и программы специальных коррекционных классов.